1200 90

Екатерина Дулова рассказала о знакомстве с «Вечеркой» и юбилейном сезоне Большого театра

Вечер с журналистами столичного медиахолдинга провела Екатерина Дулова, генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. В редакции «Вечернего Минска» состоялся содержательный и увлекательный разговор о репертуарной политике, уникальности, духовности, маркетинговых ходах и даже о триадах. Подробности – в материале корреспондентов агентства «Минск-Новости».

 

Журналисты предложили гостье такой формат: вначале экскурсия по музею «Вечерки», знакомство со старыми подшивками, а затем разговор под чай и кофе с конфетами «Вечерний Минск» и фирменным тортом «Вечерний Минск — 55», которые изготовили столичные предприятия. Так что общение шло почти в домашней атмосфере.

Lukashov 25 kopiya

Подсказки из прошлого

«Вечера в «Вечерке» по традиции начались с небольшой экскурсии по музею «Вечернего Минска». Он состоит из трех частей. Первая — фотовыставка. На ней представлена история места, где сегодня расположен дом «Вечерки», — от времен Российской империи и до современности. В следующей части можно увидеть оргтехнику, на которой работали журналисты во второй половине прошлого века: фотоаппараты, пишущие машинки, пленочные диктофоны, портативные радио- и телеприемники. Завершает экспозицию «Кабинет главного редактора «Вечерки», где собраны предметы 1960–1970-х годов, когда «Вечерний Минск» только-только начал приходить к своим читателям.

Е. Дулова без труда ответила на вопросы, которые всегда ставили в тупик современную молодежь, посещавшую наш музей ранее. «Гугл» прошлого — это Большая советская энциклопедия, а непонятный стаканчик с горлышком внутрь — непроливайка для чернил.

Lukashov 91 kopiya

Опять же по традиции проекта вместе с гостьей почитали первые выпуски «Вечерки» из далекого 1967 года. Первое, что заинтересовало Екатерину Николаевну, — текст песни с нотами, размещенный в первом номере. В прошлом это был популярный формат, когда через газету читатель получал возможность выучить новое музыкальное произведение. Е. Дулова считает, что такая информация нашла бы своего адресата даже сегодня. В Минске ведь много людей, умеющих играть на гитаре и других музыкальных инструментах. Они будут рады сыграть что-то новое для себя.

От профессионального взгляда человека, который всю жизнь связан с музыкой, а сегодня возглавляет Большой театр страны, не могла ускользнуть ни одна информация, так или иначе связанная с оперой. Даже пожелтевший от времени черно-белый снимок балерин, спрятавшийся в самом углу газетной полосы.

О, «Лебединое озеро»! — улыбается Е. Дулова и внимательно разглядывает фотографию. — Какие симпатичные лебедята! Но сегодня, увы, их отнесли бы к профессионально непригодным.

Удивлению журналистов не было предела. Но руководитель Большого театра пояснила: в балете за прошедшие годы многое изменилось. Лебедята стоят хорошо, но по современным стандартам они полноваты для балерин.

Lukashov 20 kopiya

Одной из особенностей газетных публикаций того времени была связь героя с читателем. Например, она выражалась в виде автографа-пожелания, написанного для получателей «Вечерки» известными людьми. Таким образом, в частности, в 1967 году привет минчанам передал японский квартет «Королевские рыцари», или, как было принято в то время писать, «Роял Найтс». Рыцари из Страны восходящего солнца, считавшие «высшими ценителями искусства женщин (как, наверное, и у нас в Минске) и решившие дать романтическое название своему квартету, чтобы сразу завоевать сердца прекрасной половины человечества», рассказали журналисту, что за месяц гастролей в СССР обогатили свой репертуар десятком песен, подаренных композиторами Украины, Белоруссии и России. К слову, в советское время многие вырезали подобные автографы и собирали из них свою коллекцию.

Вдруг, взглянув на снимок конвейера с МАЗами, Е. Дулова говорит:

Вот смотрю я на это фото и подумываю… Что сейчас стали делать россияне, тот же Бутман? Они пошли на заводы и снова во время обеденных перерывов стали выступать перед трудовыми коллективами. Практикой выступления на предприятиях широко пользовался Михаил Финберг. Так сказать, культпросвет, возможность сплотить народ. Это не их придумка, такое уже было в советское время. И, мне кажется, эту традицию стоило бы возродить.

