Дирижер Евгений Бушков — о новом сезоне, генетике и творческой свободе
Как привить детям любовь к классике, допускается ли творческое «многоженство» у дирижеров и чем привлекателен Минск для маэстро — об этом и не только корреспондент газеты «Вечерний Минск» поговорила с главным дирижером Государственного камерного оркестра Республики Беларусь, заслуженным артистом Российской Федерации Евгением Бушковым.
Две пятерочки
— Евгений Робертович, 23 ноября в Белгосфилармонии оркестр открыл свой 55-й музыкальный сезон. Концерт получился ярким и запоминающимся. Чем еще творческий коллектив будет удивлять слушателей?
— Юбилейные сезоны мы стараемся делать праздничными и запоминающимися. То, что народный артист России баянист Фридрих Липс согласился снова приехать к нам, уже событие. Он бывал в Беларуси в 2011 и 2014 годах и даже практически играл сольную программу с оркестровым аккомпанементом.
Сейчас наконец мы смогли исполнить уникальную программу, в которую вошли «Семь еврейских песен для баяна и струнного оркестра» Михаила Броннера. Когда я услышал запись, которую ранее мне подарил Липс, был под таким впечатлением! Появилось сильное и немедленное желание привезти произведение в Минск. И вот теперь нам удалось осуществить эту мечту, что меня чрезвычайно радует. Прозвучало и «Кончерто гроссо № 1» Эрнеста Блоха — ярчайшее произведение, написанное им в далекие 1920-е для студенческого оркестра Кливлендского института музыки в США, где по стечению обстоятельств сейчас обучается моя дочь Мишель. Так что концерт получился замечательным.
28 февраля 2023 года Государственный камерный оркестр Республики Беларусь отметит 55-летие. Красивая дата. Мы с детства привыкли, что, если ученик получил пятерку, это хорошо, а две — еще лучше.
Программа составлена так, что почти все произведения включают цифру 55. Она может присутствовать либо в их номере, либо в годе создания. Поставив перед собой такую задачу, обнаружил, что выбор есть. Например, в первом отделении будем играть классические произведения: 55-ю симфонию Йозефа Гайдна, которая, кстати, называется «Школьный учитель», и одну из ранних симфоний Моцарта под условным номером 55. А во втором отделении прозвучит музыка более легких жанров. Ждем молодую талантливую флейтистку из Москвы Юлиану Падалко, она тоже выйдет на сцену с нашими музыкантами в квинтете Боккерини.
Могут возникнуть сложности с приглашением музыкантов издалека, но надеюсь, к нам приедут давние партнеры и друзья.
— К вашему 50-летию композитор Галина Горелова создала произведение «Страдивари». Тогда вы вышли на сцену со скрипкой. Сможем ли увидеть вас вновь с этим инструментом?
— Пока не знаю, куда нас заведут наши программные изыскания. Тогда это было скорее исключением. Галина Горелова думала о нашем оркестре, и, идя навстречу ее пожеланиям и идеям, я согласился исполнить небольшое соло на скрипке.
Классический прием
— Вы родились в семье музыкантов. Ваша сестра, сын и дочь тоже выбрали эту профессию. Исходя из своего опыта, как считаете, окружение или генетика дает творческому человеку больше возможностей, чтобы добиться успеха?
— Генетика имеет значение для первого импульса к творчеству. Знаю примеры, когда человек невероятно одарен, а вот окружение появляется позднее. И несмотря на исключительную одаренность, люди не достигают высот признания.
Успех — это потребность в том, чтобы добиваться признания. К одаренности нужен еще и внутренний мотор, который бы давал импульс движению к цели.
Музыканты сейчас живут в условиях жесточайшей конкуренции. Одно дело — генетика и желание заниматься творчеством, а другое — успех и признание. Бывали случаи, когда промоутеры переставали работать с одаренными музыкантами, если те даже по уважительным причинам отменяли концерты.
— В Белгосфилармонии есть ваш авторский цикл для детей «Классика — это классно», где вы выступаете как автор и рассказчик, поясняете ребятам сложные моменты, прививая любовь к музыке. Читала, что в детстве вы бывали на концертах, которые оказывались неинтересными. И теперь решили изменить ситуацию и подтолкнуть юное поколение к искусству. Есть ли результаты?
— Конечно. Некоторые мои слушатели, назвал бы их даже соучастниками, уже подросли и теперь приводят на концерты своих детей. И выступление родителей, заснятое на видео, является стимулом для следующего поколения. Это памятные и приятные моменты.
