«Думал, в сказку попал? В жизнь вляпался!»: в Минске показывают современное искусство
Провокационные «добрые новости», натюрморт из совы в мухоморах, постапокалиптический пейзаж, портрет из монет и потали — свыше 450 объектов современного белорусского искусства собрал под крылом фестиваль искусства «Арт-Минск». Подробности — в репортаже корреспондента агентства «Минск-Новости».
Площадкой красивого стал по традиции Дворец искусства. Хочется усмотреть в этом высокий символизм, но есть и более прозаичная причина: здесь можно эффектно разместить такое количество произведений. Заявки на участие в новом сезоне прислали свыше тысячи авторов. А выбрали для экспозиции только шестую часть.
— Немногим меньше, чем в прошлом году, — подчеркивает один из кураторов фестиваля Александр Зинкевич. — Не по причине нехватки достойных работ, а для того, чтобы добавить больше воздуха в экспозицию, избежать скученности, когда одно произведение буквально «съедает» другое.
Среди авторов как легендарные фамилии, скажем, династия Шаппо, так и совершенно новые имена. Как те, кто экспонируется не первый сезон, так и первопроходцы. По классике, «обновление» составляет примерно 30 %.
— Сила белорусского искусства — в многообразии от мэтров с академическим образованием до новаторов, которые «исповедуют» экспериментальный символизм, — философствует А. Зинкевич. — Наше искусство сохраняет традиции и при этом многолико развивается.
Портрет, живопись, графика и фотографика, объекты и декоративно-прикладное искусство, классический пейзаж и натюрморт — «Арт-Минск» зонируется на пять локаций. Первый зал встречает лавину зрителей портретами. Свои и чужие, соотечественников и мировых легенд. Залипаю перед триптихом Андрея Белова «Пикассо. Дали. Уорхол». У него есть и теневая сторона «Пабло. Сальвадор. Энди». Дело пахнет модульным вариантом, не иначе.
— Это еще что за девушка с жемчужными, а точнее, медными сережками на белорусский лад? — раздается за спиной комментарий. Реплика одного из гостей адресована работе «Леди в золотом», где масло на полотне эффектно соседствует с монетами номиналом от 1 до 5 копеек и поталью. Деньги затейливо путаются в косах.
Напротив контрастно застыл почти двухметровый викинг из автохлама. Красиво бы сказать «из металла», но это убьет всю эффектность. Одно дело — гнуть металл, совсем другое — из отживших шестерен, пружин и глушителей создавать такие шедевры. Суровый воитель с секирой и характерным секторным щитом манит посетителей всех возрастов. Самых маленьких — особенно. Леону 4 года, и он, пожалуй, один из самых юных гостей.
— Приучаем к хорошему с детства, — улыбается мама мальчика Виктория. — По выставкам и музеям ходит буквально с полугода. Само собой, больше всего влечет все, что так или иначе связано с машинами или их составными деталями.
Заяц Василий, эффектно застывший «буквой зю» на входе, пожалуй, не вызывает такого ажиотажа. Но текстильный товарищ, нужно признать, мил и тактилен. Равно как и его собрат, но из дерева и с серьгами в ушах дальше по курсу.
Раз уж свернули в животный мир, нельзя не отметить особенно душевную милоту от Ирины Ромбальской. Интерактивную, что интересно. Красивую куколку из хрома и пластика может расписать разноцветными маркерами любой гость. Как и охапку котиков, которую скульптура бережно греет под дутой курткой. Как и деревянную подставку, на которой установлена композиция. Расписать именем бездомного животного, которое когда-то приютил… Что-то в этом есть трепетное и душевное.
Кстати, о поисках и находках. В любом из объектов можно найти два, три и более смыслов. Случайно прислушалась к чужим диалогам: пара обсуждала автопортрет Игоря Николаенко, где в обтесанном камне застыла ветка на пружинке. Здесь вам и про «достигаторство», и про жажду жизни, и про «корни оборванные». Мангал с шампурами и людьми на них и вовсе вызвал жаркие споры. Начиная от «Футбол или хотдог дал жизнь новому существительному» — объект называется Hotball, продолжая заложенным смыслом. Кто-то взывал к Стендалю (по аналогии с «Красным и черным»), кто-то вообще лето и шашлык вспомнил, кто-то вывернул из соображений «боевые действия, игры чужими жизнями и далее в этом ключе».
Чуть менее провокационной, но не менее плодородной почвой для размышлений можно назвать работу «Хорошие новости» Александра Некрашевича. На первый взгляд, бумажные самолетики, ничего такого. Но как-то уж очень истребители напоминают. Да и на «крыльях» странные подтеки и бурые пятна. И сделаны не из тетрадных листков, а из страниц мировой прессы…
Минутка занимательной математики. Одна из картин Некрашевича — среди самых дорогих работ фестиваля «Арт-Минск», оценивается, как отметили кураторы, в районе 55 тыс. рублей. Да, приобрести можно любое произведение искусства. А цены указаны на QR-кодах рядом с каждым объектом.
«Арт-Минск» сочно блестит масляными красками, бликует витражным стеклом, глянцево заигрывает керамикой, переливается шелком и акрилом, леденит сталью и металлом, запутывает морщинами древесной фактуры. Кажется, что в сказку попал. А потом, когда смотришь более вдумчиво, понимаешь: в жизнь вляпался. Во всем ее многообразии. Не тяните — экспозиция открыта до 9 июня по адресу: ул. Козлова, 3.
Фото Алексея Столярова
Читайте также:
Кунсткамера теперь и в Минске. Посетили самую специфическую выставку столицы