Lukashov 21 kopiya

На эту тему в «Вечерке» тут же нашлась и соответствующая заметка — «С концертом на село», рассказывающая о том, что в Крупский район отправилась бригада самодеятельности Дома культуры Минского тонкосуконного комбината.

Всего пару минут назад мы говорили о Генрихе Вагнере, — говорит Е. Дулова. — И вот он тут как тут на страницах «Вечерки». И не просто в рассказе о музыке. По его произведению, созданному по поэме Аркадия Кулешова «Песнь о славном походе», снимается первая белорусская телеопера «Ранак»! Кажется, я вспоминаю, что видела ее в детстве по телевидению. Так что у «Вечерки» есть свой оперный ровесник из 1967 года. Причем уникальный в своем роде. Как написано в статье: «Обычно в операх-фильмах зритель видит на экране не того, чей голос слышит, а его дублера — драматического актера. И всегда чувствуется фальшь. Ибо очень трудно в этом случае добиться полного совпадения артикуляции и звука. Мы решили отказаться от старого приема. Играют в опере сами певцы».

Как современная молодежь ответит на вопрос, кто такой Вагнер? — поинтересовался генеральный директор агентства Андрей Кривошеев.

Не думаю, что вспомнят нашего прославленного минчанина, заслуженного деятеля искусств БССР композитора Генриха Матусовича, — сказала гостья. — Хорошо, если ответят, что это немецкий композитор Рихард Вагнер.

Знаете, — сказала в завершение Екатерина Николаевна, — листая старую «Вечерку», чувствуешь, что тогда равно относились ко всем сферам деятельности. А потом начались перекосы. Ушла академическая музыка. А когда она уходит из поля зрения общества, уходит как ценность, к сожалению, начинается то, что мы все наблюдали и наблюдаем не только в искусстве.

Основная газета

А. Кривошеев напомнил: Е. Дулова не раз становилась ньюсмейкером, героиней интервью информагентства «Минск-Новости». Но в гостях у «Вечерки» впервые, причем в новом качестве: в начале этого года она была назначена руководителем главного театра страны. Ее семья может выступать с концертами как самостоятельный оркестр. Муж — пианист, сыновья: один — виолончелист, второй — скрипач.

Lukashov 82 kopiya

Первый вопрос, как всегда, прозвучал от исполняющего обязанности главного редактора газеты «Вечерний Минск» Владимира Николайчука о газете.

Помню ли я самое первое знакомство с «Вечеркой»? Конечно! — сказала коренная минчанка. — В нашей семье это была основная газета. Большого формата, черно-белая — родители выписывали ее долгие годы, она изучалась нами от первой до последней страницы. Сейчас читаю «Вечерку» чаще в электронном формате. Как человеку культуры, мне хочется как можно больше информации о музыке и музыкантах, об искусстве, творческой молодежи. «Вечерка» умеет расставлять акценты, давать комментарии. Мое пожелание: делайте это чаще.

Юбилейный сезон

В трудовой книжке Е. Дуловой – записи о двух местах работы: консерватория (академия музыки) и Большой театр Беларуси. Свою преданность профессии гостья объяснила просто: музыка — это сама жизнь. В консерваторию Дулова пришла преподавателем, а последние 11 лет работала уже ректором. Первую диссертацию защитила в 1989-м по теме «Балет «Спящая красавица» в контексте авторского стиля». Этот балет она знает от первой до последней ноты. Потом была вторая диссертация по балету и ученая степень доктора искусствоведения.

Lukashov 42 kopiya

Символично, что именно «Спящая красавица» в постановке Валентина Елизарьева откроет 6 сентября 90-й сезон в Большом театре Беларуси, и это будет для Дуловой полноценный сезон в качестве руководителя театра. Какой?

Художественно-содержательный, соответствующий уровню высоких музыкальных сочинений, — ответила гендиректор. — Старые постановки получат второе рождение: Валентин Николаевич Елизарьев планирует показать обновленный балет «Дон Кихот», а также вернуть в репертуар один из первых спектаклей национальной тематики в независимой Беларуси — балет «Страсти (Рогнеда)». Для постановки оперы «Севильский цирюльник» мы пригласили итальянских авторов — режиссера и художника. Надеюсь, получится спектакль тонкий, изящный. Это планы на первую половину 2023 года. А в ближайшее время минчан ждет абсолютно новая «Жизель» — над ней работает наш главный балетмейстер Игорь Колб, а также опера «История Кая и Герды» для больших и маленьких зрителей. В Камерном зале покажем оперу «Моцарт и Сальери».

