Его по праву можно считать строителем № 1 Советского Союза. О жизни и судьбе минчанина Семена Гинзбурга


В Советском Союзе было немало выдающихся администраторов — настоящих полководцев народного хозяйства, с которыми связаны крупнейшие свершения и победы. И в первую пятерку этих имен историки единогласно включили уроженца Минска Семена Захаровича Гинзбурга. О жизни и судьбе первого наркома по строительству СССР — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Начало пути

minchanina semena ginzburgaСемен Захарович родился 21 октября 1897 г. Его отец был служащим лесной конторы. Впоследствии Гинзбург вспоминал: «Я вырос в Минске… Семья наша жила в маленьком деревянном домике на окраине города. Очень люблю город своего детства, и в памяти моей немало встреч с ним в разные времена. Мне очень дорога его почти тысячелетняя история, легенды, предания и подлинные факты, в которых отражаются мужество и страдания людей, населявших город в разные времена».

Линия судьбы молодого человека начала выстраиваться после Февральской революции. Причем уже в марте 1917-го он связал жизнь с большевиками —на тот момент далеко не самой массовой и популярной партией страны. В период Гражданской Семен Захарович заведовал информационным и учетным отделом политотдела 8-й армии, был комиссаром московской Военно-хозяйственной академии. После войны его направили на учебу в МВТУ имени Баумана. С блеском окончив инженерно-строительный факультет, вскоре Гинзбург в родном вузе сам читал курс «Конструкции». Однако его призванием была не теория, а практика: тяжелая и казавшаяся невыполнимой.

Боевым крещением Семена Захаровича стало возведение Центрального телеграфа в Белокаменной. Его здание и сегодня украшает Тверскую улицу. Затем он возглавил строительство автобазы Наркомата почт и телеграфов, в ноябре 1930 г. — Главстройпром ВСНХ СССР, а в 1932-м — Главстройпром Наркомата тяжелой промышленности, где его непосредственным начальником был Серго Орджоникидзе. В октябре 1938-го уверенный служебный рост Гинзбурга прервался. Казалось, непоправимо: его исключили из партии за полную потерю классовой бдительности, отрыв от партийной жизни и неискренность. По логике того времени далее — арест и следствие, в лучшем случае крупный лагерный срок. Но спустя четыре месяца Семена Захаровича неожиданно восстановили в партии, правда, объявив при этом строгий выговор.

В мае 1939-го в Союзе создали Наркомат по строительству — ведомство, курировавшее работы на территории всей страны. Первым в списке кандидатов значился Гинзбург. Он сомневался: «С партийным выговором в личном деле и на такую высокую должность?» Но сомнения разрешили на самом верху. Семен Захарович вспоминал об этом так: «Что касается кандидатуры первого народного комиссара по строительству, то вскоре после сессии меня вызвали на прием к И. В. Сталину. Подойдя ко мне, Сталин поздоровался за руку. Ладонь его руки была небольшой и мягкой.

— Мы решили предложить вашу кандидатуру, товарищ Гинзбург, на должность народного комиссара по строительству. Как вы относитесь к этому предложению?

Стараясь подавить охватившее меня волнение, я ответил:

— Конечно, для меня большая честь стать первым наркомом по строительству. Я высоко ценю оказанное мне ваше доверие, товарищ Сталин, доверие Центрального комитета партии и понимаю, какая на меня возлагается большая ответственность. Ведь требуется незамедлительно собрать наркомат из отдельных «кирпичиков», разбросанных по промышленным отраслям, и на этой основе организовать сложный инженерный и хозяйственно-экономический аппарат. Я постараюсь приложить все свои силы, опыт и знания, чтобы достойно справиться с порученным делом. Но как коммунист хочу напомнить, что в феврале нынешнего года партколлегия, отметив как несправедливое и ошибочное решение парткома Комитета по делам строительства о моем исключении из ВКП(б), заменила его строгим выговором. Так что у меня имеется партийное взыскание.

После этих моих слов Сталин коротко заметил:

— Члены политбюро ЦК знают об этом, товарищ Гинзбург. Вот вы на новом высоком и ответственном посту всем и докажите, что и это наказание было чересчур строгим и тоже ошибочным.

