Что за девушки все лето 1942 г. наводили ужас на фашистов в Крупском и Борисовском районах
За поимку атаман-десантницы Лёльки нацисты назначили награду в 30 тыс. рейхсмарок, корову и 2 л водки. А ей было только 22 года… Как обороняла белорусскую землю народный мститель, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Дева Мария
Лето 1942-го, Борисовский район Минской области. По железной дороге вот-вот должен пройти крупный состав с гитлеровцами и техникой. Чтобы обезопасить важные стратегические участки от партизан, начавших рельсовую войну, вдоль путей выставили часовых. Неожиданно немец, стоявший на посту, увидел в лучах солнца приближающуюся к нему удивительной красоты девушку в крестьянском платье. На руках она держала младенца, завернутого в льняную тряпицу. Солдат вермахта даже улыбнулся, вероятно, подумав, что пред его очами предстала Дева Мария. Он кивнул ей и сказал: Kind, gut. Она улыбнулась в ответ. Положив сверток с ребенком на траву, начала собирать щавель, который рос вдоль путей. Спустя некоторое время показался состав. Часовой встал по стойке смирно. Когда паровоз почти поравнялся с барышней, она вдруг схватила сверток с малышом и метнула его под колеса поезда. Сама же помчалась к лесу. Вместо младенца в пеленках оказалась мощная мина. Состав пошел под откос, а часовой, оглушенный взрывом, даже не пытался преследовать девушку, а только смотрел ей вслед. Это была Елена Колесова, разведчица, командир диверсионной группы партизанского отряда специального назначения. Или атаман-десантница Лёлька, как ее прозвали немцы, объявившие за поимку Колесовой награду: 30 тыс. рейхсмарок, корову и 2 л водки.
Родилась Елена Федоровна в 1920-м в Ярославской области в крестьянской семье. В 2 года потеряла отца. Мать растила братьев и сестер, а Лену, когда ей исполнилось 8 лет, отдала на воспитание сестре, проживавшей с мужем в Москве. Там бойкая девчушка окончила школу, поступила в педагогическое училище и с 1939-го работала учительницей.
Поджог комендатуры
После начала Великой Отечественной Елена рвалась на фронт. Окончила курсы сандружинниц. Но ее направили на строительство оборонительных сооружений. Там до октября 1941 г. она не выпускала из рук лопату, периодически наведывалась в военкомат. Девушка умоляла послать ее на передовую. В один из таких визитов в кабинете военкома случайно оказался майор Артур Спрогис. Еще в 1924-м он, работая во внешней разведке, участвовал в операции «Синдикат-2». Внедрился в окружение Бориса Савинкова, проводил его с группой через «окно» на советско-польской границе на территорию БССР. Сопровождал их до Минска, привел в засаду, где Савинкова и пособников арестовали. В начале войны командовал диверсионным отделением одной из частей Западного фронта. Елена показалась ему подходящей кандидатурой для заброски в тыл противника. Ее рвению не было предела. Впрочем, из-за развития событий на фронте курсы, на которых она училась стрельбе, минированию, владению ножом, длились недолго. Уже 28 октября 1941-го девушку направили в одиночку минировать дороги, собирать сведения о перемещении немецких войск в районе станций Тучково, Дорохово Московской области. Не имея опыта, она положила в вещмешок тол, взрыватели вперемешку с сухарями. Из-за этого последние стали горькими. На этом задании Елена попала в плен, однако через двое суток сбежала. В комендатуре в ее кармане оставались спички. Когда часовой отвлекся, смышленая девушка устроила поджог и под шумок сумела уйти.
В начале 1942 г. Колесова возглавляла сводный отряд разведотдела штаба Западного фронта. Выполняя задание в Калужской области, Елена увидела спустившийся на парашютах немецкий десант. Отряд, состоявший отчасти из молодых женщин, вступил в открытый бой с врагом и сумел сдержать натиск противника до подхода подмоги.
После Колесова для диверсионной деятельности в тылу врага предложила Спрогису создать отряд, в котором будут только девушки. Им проще выдать себя за местных. А молодой мужчина в тылу мог вызвать подозрения.
В полный рост
В ночь на 1 мая 1942-го Лену с ее отрядом, состоявшим из 12 девчат, забросили в Минскую область. Поскольку такие команды набирали из пополнения, их толком не успевали подготовить. Девушки-диверсанты не имели опыта прыжков с парашютом. В итоге трое вчерашних школьниц не сориентировались в темноте, поздно раскрыли парашюты и погибли. Одна зацепилась стропами за дерево, расстегнула лямки и упала на корни деревьев. Как результат — перелом позвоночника. Естественно, она стала не способна больше выполнять задание. Ее хотели оставить в ближайшей деревне, где жил фельдшер. Но она не хотела быть обузой. Поэтому взяла пистолет, начала чистить его, якобы думая о своем, и застрелилась…
Оставшиеся девчата развернули активную деятельность. Взрывали мосты, нападали на патрули. Пускали под откос вражеские поезда. Через неделю после начала работы Елена потеряла еще двух бойцов. Подруг взяли в плен. Однако к ее группе присоединился самостоятельно действовавший партизанский отряд из 10 человек, куда входили жители окрестных сел. На протяжении мая и лета 1942 г., казалось бы, маленькая команда наводила ужас на оккупантов в Борисовском районе: взрывала гитлеровские склады, громила гарнизоны.
Однажды разведчицы узнали, что в одном из полицейских участков хранятся важные документы. Пособников фашистов требовалось каким-то образом выманить из дома. Елене пришла в голову идея: взяв ведро у ближайшего колодца, она бросила в него горсть камушков. Раздался такой звук, словно застрочил пулемет. Полицаи выскочили и побежали выяснять, кто стрелял. В это время разведчицы зашли в участок и выкрали необходимые бумаги.
Помогал и педагогический опыт. Колесова легко находила общий язык с детьми. Местные ребята стали ее глазами и ушами, добывали информацию. Вскоре захватчики объявили награду за поимку атамана Лёльки. Среди оккупантов ходили слухи, что диверсантов не менее 600! Считали Лёльку гром-бабой. А она была хрупкой 22-летней девушкой маленького роста.
11 сентября 1942-го развернулась совместная операция партизанских отрядов по уничтожению немецкого гарнизона возле деревни Выдрицы Крупского района (102 км от Минска). Группа Колесовой принимала в ней активное участие. Бой начался на рассвете. Через несколько часов партизаны почти одержали победу. Елена встала в полный рост, бросила гранату в бежавших гитлеровцев — и сразу же получила смертельное ранение. Партизаны поднялись в атаку и захватили Выдрицы. Хоронили разведчицу всем соседним селом Миговщина. 21 ноября 1944 г. Елене Федоровне Колесовой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1954-м останки перенесли в город Крупки в братскую могилу, в которой захоронены и ее боевые подруги.