Для руководителя белорусского Большого дело принципиальное — что может быть на его сцене, а чего категорически не может быть: чистого формализма, пошлости… Театр открыт для экспериментов, однако любой эксперимент должен быть оправдан — и художественно, и по смыслу. Определенная доля хулиганства есть в последней премьере — опере «Любовный напиток». Но так как вольности не вступили в противоречие с партитурой, зритель принял спектакль на ура.

Деньги, цены…

Журналисты не могли пройти мимо того факта, что в мае цены на билеты в Большом были подняты на 15 процентов. Тем не менее, как заметил заместитель генерального директора агентства «Минск-Новости», главный редактор газеты «Минский курьер» Кирилл Казаков, они намного ниже, чем в Москве. Цены, что называется, подъемные.

Lukashov 92 kopiya

Культура в целом, искусство в частности могут зарабатывать и делают это, — отметила Е. Дулова. — Продажа билетов, гастрольная деятельность — наши внутренние ресурсы. Однако главное остается незыблемо — нести высокое искусство, питать зрителей доброй энергией, образовывать, вдохновлять. Ни один театр в мире не существует без субсидий. Настоящее искусство везде дорогое. Почти две трети нашего бюджета наполняет государство. Белорусский Большой — это коллектив в тысячу человек. Сцена огромная, больше, чем у российского Большого. Декорации масштабные. Я еще долго могу говорить, как велики расходы, но это неконструктивный разговор. Уже издан приказ о создании при Большом театре Беларуси попечительского совета, в состав которого вошли социально ориентированные компании. Они хотят вкладываться в культуру.

Чем удивляем

Екатерина Николаевна, прекрасных мировых сцен немало, а в чем, по-вашему, уникальность Большого театра Беларуси? — такой вопрос задал заместитель главного редактора «Радио-Минск» Евгений Мелешко.

Ответ был мгновенным. Первое отличие: абсолютный паритет оперы и балета, потому как, например, в Италии превалирует опера. Второе: постоянное и непрерывное чередование самых разных спектаклей: каждый день смена декораций, что вообще мало кто может себе позволить. В репертуаре только нашего театра сложились триады. Это балетная триада Чайковского: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Триада национального балета: «Страсти (Рогнеда)», «Витовт», «Анастасия». И такую же триаду, только в опере, задумала новый гендиректор. Все карты, как ни просили, не открыла, только заинтриговала: к «Дикой охоте короля Стаха» и «Седой легенде» добавится еще одно мощное полотно, и это будет национальное явление.

Lukashov 96 kopiya

С 24 по 29 октября на Исторической сцене Большого театра России будут показаны постановки белорусского Большого: опера «Дикая охота короля Стаха» и балет «Щелкунчик». Участвовать в XII Минском международном Рождественском оперном форуме приглашен Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

Слабо, как Бочелли?

Lukashov 38 kopiya

Через ресурсы «Минск-Новости» мы анонсировали ваш визит и получили вопросы от минчан в рубрику «Седьмой регион», — сказал заместитель генерального директора агентства Дмитрий Партон. — Один из читателей был в Италии и оказался свидетелем бесплатного концерта великого тенора Андреа Бочелли: тот пел у кафе на небольшой сценической площадке. Монсеррат Кабалье, Дмитрий Хворостовский и другие звезды оперы выступали вместе со звездами эстрады. Цель благая — популяризация классики. Минчанин спрашивает: белорусские звезды оперы и балета так могут? И как вы в принципе относитесь к подобным маркетинговым проектам?

Абсолютно позитивно, если только искусство не превращается в китч, — улыбнулась Екатерина Николаевна. — К таким проектам нужно готовиться. Акустическое искусство плохо дружит с улицей. Обратите внимание: уличные музыканты предпочитают выступать в подземных переходах, где со звуком дела обстоят получше. У нас есть отличные примеры выхода академического искусства на воздух — это музыкальные вечера у ратуши. Каждое лето в Несвиже мы проводим «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов» — приезжает тысяча людей со всей страны. Сейчас хотим нечто подобное сделать в Мирском замке. Так что все реально.