16 июня 1939 г. указом Президиума Верховного Совета СССР я был назначен народным комиссаром по строительству».

stroitelstvo czentralnogo telegrafa v moskve – ego zdanie i segodnya ukrashaet tverskuyu uliczu

Здание Московского телеграфа

В тылу как на фронте

К началу Великой Отечественной Семен Захарович уже два года занимал должность наркома и прекрасно знал возможности своего ведомства. Именно поэтому он через девять дней после начала войны направил в Государственный комитет обороны записку, в которой предложил создать мобильный строительный спецназ — особые строительно-монтажные части (ОСМЧ) для выполнения срочных правительственных заданий по развертыванию эвакуированных заводов, сооружению оборонительных рубежей, восстановлению объектов, пострадавших от боевых действий. «Будучи высокомобильными организациями, ОСМЧ по мере необходимости могли бы перебазироваться с одних строек на другие, — писал Гинзбург. —Вся их деятельность должна основываться на строгой военной дисциплине и оперативности».

Записку Семена Захаровича немедленно и единогласно одобрили члены ГКО. Более того, в его руках сосредоточились поистине гигантские полномочия: с 8 июля 1941-го в структуру ОСМЧ не входила только одна десятая предприятий строительной отрасли! На плечи сотни ОСМЧ, в каждой из которых насчитывалось примерно 4 тыс. трудящихся, легла колоссальная работа — формально «тыловая», но фактически от нее зависела и судьба фронта. Руководил такой деятельностью Гинзбург, которого подчиненные в шутку за глаза называли строительным диктатором. Притом они знали, что начальник приходит на работу раньше всех, а уходит позже остальных. А чаще и вовсе не уходит — ночевал нарком прямо в кабинете.

А кабинет вовсе не московский, а уральский. И это понятно: требовалось срочно организовать эвакуацию огромных предприятий из областей, затронутых войной, на Урал, Дальний Восток, в Среднюю Азию. Если в двух словах, то нужно быстро демонтировать огромные заводы, вывезти их (чаще уже под вражескими бомбами) в тыл, в кратчайшие сроки заново возвести в новом месте и сдать под ключ. А еще — строительство с нуля новых организаций и восстановление пострадавших. Каждое такое свершение —настоящий подвиг.

industry evac uydtytyt editweb ussr 1941 evacuation copy

Эвакуация предприятий в 1941-м

К примеру, в конце декабря 1941-го перед Семеном Захаровичем поставили задачу — эвакуировать завод из подмосковной Электростали и заново запустить его в уральском Чебаркуле. На все про все — 75 дней. За такое время рабочие ОСМЧ «Запорожстрой» возвели новые производственные площади (62 тыс. м2), смонтировали тонны сложнейшего оборудования в Чебаркуле. Все происходило в 45-градусные морозы. Гинзбург неотлучно присутствовал на строительной площадке. И ровно через 75 дней, 15 марта 1942-го, завод заработал и дал первую продукцию! Причем весьма важную — коленвалы и шатуны для авиационных двигателей. Именно чебаркульский завод полностью закрывал эту нишу до конца войны.

Дальше — Челябинский трубопрокатный завод, Магнитогорский металлургический комбинат, Алтайский тракторный завод, Ульяновский и Миасский автомобильные заводы, Чусовской металлургический завод… Они выпускали броневой лист для танков и самоходок, снаряды для «катюш» и противотанковых пушек, грузовики, арттягачи и другое.

Многие вопросы решали путем применения новых, часто дерзких технологий. Как вспоминал Семен Захарович: «Успех достигнут в значительной мере благодаря тому, что мы смело порвали со многими консервативными методами в строительстве, что передовая техническая мысль наших инженерных кадров упорно искала и находила новые решения, которые помогли нам преодолеть трудности военного времени».

Так, весной 1942-го поставили задачу по снабжению блокадного Ленинграда бензином и горюче-смазочными материалами. Но как протянуть нитку бензопровода к отрезанному от всего мира городу? Гинзбург предложил класть трубы на дно Ладожского озера. И за 50 дней это сложнейшее поручение (фашисты усиленно обстреливали и бомбили район, где велись работы) выполнили.

