1200 90

Его творения украшают не только Минск. Скульптор С. Бондаренко выдвинут на соискание Госпремии за ряд работ

В его монументах — история Беларуси, ее богатое прошлое и день сегодняшний. Скульптор Сергей Бондаренко рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о рождении своих произведений и о пока еще не воплощенных идеях.

Скульптор Сергей БондаренкоСергей Афанасьевич выдвинут на соискание Государственной премии страны за создание ряда произведений монументального искусства: рельефного панно «Песня о зубре», украсившего вестибюль Национальной библиотеки Беларуси, стелы «Триумф» и Аллеи олимпийской славы у культурно-спортивного комплекса «Минск-Арена», конного памятника князю Ольгерду в Витебске, композиции «Беларусь гостеприимная» у Дворца Независимости.

О спорте с гордостью

Когда шло строительство «Минск-Арены», предложил создать перед комплексом Аллею олимпийской славы с памятными знаками в честь знаменитых спортсменов. К идее подключились архитекторы, и мы вместе ее доработали, — вспоминает скульптор.

На каждом памятном знаке можно прочитать имена белорусских спортсменов — победителей Олимпиад, увидеть их медали в увеличенном размере. Территорию украшают пять фонтанов, символизирующих олимпийские кольца. Венчает аллею стела «Триумф» с фигурами атлетов и девизом олимпийского движения: Citius, Altius, Fortius! («Быстрее, выше, сильнее!»).

Triumf1 N 495sm2009bronzaИнтересуюсь у Сергея Бондаренко, как родился образ крылатых атлетов.

Это своеобразная отсылка к Икару, чье имя ассоциируется с полетом, достижением небывалых высот. Но есть и другие символы. Издали вся композиция напоминает собой олимпийский факел. Именно такой посыл предложили архитекторы, а я придумал, как воплотить его, — поясняет собеседник.

Сергей Афанасьевич открывает профессиональный секрет: бронзовые фигуры сделаны по особой технологии, имеют специальное покрытие, поэтому не темнеют, выглядят столь же ярко, как только что отлитые.

А вот что следует добавить на Аллее олимпийской славы спустя 11 лет после ее открытия, так это новые именные знаки, считает мастер. Ведь олимпийская летопись Беларуси за это время существенно пополнилась. Нельзя забывать современных героев, а место для размещения дополнительных элементов здесь предусмотрено.

Образ Беларуси

Скульптурная композиция «Беларусь гостеприимная» у Дворца Независимости появилась после проведения конкурса. (Кстати, идею подобного объекта подал сам Бондаренко.)

Belarus gostepriimnayaВ творческом состязании участвовало 36 работ разных авторов. Сергей Афанасьевич представил сразу две, которые отобрали для финального этапа. А позже стало известно, что он стал победителем.

Одна композиция более символическая, я ее условно назвал «Ника Крылатая». Другая — жанровая, эмоциональная, ее и выбрали, — рассказывает автор. — Хотелось применить контраст: здание строгое, а скульптура теплая. Использовал прием смешения стилей. В этом образе присутствует символика. Например, обыграно число 7. Девушка выпускает из рук 7 птиц, и в венке на ее голове 7 цветов. Это счастливое число, оно еще обозначает семь административных единиц Беларуси.

На вопрос, был ли прототип у девушки, отвечает: образ обобщенный, это авторское видение красоты белорусского народа.

Процесс создания композиции прошел несколько стадий. Это эскиз, маленькая рабочая модель, ее увеличение до 1,6 м, очередное пятикратное увеличение с помощью специальных приспособлений. Для размещения восьмиметровой скульптуры в рабочем пространстве пришлось делать композицию из двух частей. Важно было, чтобы потом все идеально совпало. И это удалось. Самые сложные и ответственные детали (голову, руки, птиц) автор отливал самостоятельно, добиваясь максимального качества, хотя обычно это делают литейщики.

Взгляд в историю

Конный памятник князю ВКЛ Ольгерду в Витебске — работа для Сергея Бондаренко особая.

Knyaz Olgerd 1Сделать конную статую было мечтой всей моей жизни. Я ведь, можно сказать, скульптор-анималист, не один десяток лет лепил лошадей. Создал целую галерею конных портретов для частных коллекций, — рассказывает собеседник. — Благодаря такому багажу смог за короткие сроки выполнить этот заказ.

Ольгерда начал делать другой скульптор, победивший в конкурсе, но работа не была выполнена. Тогда дали заказ Бондаренко. Как в шутку говорит мастер, его привлекли как своего рода антикризисного управляющего. И он всего за семь месяцев создал свой вариант памятника, чтобы его успели установить к празднику города. Это невероятно маленький срок для масштабной работы. Пришлось трудиться по 18 часов в сутки. Что касается образа, то, естественно, это авторское видение: об исторической достоверности невозможно говорить, ведь не сохранилось реальных изображений Ольгерда. Впрочем, важнее общая концепция. Под руками скульптора появился мудрый благородный правитель, при котором страна процветала и закладывались основы национального самосознания современных белорусов.

