Директор «Минсккоммунтеплосети»: через 7–10 лет отпадет необходимость в плановых отключениях горячей воды
«Минчанин года» директор УП «Минсккоммунтеплосеть» Владимир Александров в беседе с корреспондентом агентства «Минск-Новости» вспомнил о приключениях в свой первый рабочий день, порассуждал о роли человеческого фактора в сфере теплоэнергетики и поделился оптимистичным прогнозом о завершении эпопеи с отключениями горячей воды в межотопительный период.
— Владимир Матвеевич, как восприняли известие о присвоении звания «Минчанин года»?
— Было неожиданно и приятно. Испытал гордость — не столько за себя, сколько за коллектив. Потому что это оценка работы всего предприятия.
— Вы трудитесь в сфере теплоэнергетики более 40 лет. Помните свой первый рабочий день?
— Конечно. Он, наверное, и определил мою дальнейшую судьбу. Я окончил Белорусский политехнический институт (сейчас Белорусский национальный технический университет. — Прим. авт.) по специальности «инженер-теплоэнергетик» и 8 августа 1977 года пришел трудоустраиваться на предприятие «Минские тепловые сети» (столицу обеспечивают теплоэнергией и горячей водой две организации — филиал «Минские тепловые сети» РУП «Минскэнерго» и УП «Минсккоммунтеплосеть». — Прим. авт.). Сразу предлагали пойти инженером в ПТО, но я хотел заниматься производством — больше душа лежала к железу, чем к бумагам. В отделе кадров меня услышали и направили в одно из структурных подразделений предприятия, предупредили начальника о моем приезде. Время было напряженное: август — пик подготовки к отопительному сезону. К 8:00 был в приемной. В кабинет начальника постоянно заходили люди, на меня никто не обращал внимания. Просидел до полдвенадцатого и ушел. Кадровикам заявил, что в этом районе ни при каких обстоятельствах работать не буду. Направили в другой. Приехал, зашел на котельную и спросил у первого встречного, как пройти к начальнику. Это он и был — Яков Семенович Левков. Представился, и мы пошли не к нему в кабинет, а на экскурсию по котельной. Он все показывал и рассказывал: коллекторы, котлы, трубопроводы, водоподготовка, газовое хозяйство… Растерялся и думаю: «Куда я попал? Что тут буду делать?» Одно дело — практика, которую проходил на двух ТЭЦ, и другое — собственно работа. Целый месяц руководитель водил меня за собой, как дитя несмышленое. Так я стал машинистом котлов, затем — начальником смены, мастером по ремонту котельной, мастером участка тепловых сетей… Когда начинаешь понимать, как работает оборудование, овладеваешь технологиями, то страх пропадает и появляются интерес, ощущение ответственности и желание все делать на совесть.
— С 1991 по 2002 год вы занимали должность главного инженера «Минтеплосетей», а затем назначены руководителем УП «Минсккоммунтеплосеть». Это было повышение или наоборот?
— Там — мощное оборудование и серьезное хозяйство. Представьте магистрали по 1 200 мм в диаметре, по которым от ТЭЦ подается теплоноситель под давлением до 20 атмосфер и температурой до 114 градусов. Здесь — трубопроводы небольших диаметров и котельные. Сначала несколько приуныл, но первое впечатление быстро ушло. Как оказалось, работы непочатый край. Прежде всего предстояло разобраться, кто чем занимается и насколько эффективно трудится, как улучшить работу в части сокращения повреждений на трубопроводах, уменьшить теплопотери. Со временем стало ясно, какой вклад вносит каждое подразделение, где «хромают», в какое русло направлять усилия. Время было непростое — работали в режиме «неотложки»: когда предприятие всем должно, банк разрешает брать только 10 % средств, поступивших на счет. Остальные — на погашение долгов. Пришлось ужесточить финансовую дисциплину и искать пути выхода. На своем опыте прочувствовали принцип: чем лучше работаешь, тем больше перспектив для улучшения работы. Сегодня есть и деньги, и понимание дальнейшего развития.
— Раньше большое значение имел человеческий фактор. Теперь же большинство процессов автоматизировано, котельная не ассоциируется с чумазым кочегаром. Теплоэнергетики успевают идти в ногу со временем?
— Действительно, участие человека в производственных процессах со временем себя изживет. Вот мы построили котельную на местных видах топлива на ул. Лынькова. Там вообще никакого вмешательства человека не требуется, разве что нужно привозить и разгружать топливо. Все остальное сделает автоматика с учетом погодных условий. Но есть другой аспект влияния человеческого фактора, который выходит на первый план. Он заключается в мыслях, прогнозах, аналитике, моделировании ситуации, обосновании инвестиций, организации движения вперед. Компьютеру, по крайней мере, на данном этапе, все это просчитать невозможно.