Кроме того, в ходе войны на плечи ведомства Гинзбурга легла еще одна важная задача — возвращение предприятий из тыла в родные места, уже освобожденные Красной армией. Главной «резиденцией» наркома теперь был город Сталино (сейчас — Донецк). Вернулись издалека шахты Подмосковного угольного бассейна, Ступинский металлургический завод, Электростальский завод тяжелого машиностроения. С нуля восстанавливались разрушенные в период войны ДнепроГЭС, «Запорожсталь», мариупольская «Азовсталь». Поистине героическим свершением являлось возрождение Горьковского автозавода, стертого немецкой авиацией с лица земли в июне 1943-го. Он давал фронту не только танки, самоходки и авто, но и колеса, которые были на всей советской военной технике — от броневиков до полевых кухонь. Чтобы ГАЗ снова начал выпускать продукцию, потребовались самоотверженный труд 30 тыс. человек, в том числе и белорусов, и 100 дней…

45467674576

Минск послевоенный

В родных краях

Летом 1944-го территорию Белорусской ССР полностью освободили от захватчиков. Нарком строительства впервые после большого перерыва побывал в родном городе. То, что он увидел, его поразило:

«Приехал я в Минск осенью 1944 г., вскоре после того, как он был освобожден от фашистской оккупации. Я знал, что Минск сильно разрушен, — читал об этом в газетах, но то, что увидел, потрясло: города, по существу, не было. Фабрики, заводы, институты, школы, жилье, электростанции, водопровод, трамвай — все разрушено. Развалины, руины, пустыри, покрытые пожухлой травой, воронки. Только на окраинах кое-где сохранились деревянные домики.

…Жилье в Минске уничтожено более чем на 80 %, а из 332 предприятий осталось 21. Нужно было немедля возрождать промышленность, но нельзя было ни на один день откладывать восстановление жилища. С жилья все начинается!

…С самого начала восстановительные работы в Белоруссии велись по широкому фронту. Ни город, ни деревня не ждали своей очереди — они возрождались одновременно, параллельно. Тысячи сел и деревень, почти полностью уничтоженные оккупантами, не только ожили, но и преобразились».

Приказом Семена Гинзбурга создали специальную подрядную организацию по осуществлению всех монтажных работ в столице республики — Главминстрой. Именно этому центру подчинялись все предприятия, завязанные на строительных работах в Минске. Одновременно шли дискуссии о том, в каком направлении развивать послевоенную столицу. В начале сентября 1944-го разработали эскиз-идею планировки Минска, который лег в основу первого послевоенного проекта реконструкции и развития города.

«Причем разработкой и утверждением генерального плана занимались довольно долго, хотелось найти наилучший вариант, — вспоминал Гинзбург. — Но это не останавливало строительство — оно началось сразу. Первый секретарь ЦК КПБ и Председатель СНК БССР П. К. Пономаренко вместе с архитекторами и строителями очень внимательно обсуждал все детали проекта — какие улицы расчищать в первую очередь, где размещать промышленность, основные общественные здания и жилье».

Вспоминая данный период своей работы, Гинзбург писал: «Белоруссия быстро возрождалась. Естественно, наибольшие успехи в первые же годы восстановления были достигнуты в промышленном строительстве республики. И масштабы этих работ, и темпы поразительные. Минск был освобожден от оккупантов в 1944 г., а к 1945 г. в столице работало уже 3 тыс. предприятий».

С особенной теплотой Семен Захарович относился к городу Борисову. Когда в 1946-м он приехал сюда в связи с выдвижением его кандидатуры в депутаты Верховного Совета СССР, председатель горкома посетовал наркому на нехватку средств для сооружения жилья в районе. Вскоре Гинзбург «выбил» в Госплане СССР несколько миллионов рублей для борисовчан.

ordena

За заслуги в области строительства Семён Захарович Гинзбург был удостоен пяти орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы народов, многих медалей

После войны

Семен Захарович продолжал занимать высокие должности в правительстве страны. С 19 января 1946 г. он руководил новым Наркоматом по строительству военных и военно-морских предприятий СССР, с 11 марта 1947-го — Министерством промышленных строительных материалов. Затем был заместителем министра строительства предприятий машиностроения, замминистра нефтяной промышленности. После смерти Сталина карьеры многих министров его эпохи быстро сошли на нет, однако суперпрофессионала Гинзбурга это не коснулось. С февраля 1955 г. он стал первым заместителем министра строительства предприятий нефтяной промышленности, с 1957-го — заместителем председателя Госстроя СССР, в 1963-м возглавил правление Стройбанка.