С чего начинается любовь к театру

Оживленное обсуждение вызвала тема, которую подняла главный редактор редакции мультимедийных проектов агентства Оксана Канашиц. Она наблюдала, как ребенок, которого родители привели вечером на балет, мешал зрителям смотреть спектакль: ему было нудно и скучно. Дулова мягко пояснила: поход в театр — не прогулка, каждый спектакль имеет возрастную категорию, она указана на афише. Если родитель ведет десятилетнего ребенка, например, на спектакль 12+, он должен понимать, что несет ответственность за его поведение в театре. И посоветовала:

Приобщайте к искусству постепенно, дозированно. Худшее, что может быть, — заставлять ребенка высиживать двухчасовой спектакль. Может, для первого раза ему хватит пятнадцати минут.

Lukashov 98 kopiya

Екатерина Николаевна говорила про образовательные программы, которые появятся в новом сезоне, про мастер-классы по танцу, экскурсии по закулисью, причем приводить можно будет даже детей 3–5 лет. Попросила родителей думать о дресс-коде. Когда гендиректор сама была крохой, мама всегда брала для нее в театр красивые туфельки. Любовь к театру начинается, казалось бы, с мелочей. Но какие они важные!

Кстати, по просьбе Белорусского Красного Креста, который опекает группу детей и их родителей — беженцев из Украины, будет проведено благотворительное посещение ими Большого театра Беларуси.

Главный редактор детского журнала «Качели» Татьяна Гуляева подарила гостье июльский номер, в котором художник «Качелей» зарисовала экскурсию по белорусскому Большому.

Лекарство от неприятностей

Один из вопросов прозвучал так: что помогает справляться с плохим настроением?

Назову самое лучшее лекарство, и оно вам очень близко: это вечерний Минск. Обожаю подолгу гулять по городу, особенно по его старинным улицам, прекрасным паркам. За каждым поворотом — определенный срез моей жизни. Я родилась за Красным костелом на ул. Шорной, а сейчас живу на ул. Кирова. Очень рада тому, что восстановлен Верхний город, пусть там много новодела, но появился дух этого места. Удивительное превращение произошло со стадионом «Динамо» — он стал роскошным. А какой фонтан у Большого театра! Я наслаждаюсь Минском…

Lukashov 97 kopiya

Lukashov 94 kopiya

Подготовили Светлана Шидловская и Дмитрий Исайчук, фото Сергея Лукашова

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От -7 °С до +2 °С будет в Беларуси 23 ноября, местами обещают снег

В республике температура воздуха ночью 23 ноября составит от -7 °С по северо-западу до +1 °С по юго-востоку, днем — -3 … +2 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

apd 2500 1

В субботу местами по стране, а ночью на большей части Гомельской и Могилёвской областей ожидается снег, в том числе мокрый. По востоку этих регионов — сильный снег. В ночные и утренние часы местами прогнозируются налипание мокрого снега и слабый гололед. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Не исключен порывистый ветер.

В Бресте в светлое время суток будет 0… +2 °С, в Гомеле — до +1 °С. В Гродно, Могилёве и Витебске будет -1… +1 °С, в Минске — 0… -2 °С.

Среди лауреатов XIX Международного кинофестиваля «Победили вместе» фильмы минских режиссеров

В Сочи завершился XIX Международный кинофестиваль «Победили вместе» им. Владимира Меньшова. На конкурсы форума поступило около 600 работ из 50 стран. В этой конкурентной среде, по мнению жюри пяти профессиональных конкурсов, отмечены белорусские работы. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 22 21 43 45

В номинации «Документальный проект» приза «Новый взгляд» удостоен фильм Екатерины Шаромет о художнике-мультипликаторе, создавшем образы Крокодила Гены, Чебурашки, Снежной королевы и многих других персонажей. Это «Леонид Шварцман. Сказка о мальчике и старом городе» (Студия исторических фильмов Владимира Бокуна). В конкурсе киношкол приз «Лучший фильм» получила работа студентки Белорусской государственной академии искусств Екатерины Ксёнц «Вверх тормашками» (мастер — Галина Адамович) за творческое воплощение темы становления личности в подростковом возрасте.

Почетную награду имени Святослава Бэлзы присудили фильму «Майя Плисецкая, которую мы не знали». Автор — Николай Ефимович, производство телеканала «БЕЛРОС» при участии Генерального продюсерского центра (г. Минск). В фильме использована редкая хроника, частное видео, эксклюзивные комментарии. Все это делает кино уникальным и неповторимым. Поздравляем коллег!

Фото автора