«Его молчание говорило больше, чем слова». Как столица БССР изменила жизнь Олега Янковского
В Минске Олег Янковский впервые влюбился, вышел на театральную сцену, сыграл несколько ролей в кино. Как белорусская столица изменила будущего народного артиста СССР – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Любимый воспитанник
Фразу «Незаменимых людей у нас нет» обожали повторять советские вожди и литераторы. Но эту бородатую догму абсолютно опровергают театральные и киноработы народного артиста СССР О. Янковского. В принципе, как и его личность. Кто сумел занять его нишу в профессии? Ответ очевиден: никто. Язык не поворачивается назвать Янковского кумиром прошлых лет. Есть ощущение, что он со своей обаятельной улыбкой и с неповторимым прищуром глаз по-прежнему среди нас. Во время съемок картины «Служили два товарища» (1968) сценарист Валерий Фрид обратился к постановщику Евгению Карелову за разрешением дописать текст для Некрасова, роль которого исполнял О. Янковский. Его слова занимали в сценарии всего половину страницы. Режиссер ответил: «У него и так все ясно, без текста. И молчит он выразительно, много говорит его молчание, больше, чем слова».
Олег Иванович появился на свет в феврале 1944-го в поселке Карсакпай Казахской ССР. У будущего мастера сцены было два брата. Ростислав старше Олега на 14 лет. Средний сын Янковских, Николай, 1941 года рождения.
К 1957-му Ростислав уже шесть лет работал актером в Ленинабадском драматическом театре. Его пригласили в труппу Минского русского драматического театра имени М. Горького, куда он и уехал вместе с супругой и пятилетним сыном. Несмотря на то что семья проживала в гримерной комнате, через год Ростислав решил забрать 13-летнего Олега в Минск, чтобы избавить мать Марину Ивановну от части забот. К тому времени она жила с Олегом и Николаем в Саратове, отца братьев уже не было в живых, и семья бедствовала.
Атмосфера закулисья минского театра сильно повлияла на формирование мировоззрения будущей всесоюзной звезды. Актеры общались с Олегом на равных, он видел изнутри всю театральную кухню и, как губка, впитывал азы профессии. Именно в столице БССР парень в 14 лет впервые вышел на сцену. Приболела актриса-травести, исполнявшая роль подростка по имени Эдик в спектакле «Барабанщица». Олег ее заменил. Потом сыграл в постановке «Дали неоглядные». В общем, путевку в жизнь он получил в белорусской столице.
В ту пору юноша больше увлекался футболом, чем театром. Тренировался на стадионе в парке имени Горького. Как вратарь подавал большие надежды. Но спортивная секция сильно изматывала. Учиться Олег стал гораздо хуже, сменил две школы, а однажды, задремав после футбола, проспал спектакль и не вышел на сцену. В театре это большое ЧП. Ростислав запретил ему тренироваться. Во всяком случае, до тех пор, пока не приведет в порядок школьную успеваемость. Любопытно, что учительница, которая тогда изводила будущего народного артиста, потом рассказывала, якобы он был ее любимым воспитанником!
Ушел из дома
В 15–16 лет Олег оказался в компании минских стиляг. По его воспоминаниям, это был протест против серости. В ушитых супругой старшего брата брюках, клетчатом пиджаке, с коком на голове фланировал с новыми приятелями по «бродвею» (отрезок современного пр. Независимости от одноименной площади до цирка), ходил на танцы в парки и ДК профсоюзов. Все как в ленте Валерия Тодоровского «Стиляги», которую в основном снимали в Минске в 2007 году на том же «бродвее».
В белорусской столице Янковский встретил и свою первую любовь по имени Лиля. Она была старше на пять лет, занималась фехтованием. Когда едва наметились отношения, Олег пригасил девушку в театр на свой спектакль. И вдруг увидел ее в обнимку со старшим товарищем из своей компании. Вот такой удар по самолюбию. Отношения тут же были прерваны. Он два дня не появлялся дома (в гримерной). Брат искал молодого человека, даже написал заявление в милицию о пропаже подростка. А юноша просто хотел остаться наедине со своим отчаянием.
Череда случайностей
Олег Иванович всерьез планировал связать свою судьбу с Минском, поступить в Белорусский театрально-художественный институт, но в тот период у него было не все в порядке с дикцией: парень, что называется, проглатывал окончания слов, недоговаривал их. К тому же не знал белорусского языка. Так и уехал обратно в Саратов к матери. К экзаменам в местное театральное училище не успел. Зашел прямиком в приемную руководителя учебного заведения, чтобы узнать, какие документы нужны для поступления в следующем году. Назвал свою фамилию, а ему ответили: «Зачем вам будущий год, если вы зачислены в этом…» Оказалось, брат Николай ради интереса прошел все туры, но сам не решил, будет ли учиться. От большой любви к младшему он уступил тому свое место. В деканате Олег сказал, что при поступлении его имя записали неверно. Словом, вникать не стали. Янковский исправил изъян с произношением слов, окончил актерское отделение, а потом, вновь благодаря случайности, впервые снялся в кино, сразу в большой роли. Во Львове начинали работать над лентой «Щит и меч». В том же городе гастролировал саратовский театр, где к тому времени Олег Иванович трудился. Он зашел в ресторан пообедать, благо комплексная обеденная снедь стоила около 90 копеек. Там же сидела часть съемочной группы во главе с режиссером Владимиром Басовым. Ему никак не удавалось найти исполнителя на роль Генриха Шварцкопфа. Супруга постановщика, актриса Титова, обратила внимание Басова на типаж человека, обедавшего неподалеку. Владимир Павлович сказал: «Да, типичный ариец, наверное, физик. Жаль, артистов с такими умными лицами не бывает». Есть несколько версий случившегося далее. По одной из них, Титова прямо в ресторане подошла к Янковскому и спросила его о профессии. По другой — снимок Олега Ивановича случайно отыскала в актерской картотеке ассистент режиссера. Дебют состоялся!
Считается, что второй лентой Янковского стала «Служили два товарища».
На деле еще до выхода на экраны фильма «Щит и меч» он сыграл роль журналиста, приехавшего в глубинку описывать жизнь в тылу в годы войны, в белорусской картине «Жди меня, Анна». Лента не понравилась начальству, ее закрыли, а режиссера Валентина Виноградова уволили со студии.
В 1969-м фильм перемонтировали без постановщика и выпустили в прокат. В том же году увидела свет еще одна белорусская картина с Янковским «Я, Франциск Скорина», где он исполнил главную роль.
А в 1970-м Олег Иванович сыграл врача Франца Риттера в белорусском телесериале «Белая земля». Так что Минск долго не отпускал его! А он был и не против. Часто гостил у брата. Позже приезжал на кинофестиваль «Лiстапад». Снимался в нашем городе в своих знаменитых лентах в 2000-е.
Самые яркие из запечатленных с ним в столице Беларуси в ту пору — «Любовник» (2002), выше упомянутые «Стиляги» (2008).
Еще материалы рубрики:
«Казавшийся строгим, был не прочь похулиганить на экране». Как Юрий Соломин стал успешным артистом
«У всех дети как дети, а у меня музыкант». Как Игорь Корнелюк создавал советские хиты
Как жил и чем развлекался в Минске предполагаемый убийца президента США Джона Ф. Кеннеди