Семен Захарович вышел на пенсию лишь в июле 1970-го, когда ему было 73 года. Его авторитет в среде строителей по-прежнему оставался непререкаемым. Гинзбурга по праву можно считать строителем № 1 Советского Союза.

Этот выдающийся человек ушел из жизни 15 мая 1993-го в возрасте 95 лет. Могила знаменитого минчанина находится на Новодевичьем кладбище в Москве.

Подготовил Вячеслав Бондаренко

Еще материалы рубрики:

За 15 дней дал 28 концертов, и все с аншлагами. Жизнь и слава абсолютного рекордсмена советской эстрады Юрия Антонова

«Криминальная Россия» ХХ века: как жил и работал сыщик Аркадий Кошко

Колония для подростков, попрошайничество и забвение. Какой была судьба известного актера Петра Алейникова

За что в СССР минскую ГАИ ставили в пример другим

Человек энциклопедических знаний. Малоизвестные факты о Ефиме Шифрине и его творчестве

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
«Минсктранс» отменит ряд пригородных рейсов на осенне-зимний период с 10 ноября

Выполнение некоторых оборотных рейсов на пригородных автобусных маршрутах отменяется в Минске с 10 ноября на осенне-зимний период в связи с уменьшением пассажиропотока, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Минсктранс».

avtobus 1

Речь идет о следующих маршрутах:

  • № 301 «Минск — Вышково» — 7:57 (суббота), 17:15 (воскресенье);
  • № 415 «Минск — Бровки» — 12:48 (суббота);
  • № 843С «Минск — Рабушки через с/т «Трактор» — 11:40 (суббота), 13:40 (воскресенье);
  • № 846 «Минск — Вишневка через Нелидовичи» — 9:13, 17:05 (суббота), 9:13, 20:00 (воскресенье);
  • № 848С «Минск — с/т Боровцы» — 9:30, 11:15, 19:20 (суббота), 11:15, 17:30, 19:20 (воскресенье);
  • № 889С/890С «Минск — с/т «Физик» через с/т «Трактор» — 13:00 (ежедневно), 8:25 (будни), 7:06, 8:25 (суббота), 9:20 (воскресенье);
  • № 890С/889С «Минск — с/т «Физик» — 17:30 (ежедневно), 15:45 (будни), 15:45, 18:20 (суббота и воскресенье).

Одновременно с 10 ноября на осенне-зимний период организуется выполнение оборотных рейсов на этих пригородных маршрутах:

  • № 301 «Минск — Вышково» — 12:48 (суббота);
  • № 402 «Минск — Нелидовичи» — 9:13, 17:05 (суббота); 9:13 (воскресенье).

Везде указано время отправления из столицы.

От «Ворот Минска» до Аэродромной. Как ЖЭУ № 1 Октябрьского района справляется с нагрузками

Год благоустройства и подготовка к зиме. Побывали в ЖЭУ № 1 Октябрьского района.

2025 10 06 zhkh zheu 1 oktyabrskogo rajona davidovskaya3

В сердце столицы

На обслуживании у ЖЭУ № 1 Октябрьского района 228 жилых домов. Массив солидный: от «Ворот Минска» и других архитектурных жемчужин на улице Кирова и соседней с ней Ленинградской до Аэродромной, где начинается царство современной застройки — «Минск-Мир». Это без малого два с половиной километра. И несколько эпох в истории города.

Следить за состоянием домов разного возраста с учетом особенностей времени строительства — серьезная задача, требующая высокого профессионализма. А то, что многие из этих зданий и дворовых территорий находятся в самом сердце столицы и служат ее визитными карточками, увеличивает ответственность вдвое. Как удается достигать гармоничного сочетания разноплановости в подходах с единством задач и результата?

— Особого секрета нет, — делится директор предприятия Алексей Сукора. — Как и везде, плоды приносит стремление добросовестно исполнять свои обязанности, помноженное на искреннюю любовь к делу, которым занимаешься.

2025 10 06 zhkh zheu 1 oktyabrskogo rajona davidovskaya1

Не поспоришь. А главное, под этими словами, как отмечает руководитель, готовы подписаться все 40 хаус-мастеров, силами которых в домах поддерживается комфорт, и свыше 50 рабочих по комплексной уборке, изо дня в день следящих за чистотой во дворах.