— Как обосновать тот факт, что летом традиционно на две недели отключают горячую воду?
— По этому поводу часто ставят в пример Западную Европу и США. Но там совершенно иная исторически сложившаяся система теплоснабжения, которая имеет плюсы и минусы. Так, для отопления используются электроэнергия, газ. Есть и централизованные схемы, как наша, которые тоже останавливают на профилактику и ремонт сетей.
Трубопроводы необходимо испытывать повышенным давлением, чтобы зимой не было повреждений и даже кратковременных отключений в подаче тепла. 20 лет назад никого не удивляло зрелище, когда из-под земли вырывался столб горячего пара и замерзал на деревьях. К людям, устранявшим такую аварию, относились как к героям. Если подобное ЧП произойдет сегодня, реакция будет кардинально иной.
Не принято вспоминать и о том, что раньше горячую воду отключали на 30 дней, теперь — максимум на 14, но в некоторых случаях этот период длится меньше. По нашему предприятию в текущем году он составляет в среднем 12 суток. Сокращение срока происходит благодаря замене старых сетей на современные предварительно изолированные (ПИ) трубопроводы. Таковых переложили уже 40 % от общего количества. ПИ-трубы могут прослужить 30 и более лет и не нуждаются в испытаниях: их состояние в режиме реального времени отслеживается на мониторе компьютера. Кстати, при производстве работ по замене встречаются недовольные уже не столько сроками отключения, сколько раскопками. Надо понимать: придется потерпеть, временно пожертвовать комфортом, пока ПИ-трубы не будут проложены везде. Только тогда мы сможем отказаться от летних отключений горячей воды вообще, кроме разве что отдельных участков на день-два.
— Когда это произойдет?
— В Минске, думаю, лет через 7–10.
— А почему сегодня продолжаются отключения в домах, к которым уже подведены ПИ-трубы?
— Дело в том, что большинство из них проложены отдельными отрезками, соединенными со старыми сетями, а не цельно от теплоисточника до потребителя. Кроме того, есть документ, обязывающий производить опрессовку сетей. Он появился до применения ПИ-труб. С одной стороны, его нецелесообразно отменять до полной модернизации трубопроводов, но с другой — такие испытания не идут на пользу ПИ-трубам. По нашему хозяйству планируем этот вопрос решать совместно с регламентирующими организациями.
Стоит, по-моему, рассмотреть и такой вариант. Строится атомная станция, и пора уже думать о применении электронагрева для получения горячей воды даже на период ремонта котельных и ЦТП. Почему в Германии почти нет отключений? Работают газовые и электрокотлы. Мы уже реализуем проект на котельной на ул. Прилукской по внедрению гибридной схемы нагрева воды: для выработки тепла в разрезе суток будут использоваться и газ, и электроэнергия. Полагаю, однажды такие схемы будут применять более широко.
— Скоро отопительный сезон. День запуска тепла самый напряженный?
— Теплоэнергетики готовы к нему. Возникают вопросы, связанные с готовностью внутридомового теплоснабжающего оборудования и трубопроводов, за которые — если говорить о жилфонде — отвечают службы ЖКХ. Раньше возникало немало проблем: теплоноситель подан, а батареи холодные. Имело место недопонимание технических процессов, где-то — неграмотность и безответственность, не все развоздушивали систему теплоснабжения дома, а это обязательное условие для работы отопления. Теплоисточник, теплосеть и потребитель в виде здания — единая гидравлическая система. Если во внутридомовой системе что-то не так, это отражается на котельной — теряется гидравлика, останавливаются котлы, насосы. Но за последние лет 5-6 ситуация кардинально поменялась — появилась дисциплина, отлажена схема взаимодействия жилищно-коммунальных служб и теплоснабжающих организаций. Не все идеально, но прогресс налицо.
— Какая температура зимой в вашей квартире?
— Плюс 18–20 градусов. Индивидуальных приборов учета тепла нет, но всем домочадцам комфортно. Напоследок совет: об исправно работающей системе теплоснабжения свидетельствует не «горячесть» батареи, определяемая на ощупь, а отметка на комнатном термометре, показывающая не ниже 18 градусов.
Справочно
На балансе УП «Минсккоммунтеплосеть» находятся 5 мини-ТЭЦ, 42 котельные, 281 ЦТП и квартальных пунктов учета тепла, 660,7 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении. Предприятие обеспечивает тепловой энергией свыше 4 600 объектов в столице, из которых более 85 % относятся к жилищной и социальной сфере.
Фото Сергея Пожоги