«Достойный пример освоения средств инновационного фонда» — А. Цуран на МАЗе
Семинар для депутатов Мингорсовета состоялся 28 марта на Минском автомобильном заводе. Темой визита были определены вопросы эффективности расходования средств инновационного фонда Мингорисполкома, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Участники мероприятия во главе с председателем Мингорсовета Артёмом Цураном посетили ряд производственных площадок, где ознакомились с номенклатурой выпускаемой продукции, особенностями отдельных технологических процессов и условиями труда. О возможностях предприятия детально рассказал заместитель гендиректора — директор по маркетингу Владимир Янушко.
Знакомиться с продукцией МАЗа участники семинара начали еще по ходу движения к месту начала экскурсии — главному конвейеру автосборочного завода: по территории предприятия депутаты перемещались на автобусе третьего поколения МАЗ-303.

— Эта машина имеет ряд преимуществ по сравнению с серийным вторым поколением, — детализировал В. Янушко. — В частности, увеличилась степень остекления, а за счет несущей верхней балки кузов удалось сделать универсальным. Машина может исполняться в варианте автобуса, как в данном случае, электробуса — тогда на крыше располагаются батареи — накопители электроэнергии весом до двух с половиной тонн, или же троллейбуса, в том числе с автономным ходом, когда на крыше монтируются токоприемники и контейнер с системой управления. Такая универсальность обеспечивает преимущества для автопарков, которые будут ее эксплуатировать.

Машины третьего поколения собирают в настоящее время серийно: техника с электроприводом — на площадке в Жодино, откуда идут поставки в Минск и другие города, например, в Казань, куда уже отправились полсотни единиц. Основное же производство машин третьего поколения запустят в новом корпусе автобусного завода.

— Площадь Минского автозавода — 176 га. Отдельные производства — а МАЗ образуют девять заводов — соединяют свыше 100 км внутренних автодорог, — рассказал В. Янушко. — У каждой улицы, как и положено, название: Магистральная, Инженерная, Литейная, Прессово-Кузовная. Словом, город в городе. Трудятся здесь 14,5 тыс. человек. Производственную славу предприятия куют 27 династий, отдельные — с 1944-го, года основания. В составе холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», помимо девяти заводов ОАО «МАЗ», еще десять, плюс сельхозпредприятие «АгроМАЗ». В целом — свыше 22 тыс. работников.
У главного конвейера гости имели возможность наблюдать за тем, как рождаются грузовые автомобили. Ежедневно здесь могут собирать до полусотни машин, причем, что немаловажно, 550 видов и модификаций. В движении от одного участка к другому — а их пять — изначально голая рама обрастает агрегатами, превращаясь к концу пути в готовый к испытаниям седельный тягач. Импорт узлов минимизирован: благодаря неустанному инженерному поиску уровень локализации производства удалось довести до 96 %.

Следующей остановкой в маршруте участников семинара стала смотровая площадка у нового корпуса автобусного завода. Раньше здесь размещались старые цеха, где выпускали небольшие автобусы, прицепы и элементы трансмиссии. Эти строения снесли в 2023 г., когда стартовал новый проект. На его реализацию из инновационного фонда Мингорисполкома выделили 300 млн рублей. Работы, как отметил В. Янушко, удалось завершить на восемь месяцев раньше плана, при этом сэкономили 20 млн рублей. Новое производство характеризуется высоким уровнем организации технологических процессов и условий труда. Сборка машин будет осуществляться в три параллельных потока. В апреле ожидается торжественная церемония открытия.
— Здесь будем собирать 2 тыс. автобусов в год, а в целом объем их выпуска МАЗом составит 3 тысячи. Мы очень благодарны властям города за поддержку этого многообещающего проекта. Без вас мы его однозначно не подняли бы, — акцентировал внимание В. Янушко.

В свою очередь А. Цуран отметил:
— Мы здесь сегодня именно для этого: посмотреть, как осваиваются средства инновационного фонда. Увидев, можем уверенно утверждать: это пример, лишний раз подтверждающий ориентированность нашего бюджета на развитие.
В последнее время, детализировал председатель Мингорсовета, объем инновационного фонда столицы формируется ежегодно на уровне 360 млн рублей. Сумма немаленькая: город готов тратить эти деньги на реализацию перспективных проектов.

У МАЗа, заметил В. Янушко, планов громадье: еще один многообещающий замысел — строительство нового прессово-кузовного завода, что позволит наладить выпуск новых и повысить качество уже освоенных деталей, находящих применение среди прочего при сборке кабин. Проект уже готов.

Депутаты интересовались, насколько отлажен контакт между автозаводцами и теми, кто эксплуатирует их технику.
— Наши специалисты регулярно посещают автобусные парки, проводим опросы, анализируем поступающие замечания: обратная связь выстроена и развивается на всех уровнях — не только между руководителями, но и между инженерами, профильными специалистами, — отметил В. Янушко.

Экскурсию по предприятию участники семинара завершили встречей со спортивной командой «МАЗ-СПОРТавто», ознакомившись с еще одним амплуа выпускаемых Минским автозаводом машин. Команда образована в 2010 г., регулярно участвует в международных ралли с 2012 г. Начинали на серийных двигателях и коробках передач — к нынешнему времени сменилось уже с десяток поколений спортивных машин.
— «МАЗ-СПОРТавто» — одна из сильнейших команд мирового уровня. За все это время наши экипажи выходили на старт в 60 ралли-рейдах, 40 из которых принесли награды разной степени, — детализировал В. Янушко.

Команда — три боевых экипажа, а вместе — 34 человека, влюбленных в скорость и технику. В их распоряжении — солидная техническая база общей площадью 1,5 тыс. «квадратов» с большой зоной обслуживания, ремонта и сборки авто.
В общении с заместителем начальника команды, штурманом экипажа Павлом Гараниным и его коллегами гости среди прочего узнали, что колесо на трассе меняют за четыре с половиной минуты, рекорд скорости белорусского грузовика, установленный в 2022 г. на льду Байкала, превысил 193 км/ч и что по завершении сезона машины полностью разбирают — к началу нового их соберут вновь с учетом изменений, продиктованных опытом последних ралли-рейдов.

— Такие встречи, считаю, весьма полезны, поскольку помогают нашим гостям узнать немало технических нюансов и технологических тонкостей, а нам, производственникам, — услышать оценки, а в ряде случаев и подсказки, что никак не менее ценно, — резюмировал В. Янушко.
Фото Сергея Мицевича





