Нести тепло

Длившаяся все лето подготовка жилищного фонда к осенне-зимнему периоду увенчалась успехом: в квартирах стало тепло. Стартовали без проблем, все прошло в плановом режиме. Около недели, как это и бывает из года в год, занимались адресной настройкой автоматики и развоздушиванием систем по конкретным заявкам.

— Подготовка к осенне-зимнему периоду в организациях системы ЖКХ начинается сразу после завершения отопительного сезона — еще весной. Проверяем все системы и трубопроводы, устраняем недостатки, выявленные при эксплуатации, — рассказывает Алексей Александрович.

Паспорта готовности стараются оформить раньше установленного срока: зачем ждать 1 сентября, если ситуация позволяет сделать все более оперативно, резонно полагает директор. Надлежащий подход к содержанию систем сегодня — вернейший залог того, что меньше хлопот будет с ними завтра.

Готовятся к зиме и в вопросах благоустройства. Большое внимание уделяют спецтехнике и специальному навесному оборудованию. Закупили свыше 60 т песчано-солевой смеси — около трети необходимого на холодный сезон объема.

Помимо сезонных хлопот есть и постоянные: работники ЖЭУ занимаются заменой элементов инженерных систем, текущим ремонтом подъездов, кровельными и фасадными работами, а в части благоустройства — уборкой подъездов и дворов, следят за газонами, детскими и контейнерными площадками. Внесезонный характер имеет и работа по поддержанию в надлежащем состоянии парка машин, без которых никуда.

2025 09 27 politika kuharev kochanova obezd novyh zon otdyha davidovskaya 8 kopiya

Подарки для минчан

Год благоустройства отметили повышенными показателями сделанного.

— В полтора раза нарастили объем текущего ремонта подъездов, и работы продолжаются. Вдвое больше установили игрового оборудования на детских площадках — примерно полторы сотни единиц, — посвящает в детали руководитель. — Плотно работаем и с малыми архитектурными формами, обновляем урны, скамейки.

Что касается последних, коллектив и вовсе показал в этом году класс: на районном смотре-конкурсе «Лучшая скамейка — 2025» среди 15 арт-объектов именно их детище было признано лучшим.

— В минувшем году взяли третье место, в этом — первое. Растем, — улыбается Алексей Александрович. — Стремились сделать свой объект оригинальным. Отталкивались при этом от особенностей локации: для установки скамеек организаторы определили зеленую зону у водохранилища Лошица, поэтому решили обратиться к водной тематике. Скамейку выполнили качающейся и под навесом, рядом установили маяк, дополнили образ рыбацкая сеть и краб. Главное, что наш объект понравился не только конкурсной комиссии, но и жителям.

2025 08 28 zhkh – konkurs skameek v oktyabrskom rajone pozhoga 41

Еще одно признание — третье место среди столичных ЖЭУ в смотре-конкурсе на лучшее цветочное оформление входных групп организаций объединения «Минское городское жилищное хозяйство».

— Всегда стараемся придумать что-то новое. Хотя мы не гуру в вопросах зеленого хозяйства, но если беремся за дело сообща и каждый предлагает что-то из личного опыта, то есть и результат. В этом году установили небольшой фонтан, использовали элементы вертикального озеленения. Получилось, на наш взгляд, свежо, — рассказывает А. Сукора.

В год 80-летия Великой Победы работники предприятия преобразили дворик у дома № 20 на улице Артиллеристов. Организовали небольшую зону отдыха: создали памятный знак воинам-артиллеристам, по периметру площадки установили скамейки, высадили кустарники, выполнили композиции из гортензий и деревьев хвойных пород. Плиткой желтого цвета выложили цифру 9, символизирующую дату Великой Победы, а внутри нее — звезду из алой плитки.

ulicza artilleristov

К очередному красному дню календаря — 7 ноября — готовят еще один подарок городу: у здания ЖКХ Октябрьского района г. Минска на улице Могилёвской появится благоустроенный сквер с современной детской игровой площадкой, имеющей резиновое покрытие.

Качественно и в срок

За последнее время к обслуживаемому предприятием жилищному фонду прибавились шесть больших многоквартирных домов, которые перешли от расформированных товариществ собственников. Фронт работ увеличился, численность персонала осталась той же.

— Люди нам нужны, — констатирует директор. — Да, здесь непросто, но для трудолюбивых и ответственных — то, что надо. Подтверждением этому наша старая гвардия — работники, посвятившие предприятию не один десяток лет и продолжающие трудиться не покладая рук. Коллектив у нас слаженный, открытый: принимаем, обучаем и поддерживаем. Развиваем институт наставничества. Пришел к нам недавно молодой сварщик, закрепили его за опытным. Теперь он показывает хороший результат, получает достойную зарплату.

airbrush img f954775ba91b18e2c53468644157f30a v 1760448856632

Сам Алексей Александрович на предприятии свыше десяти лет с небольшим перерывом, когда работал в городской аварийной службе. В должности директора без малого два года. Акцентирует: работа в системе ЖКХ имеет выраженную специфику — важно постоянно осознавать, что трудишься для людей. И то, что фиксируется устойчивое снижение количества поступающих от граждан заявок и жалоб, считает, пожалуй, самым главным показателем работы как своей, так и всего коллектива.

— Ключевой индикатор эффективности нашей деятельности — оценка ее гражданами: мы — первая инстанция, и наша задача — полноценно отреагировать на потребность человека, решив вопрос на месте, — резюмирует А. Сукора.

К 7 ноября ЖЭУ № 1 готовит еще один подарок городу: у здания ЖКХ Октябрьского района на улице Могилёвской появится благоустроенный сквер с современной детской игровой площадкой, снабженной резиновым покрытием.


ЖЭУ № 1 Октябрьского района приглашает на работу мастера участка, трактористов, бетонщиков-каменщиков, рабочих зеленого строительства и рабочих по комплексному обслуживанию зданий и сооружений.

Звоните по телефону +375 (17) 375-53-21, приезжайте на ул. Воронянского, 11/1.


Фото автора, Елизаветы Давидовской и предоставлено предприятием

Экономический эксперт: ИИ не сможет полностью заменить творчество и человеческий интеллект

О деятельности западных медицинских корпораций, конфликте в Украине и стратегическом расположении Минска в эфире программы «Вечерний политический канал» на «Радио-Минск» рассказал экономический эксперт Алексей Авдонин. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

izobrazhenie viber 2025 10 16 11 59 39 953

— Страны, у которых нет своей фармацевтической отрасли, производств и научных кадров, попадают в полную зависимость от глобальных корпораций и фактически становятся их заложниками, — отметил А. Авдонин. — За последние 60–70 лет фармацевтическая отрасль прошла путь от социально ориентированной сферы к модели жесткого капитализма. Западные корпорации вначале зарабатывали на своих гражданах, затем перешли на глобальный формат. Стали навязывать свои препараты и не давать возможности локализовать производства в странах под видом лицензий и всевозможных ограничений.

Говоря о международных корпорациях, эксперт отметил, что за хорошими специалистами сегодня идет настоящая охота.

— Как бы кто ни хлопал в ладоши и ни говорил, что ИИ все сделает сам, — так не будет. Искусственный интеллект не сможет заменить творчество и человеческий интеллект. Люди построили железные дороги, покорили воздушное пространство и космос без него. Сейчас же говорят, что ИИ заменит человека. На самом деле это делается для того, чтобы обмануть суверенные государства, заставив их избавиться от высококвалифицированных кадров, — подчеркнул А. Авдонин.

Он добавил, что во многих странах квалифицированные кадры сосредоточены в столицах — и Минск не исключение.

— Наша столица географически занимает центральное место в Беларуси. Многие предприятия, научные центры и институты сосредоточены преимущественно в Минске. Он формирует около трети ВВП страны, в то время как регионы обеспечивают 70 %. Без развития регионов, их промышленности, аграрного сектора и сферы услуг Беларусь не сможет достичь высоких темпов экономического роста, — уточнил эксперт.

А. Авдонин также рассказал, что послужило одной из причин конфликта в Украине:

— Основа конфликта — отсутствие в стране экономики. За неимением работы в Украине люди шли служить в ВСУ еще до начала специальной военной операции. Все предприятия к тому моменту уже фактически были разрушены в стране, людям негде было работать. Впоследствии их обучали в натовских странах, подготавливая молодежь и старшее поколение к прямому вооруженному конфликту с Россией.

Справочно

Программа «Вечерний политический канал» выходит по вечерам с понедельника по пятницу. В каждом эфире предметом обсуждения становятся самые актуальные вопросы внутренней и международной политики. В дискуссиях принимают участие политологи, депутаты, общественные деятели и известные медийные личности.

«Машины поставили поперек и кофе пьют». Лукашенко поручил разобраться с очередями на АЗС

Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании 16 октября поручил в ближайшее время навести порядок с очередями на автозаправочных станциях страны, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

gor 8445 rr result

Главе государства известно о жалобах граждан на очереди на заправках. Топлива достаточно, а проблема возникает, когда посетители АЗС, оправляясь в придорожное кафе, оставляют автомобили так, что мешают другим заправляться.

— Машины поставили поперек, никто проехать не может. А они в кафе кофе пьют, — сказал Президент.

Он напомнил, что в свое время люди просили, чтобы на каждой заправке можно было купить сопутствующие товары, еду и напитки.

А. Лукашенко, обращаясь к госсекретарю Совбеза, попросил поручить главе МВД навести порядок в этом вопросе до понедельника.

Фото БЕЛТА

Как изменились курсы валют на торгах 16 октября

Белорусский рубль ослаб по отношению ко всем основным валютам по результатам торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже 16 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

currency 3125440 1280

Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Доллар оценивается в 2,9487 рубля, евро эквивалентен 3,4419 рубля, 100 российских рублей стоят 3,7346 белорусского, а 10 китайских юаней — 4,1260 рубля.

Нацбанк установил курс доллара на уровне 2,9466 рубля, евро — 3,4285 рубля, 10 китайских юаней оцениваются в 4,1249 рубля, 100 российских рублей стоят 3,7328 белорусского.

Лучшие курсы валют в обменных пунктах: доллар при покупке — 2,942, при продаже — 2,945 рубля. Евро: покупка — 3,442, продажа — 3,439 рубля. 100 российских рублей: покупка — 3,725, продажа — 3,723 белорусского.

Лукашенко — аграриям: надо работать день и ночь

Президент Беларуси Александр Лукашенко требует от аграриев своевременного завершения осенних полевых работ. Об этом он заявил 16 октября на совещании о проектах прогнозных документов на 2026 год, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

mguk0093 rr result

Глава государства акцентировал внимание на актуальных вопросах в сельском хозяйстве — одной из важнейших отраслей экономики. Он подчеркнул важность своевременного выполнения необходимых осенних полевых работ, включая в том числе уборку урожая, вспашку и поднятие зяби, внесение удобрений, подготовку почвы к следующему сезону.

— Морозы вот-вот наступят. Если не поднимем зябь, не перепашем, у нас будет такая запарка весной, что мы не про урожай будем говорить… Поэтому сегодня надо день и ночь работать, — сказал Президент.

Белорусский лидер во время совещания предметно и детально расспросил про ход уборочной кампании в различных регионах. Отдельное внимание он обратил на ситуацию в Гродненской области, которая традиционно занимает крепкие позиции по многим показателям в АПК, однако в этом году еще не завершила уборку по отдельным культурам.

При этом Глава государства отметил хорошие результаты работы в Минской области. А руководство Гомельской и Витебской областей А. Лукашенко предупредил: состояние дел в сельском хозяйстве будет принципиально изучено, особенно в части того, что сделано для исправления ситуации с падежом скота.

Фото БЕЛТА

В Большом готовят «Театральное утро для всей семьи». Что интересного представят

В Большом театре Беларуси 18 октября с 11:00 до 14:00 пройдет «Театральное утро для всей семьи», сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в учреждении культуры.

07 09 2023 kultura teatr opery i baleta novyj sezon malinovskaya 37

Фойе театра превратится в сказочные гостиные, украшенные декорациями и реквизитом из любимых детских спектаклей.

Пройдут концерты юных талантов детской студии театра «Маленькие мастера большой сцены» и солистов оперы «Музыкальный штрих». Будет организована интерактивная экспозиция «Мир Большого театра», проведены уроки классического танца и актерский тренинг, презентация детских спектаклей — яркие фрагменты из опер «Сказка о царе Салтане» и «Пиноккио». На мастер-классах посетители узнают все от создания театрального эскиза костюма персонажей балета до изготовления изысканных шляпок вместе с модистками театра.

Также представят мастер-класс по ударным инструментам «Барабанная дробь!», хоровой мастер-класс, уроки танца и этикета от обаятельных героинь — Мэри Поппинс и Мадам Кори. Зрителей ждет выступление коллектива A.M.A.D.I.S. Brass, реверанс-приветствие от струнного квартета Большого театра Беларуси Vivat-Quartet, музыкальные викторины, конкурсы, загадки…

В Камерном зале зрители увидят в этот день детскую оперу «Бутерброд» — сказку о капризном Короле, а духовой квинтет театра расскажет «Историю Бабара, маленького слоненка». На концерте «Музыкальный фейерверк» выступят учащиеся Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки.

Особое внимание уделят фотозонам: можно заглянуть в «Театральную гримерку», пройтись по «Королевскому саду» и взглянуть на «Актерский багаж».

Марш-бросок, стрельба и спарринги. Под Минском идут испытания на право носить черный берет

Республиканские испытания на право ношения черного берета продолжаются 16 октября на учебно-тактическом полигоне ОМОН ГУВД Мингорисполкома в Горанях, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на МВД.

photo 2025 10 16 09 37 18 2

Накануне в Минском районе к отборочным испытаниям приступили 120 сотрудников разных подразделений милиции. Кандидаты выполняли упражнения по огневой подготовке, демонстрировали навыки личной и профессиональной безопасности, выполняли нормативы по общей физической и медицинской подготовке.

photo 2025 10 16 09 36 42

photo 2025 10 16 09 36 48

photo 2025 10 16 09 36 56

photo 2025 10 16 09 37 14

photo 2025 10 16 09 37 21

photo 2025 10 16 09 37 22

photo 2025 10 16 09 37 25

photo 2025 10 16 09 37 50

photo 2025 10 16 09 36 58

Во второй день на старт вышли более 70 милиционеров, в том числе шесть девушек. В программе испытаний — марш-бросок на 8 км по пересеченной местности. Участники бегут с оружием и в экипировке. Ко всему им требуется преодолевать разные препятствия, эвакуировать раненого, оцепить местность при обнаружении взрывного устройства и задержать условного преступника в автомобиле. Этап также включает проверку меткости на огневом рубеже. Потом предусмотрены спарринги.

photo 2025 10 16 09 44 28

photo 2025 10 16 10 19 45

photo 2025 10 16 09 37 37

photo 2025 10 16 10 19 57

photo 2025 10 16 09 37 43

photo 2025 10 16 09 37 48

Фото пресс-службы ГУВД

Пассажирооборот в Беларуси за январь — сентябрь вырос на 6,5 %

В Беларуси за январь — сентябрь 2025 г. пассажирооборот составил 20 311,5 млн пассажиро-километров, или 106,5 % к соответствующему периоду 2024 г., сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на данные Национального статистического комитета.

lk2a4745

Услугами пассажирского транспорта воспользовались 1 235,1 млн пассажиров, или 102 % к январю — сентябрю 2024 года.

Грузооборот в январе — сентябре составил 53 434,4 млн тонно-километров, или 96,6 % к соответствующему периоду прошлого года.

Новый сочлененный электробус минской компании заметили в Сочи

Электробус-«гармошка» производства компании «БКМ Холдинг» тестируют на улицах российского города Сочи, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на местный Департамент транспорта и дорожного хозяйства.

photo 2025 10 16 12 19 47

Сюда пассажирская техника прибыла на выставку, организованную в рамках конкурса профмастерства водителей общественного транспорта, который намечен на 17 октября. Состязания каждый год собирают профессионалов из разных регионов России, а в 2025-м также ожидается участие представителей Беларуси.

photo 2025 10 16 12 19 51

Кроме самого конкурса предусмотрена деловая программа и выставка техники. Это хорошая возможность для диалога с участием экспертов транспортной отрасли, представителей органов власти и бизнеса. Белорусский производитель как раз позволил протестировать модель E433 Vitovt Max Electro II. Его вместимость, по данным производителя, превышает полторы сотни пассажиров. Электробус выделяется самобытным и запоминающимся дизайном, а также обеспечивает высокий уровень комфорта.

photo 2025 10 16 12 20 11

Фото Департамента транспорта и дорожного хозяйства Сочи