Еще одно произведение ваятеля на историческую тему украшает Национальную библиотеку. Мастер рассказывает:

Когда представилась возможность поработать над оформлением «алмаза знаний», решил: за основу возьму «Песнь о зубре» Николая Гусовского. Это хрестоматийное литературное произведение прославляет нашу землю, ее историю, природу. Из поэмы родились образы зубра, тура, сцены охоты, меч. Это был интересный опыт, поскольку панно выполнял в смешанной технике, включающей литье и фрагменты из камня.

relef Pesn o zubreДва названных творения — лишь часть наработок скульптора в исторической тематике. Многое остается нереализованным. В разное время ваятель создал эскизы конных статуй Всеслава Чародея, княгини Анастасии Слуцкой, Глеба Минского, князя Гедимина. Ожидает своего часа памятник Миндовгу для Новогрудка. Этот проект победил в республиканском конкурсе.

Возможно, придет время для еще одного предложения мастера. Бондаренко воплотил в миниатюре свой образ легендарного основателя Минска — мифического мельника-богатыря Менеска, чья водяная мельница о семи колесах разъезжала по окрестностям и молола не зерно, а камни. По мнению Сергея Афанасьевича, композиция задумана как жанровая контактная работа, то есть художник видит ее не слишком масштабной, чуть выше человеческого роста. Даже прорабатывались разные площадки в городе, но до реализации дело не дошло.

za rabotoj 1***

На вопросы о досуге и хобби Бондаренко отвечает: скульптура, скульптура и еще раз скульптура. Работа и творчество в его жизни неразрывны. Творит он всегда, если не на заказ, то просто для себя, потому что душа просит. Например, создал целую серию бронзовых жуков.

— Природа настолько разнообразная, непредсказуемая, великолепная, она дает бесконечное количество идей и подсказок. Ни один абстракционист таких форм не придумает, — говорит мастер.

Справочно

Минчанин Сергей Бондаренко родился в 1956 году. Окончил скульптурное отделение Белорусского театрально-художественного института. Начинал профессиональный путь в творческих мастерских Академии художеств СССР в Минске под руководством Заира Азгура. Работает в различных жанрах, в том числе известен как мастер довольно редкой специализации — создает и отливает из металла скульптурные портреты лошадей. Его произведения находятся в коллекциях музеев Москвы, Минска, Миннеаполиса (США), а также у частных коллекционеров из многих стран.

Минчанам особенно приглянулись работы Бондаренко, установленные у цирка: гимнастка на лошади, клоуны-музыканты и пирамидка-перевертыш из кота, черепахи и слона.

Смотрите также:

https://www.youtube.com/watch?v=7Yrz5zXqehk

Топ-10 летних и безопасных фотозон Минска. Советы от горожан. Вечерний Минск с Ольгой СахаровойТоп-10 летних и безопасных фотозон Минска. Советы от горожан. Вечерний Минск с Ольгой Сахаровой
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Информационно-просветительский проект «Открытое знание» проходит в ТЦ «Столица»

Городской информационно-просветительский проект «Открытое знание» проходит в атриуме ТЦ «Столица» 22 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

«Открытое знание». «Сохранение здоровья человека - высшая инвестиция государства»«Открытое знание». «Сохранение здоровья человека — высшая инвестиция государства»

Учащаяся и студенческая молодежь, жители столицы могут пообщаться с экспертами и задать им вопросы. Тема встречи — «Сохранение здоровья человека — высшая инвестиция государства». Для участников также предусмотрена насыщенная программа.

Трансляцию можно посмотреть по ссылке.

Нам нужно развиваться по эволюционному пути: Александр Маркевич — о независимости Беларуси

Успешные отношения с Россией способствуют повышению благосостояния белорусов.Об этом в эфире программы «Вечерний политический канал» на «Радио-Минск» рассказал заведующий кафедрой государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь Александр Маркевич.

doc 2024 11 22 14 48 03

А. Маркевич подчеркнул, что революция — это не выход для страны:

После распада Советского Союза нам много говорили о том, что революция государственной системы — это хорошо, но при этом никто не говорил о ее разрушающих свойствах для страны и общества. Очень легко разрушить то, что строилось годами. Мы видим это на примере наших соседей, прежде всего Украины, и сами почувствовали «приближение этого цунами» в 2020 году. Мы понимаем, что нужно развиваться по эволюционному пути, за счет своего труда.

А. Маркевич обратил внимание, что залог успешных отношений с Россией ведет к повышению благосостояния белорусов:

Мы много сделали для укрепления наших отношений с Россией: в экономической, социальной и культурной сферах. Важным фактором является военно-техническое сотрудничество между нашими странами — оно способствует укреплению независимости Беларуси. Все эти предпринимаемые меры преследуют одну цель — улучшение уровня жизни граждан Союзного государства.

Программа «Вечерний политический канал» выходит по вечерам с понедельника по пятницу. В каждом эфире предметом обсуждения становятся самые актуальные вопросы внутренней и международной политики. В дискуссии принимают участие политологи, депутаты, общественные деятели и известные медийные личности.