Например, когда я ставил оперу «Мальчик, который слишком быстро рос» Джана Карло Менотти, пришлось многое делать самому, начиная с перевода либретто. Это был очень интересный опыт! Участвовали замечательные ребята, влюбленные в оперу, пение, театральное действие. Не думаю, что все они стали музыкантами, но их внутренний мир благодаря музыке стал намного богаче. Первый цикл концертов сделал в 2003 году, так что скоро будет уже 20 лет, как я этим занимаюсь. География таких концертов широка, давали их даже в Индии, и всегда они находили отклик в сердцах зрителей.
Творческая свобода
— Вы были дирижером оркестра «Новая Россия», а потом приехали в Минск и уже 13 лет здесь. Почему остались?
— Как только завершил работу в оркестре «Новая Россия», практически сразу поступило предложение возглавить Государственный камерный оркестр в Минске. Причем, что особенно ценно, оно исходило от самих музыкантов, с которыми мы уже несколько раз сотрудничали. Меня не назначили на эту должность, я не проходил бюрократический отбор, это был выбор коллектива, к которому с детства испытывал очень большое уважение. Первый раз выступление оркестра под руководством дирижера Юрия Цирюка слышал в 1983-м в Большом зале Московской консерватории. Был под огромным впечатлением! Поэтому спустя годы с радостью принял приглашение. У меня были периоды, когда сотрудничал и с другими коллективами. Если сравнивать с семейной жизнью, то в этом плане творческое «многоженство» у дирижеров допускается.
Самое ценное, что есть в Минске и что трудно найти в других местах, — невероятная творческая свобода. Филармония и я находили возможности сочетать мою работу в Беларуси и за рубежом. Кроме того, я мог делать проекты, интересные мне и моему коллективу, без диктата сверху. Условия, которые у меня были здесь, практически несравнимы с условиями ни одного западного оркестра. И сейчас мы ставим новые программы, даже во время пандемии коронавируса наш перерыв во встречах со зрителями составил всего несколько месяцев.
— Сотрудничаете ли с зарубежными оркестрами?
— Возобновил сотрудничество с оркестром в Палермо, где работал приглашенным дирижером. Оно прервалось почти на 2,5 года. Различные проекты возобновляются, поступают предложения, но буду ли в состоянии их технически осуществить, пока неизвестно.
— Музыка — универсальный язык, понятный жителям разных стран. Сейчас, когда речь идет о запрете даже на произведения Чайковского, сталкивались ли с подобными ограничениями?
— Нет. Возможно, есть отдельные моменты по поводу исполнения тех или иных произведений, но это не носит тотального характера. Что меня особенно ранит — неправомерные ограничения для молодых музыкантов, подающих заявки на участие в творческих конкурсах в различных странах и которых исключают за принадлежность к какой-либо нации.
Итальянский оркестр, с которым я работаю, играет произведения Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, и совершенно никаких ограничений нет.
В Италии есть конкурс, финал которого не обходится без произведений Чайковского. Когда решили запретить их исполнение, мэр города официально выразил несогласие с такой позицией.
— А есть ли в филармонии возможности для дальнейшего развития вашего творческого потенциала?
— Думаю, да. Например, в прошлом году мы получили новые инструменты, их приобретение стало возможным благодаря поддержке Совета Министров и Министерства культуры. Это придаст бόльшую слитность звучанию нашего оркестра. Инструменты идентичны по своей настройке и очень хорошо звучат. А для музыканта взаимодействие с новым инструментом — очередной этап в жизни.
Успокоить разум или взволновать душу
— На ваш взгляд, что в современном мире отличает человека культурного от бескультурного? Можно ведь купить билет на концерт в филармонию, прийти на него и уйти с пустыми головой и сердцем, а можно проникнуться услышанным и получить что-то для себя важное и нужное.
— Когда работал в Индии, была возможность познакомиться с искусством страны с богатейшей историей и очень своеобразной культурой. Побывав в этой атмосфере и послушав их музыку, понимаю, что в основном она медитативная и преследует цели успокоения разума. Потому что жизнь там бурлящая, краски — яркие, запахи — невероятные…
В западноевропейской культуре иначе: зритель приходит на концерт не для того, чтобы успокоить разум, а скорее чтобы взволновать душу.
А отличает людей культурных от бескультурных только степень их подготовленности. Любое соприкосновение с искусством, ваше впечатление от него различается в той степени, в которой вы можете воспринять более тонкие вибрации. Если корзиночка вашего опыта пуста, оценить все тонкости предлагаемого произведения искусства будет сложно, хотя вы все равно получите удовольствие от произведения.
Человек с богатым слуховым и зрительным опытом услышит и увидит эти тонкости. Поэтому делаю детские программы и настаиваю, чтобы родители вели малышей на концерты, в новую для них среду. Чем больше ребята слушают различной музыки — с помощью интернета, в концертных залах, тем тоньше их вкус. А повзрослев, они продолжат искать атмосферу, с которой соприкасались в детстве.
Фото предоставлены Белгосфилармонией и из личного архива Евгения Бушкова
Смотрите также: