Екатерина Дулова рассказала о знакомстве с «Вечеркой» и юбилейном сезоне Большого театра


Вечер с журналистами столичного медиахолдинга провела Екатерина Дулова, генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. В редакции «Вечернего Минска» состоялся содержательный и увлекательный разговор о репертуарной политике, уникальности, духовности, маркетинговых ходах и даже о триадах. Подробности – в материале корреспондентов агентства «Минск-Новости».

 

Журналисты предложили гостье такой формат: вначале экскурсия по музею «Вечерки», знакомство со старыми подшивками, а затем разговор под чай и кофе с конфетами «Вечерний Минск» и фирменным тортом «Вечерний Минск — 55», которые изготовили столичные предприятия. Так что общение шло почти в домашней атмосфере.

Подсказки из прошлого

«Вечера в «Вечерке» по традиции начались с небольшой экскурсии по музею «Вечернего Минска». Он состоит из трех частей. Первая — фотовыставка. На ней представлена история места, где сегодня расположен дом «Вечерки», — от времен Российской империи и до современности. В следующей части можно увидеть оргтехнику, на которой работали журналисты во второй половине прошлого века: фотоаппараты, пишущие машинки, пленочные диктофоны, портативные радио- и телеприемники. Завершает экспозицию «Кабинет главного редактора «Вечерки», где собраны предметы 1960–1970-х годов, когда «Вечерний Минск» только-только начал приходить к своим читателям.

Е. Дулова без труда ответила на вопросы, которые всегда ставили в тупик современную молодежь, посещавшую наш музей ранее. «Гугл» прошлого — это Большая советская энциклопедия, а непонятный стаканчик с горлышком внутрь — непроливайка для чернил.

Опять же по традиции проекта вместе с гостьей почитали первые выпуски «Вечерки» из далекого 1967 года. Первое, что заинтересовало Екатерину Николаевну, — текст песни с нотами, размещенный в первом номере. В прошлом это был популярный формат, когда через газету читатель получал возможность выучить новое музыкальное произведение. Е. Дулова считает, что такая информация нашла бы своего адресата даже сегодня. В Минске ведь много людей, умеющих играть на гитаре и других музыкальных инструментах. Они будут рады сыграть что-то новое для себя.

От профессионального взгляда человека, который всю жизнь связан с музыкой, а сегодня возглавляет Большой театр страны, не могла ускользнуть ни одна информация, так или иначе связанная с оперой. Даже пожелтевший от времени черно-белый снимок балерин, спрятавшийся в самом углу газетной полосы.

О, «Лебединое озеро»! — улыбается Е. Дулова и внимательно разглядывает фотографию. — Какие симпатичные лебедята! Но сегодня, увы, их отнесли бы к профессионально непригодным.

Удивлению журналистов не было предела. Но руководитель Большого театра пояснила: в балете за прошедшие годы многое изменилось. Лебедята стоят хорошо, но по современным стандартам они полноваты для балерин.

Одной из особенностей газетных публикаций того времени была связь героя с читателем. Например, она выражалась в виде автографа-пожелания, написанного для получателей «Вечерки» известными людьми. Таким образом, в частности, в 1967 году привет минчанам передал японский квартет «Королевские рыцари», или, как было принято в то время писать, «Роял Найтс». Рыцари из Страны восходящего солнца, считавшие «высшими ценителями искусства женщин (как, наверное, и у нас в Минске) и решившие дать романтическое название своему квартету, чтобы сразу завоевать сердца прекрасной половины человечества», рассказали журналисту, что за месяц гастролей в СССР обогатили свой репертуар десятком песен, подаренных композиторами Украины, Белоруссии и России. К слову, в советское время многие вырезали подобные автографы и собирали из них свою коллекцию.

Вдруг, взглянув на снимок конвейера с МАЗами, Е. Дулова говорит:

Вот смотрю я на это фото и подумываю… Что сейчас стали делать россияне, тот же Бутман? Они пошли на заводы и снова во время обеденных перерывов стали выступать перед трудовыми коллективами. Практикой выступления на предприятиях широко пользовался Михаил Финберг. Так сказать, культпросвет, возможность сплотить народ. Это не их придумка, такое уже было в советское время. И, мне кажется, эту традицию стоило бы возродить.

На эту тему в «Вечерке» тут же нашлась и соответствующая заметка — «С концертом на село», рассказывающая о том, что в Крупский район отправилась бригада самодеятельности Дома культуры Минского тонкосуконного комбината.

Всего пару минут назад мы говорили о Генрихе Вагнере, — говорит Е. Дулова. — И вот он тут как тут на страницах «Вечерки». И не просто в рассказе о музыке. По его произведению, созданному по поэме Аркадия Кулешова «Песнь о славном походе», снимается первая белорусская телеопера «Ранак»! Кажется, я вспоминаю, что видела ее в детстве по телевидению. Так что у «Вечерки» есть свой оперный ровесник из 1967 года. Причем уникальный в своем роде. Как написано в статье: «Обычно в операх-фильмах зритель видит на экране не того, чей голос слышит, а его дублера — драматического актера. И всегда чувствуется фальшь. Ибо очень трудно в этом случае добиться полного совпадения артикуляции и звука. Мы решили отказаться от старого приема. Играют в опере сами певцы».

Как современная молодежь ответит на вопрос, кто такой Вагнер? — поинтересовался генеральный директор агентства Андрей Кривошеев.

Не думаю, что вспомнят нашего прославленного минчанина, заслуженного деятеля искусств БССР композитора Генриха Матусовича, — сказала гостья. — Хорошо, если ответят, что это немецкий композитор Рихард Вагнер.

Знаете, — сказала в завершение Екатерина Николаевна, — листая старую «Вечерку», чувствуешь, что тогда равно относились ко всем сферам деятельности. А потом начались перекосы. Ушла академическая музыка. А когда она уходит из поля зрения общества, уходит как ценность, к сожалению, начинается то, что мы все наблюдали и наблюдаем не только в искусстве.

Основная газета

А. Кривошеев напомнил: Е. Дулова не раз становилась ньюсмейкером, героиней интервью информагентства «Минск-Новости». Но в гостях у «Вечерки» впервые, причем в новом качестве: в начале этого года она была назначена руководителем главного театра страны. Ее семья может выступать с концертами как самостоятельный оркестр. Муж — пианист, сыновья: один — виолончелист, второй — скрипач.

Первый вопрос, как всегда, прозвучал от исполняющего обязанности главного редактора газеты «Вечерний Минск» Владимира Николайчука о газете.

Помню ли я самое первое знакомство с «Вечеркой»? Конечно! — сказала коренная минчанка. — В нашей семье это была основная газета. Большого формата, черно-белая — родители выписывали ее долгие годы, она изучалась нами от первой до последней страницы. Сейчас читаю «Вечерку» чаще в электронном формате. Как человеку культуры, мне хочется как можно больше информации о музыке и музыкантах, об искусстве, творческой молодежи. «Вечерка» умеет расставлять акценты, давать комментарии. Мое пожелание: делайте это чаще.

Юбилейный сезон

В трудовой книжке Е. Дуловой – записи о двух местах работы: консерватория (академия музыки) и Большой театр Беларуси. Свою преданность профессии гостья объяснила просто: музыка — это сама жизнь. В консерваторию Дулова пришла преподавателем, а последние 11 лет работала уже ректором. Первую диссертацию защитила в 1989-м по теме «Балет «Спящая красавица» в контексте авторского стиля». Этот балет она знает от первой до последней ноты. Потом была вторая диссертация по балету и ученая степень доктора искусствоведения.

Символично, что именно «Спящая красавица» в постановке Валентина Елизарьева откроет 6 сентября 90-й сезон в Большом театре Беларуси, и это будет для Дуловой полноценный сезон в качестве руководителя театра. Какой?

Художественно-содержательный, соответствующий уровню высоких музыкальных сочинений, — ответила гендиректор. — Старые постановки получат второе рождение: Валентин Николаевич Елизарьев планирует показать обновленный балет «Дон Кихот», а также вернуть в репертуар один из первых спектаклей национальной тематики в независимой Беларуси — балет «Страсти (Рогнеда)». Для постановки оперы «Севильский цирюльник» мы пригласили итальянских авторов — режиссера и художника. Надеюсь, получится спектакль тонкий, изящный. Это планы на первую половину 2023 года. А в ближайшее время минчан ждет абсолютно новая «Жизель» — над ней работает наш главный балетмейстер Игорь Колб, а также опера «История Кая и Герды» для больших и маленьких зрителей. В Камерном зале покажем оперу «Моцарт и Сальери».

Для руководителя белорусского Большого дело принципиальное — что может быть на его сцене, а чего категорически не может быть: чистого формализма, пошлости… Театр открыт для экспериментов, однако любой эксперимент должен быть оправдан — и художественно, и по смыслу. Определенная доля хулиганства есть в последней премьере — опере «Любовный напиток». Но так как вольности не вступили в противоречие с партитурой, зритель принял спектакль на ура.

Деньги, цены…

Журналисты не могли пройти мимо того факта, что в мае цены на билеты в Большом были подняты на 15 процентов. Тем не менее, как заметил заместитель генерального директора агентства «Минск-Новости», главный редактор газеты «Минский курьер» Кирилл Казаков, они намного ниже, чем в Москве. Цены, что называется, подъемные.

Культура в целом, искусство в частности могут зарабатывать и делают это, — отметила Е. Дулова. — Продажа билетов, гастрольная деятельность — наши внутренние ресурсы. Однако главное остается незыблемо — нести высокое искусство, питать зрителей доброй энергией, образовывать, вдохновлять. Ни один театр в мире не существует без субсидий. Настоящее искусство везде дорогое. Почти две трети нашего бюджета наполняет государство. Белорусский Большой — это коллектив в тысячу человек. Сцена огромная, больше, чем у российского Большого. Декорации масштабные. Я еще долго могу говорить, как велики расходы, но это неконструктивный разговор. Уже издан приказ о создании при Большом театре Беларуси попечительского совета, в состав которого вошли социально ориентированные компании. Они хотят вкладываться в культуру.

Чем удивляем

Екатерина Николаевна, прекрасных мировых сцен немало, а в чем, по-вашему, уникальность Большого театра Беларуси? — такой вопрос задал заместитель главного редактора «Радио-Минск» Евгений Мелешко.

Ответ был мгновенным. Первое отличие: абсолютный паритет оперы и балета, потому как, например, в Италии превалирует опера. Второе: постоянное и непрерывное чередование самых разных спектаклей: каждый день смена декораций, что вообще мало кто может себе позволить. В репертуаре только нашего театра сложились триады. Это балетная триада Чайковского: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Триада национального балета: «Страсти (Рогнеда)», «Витовт», «Анастасия». И такую же триаду, только в опере, задумала новый гендиректор. Все карты, как ни просили, не открыла, только заинтриговала: к «Дикой охоте короля Стаха» и «Седой легенде» добавится еще одно мощное полотно, и это будет национальное явление.

С 24 по 29 октября на Исторической сцене Большого театра России будут показаны постановки белорусского Большого: опера «Дикая охота короля Стаха» и балет «Щелкунчик». Участвовать в XII Минском международном Рождественском оперном форуме приглашен Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

Слабо, как Бочелли?

Через ресурсы «Минск-Новости» мы анонсировали ваш визит и получили вопросы от минчан в рубрику «Седьмой регион», — сказал заместитель генерального директора агентства Дмитрий Партон. — Один из читателей был в Италии и оказался свидетелем бесплатного концерта великого тенора Андреа Бочелли: тот пел у кафе на небольшой сценической площадке. Монсеррат Кабалье, Дмитрий Хворостовский и другие звезды оперы выступали вместе со звездами эстрады. Цель благая — популяризация классики. Минчанин спрашивает: белорусские звезды оперы и балета так могут? И как вы в принципе относитесь к подобным маркетинговым проектам?

Абсолютно позитивно, если только искусство не превращается в китч, — улыбнулась Екатерина Николаевна. — К таким проектам нужно готовиться. Акустическое искусство плохо дружит с улицей. Обратите внимание: уличные музыканты предпочитают выступать в подземных переходах, где со звуком дела обстоят получше. У нас есть отличные примеры выхода академического искусства на воздух — это музыкальные вечера у ратуши. Каждое лето в Несвиже мы проводим «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов» — приезжает тысяча людей со всей страны. Сейчас хотим нечто подобное сделать в Мирском замке. Так что все реально.

С чего начинается любовь к театру

Оживленное обсуждение вызвала тема, которую подняла главный редактор редакции мультимедийных проектов агентства Оксана Канашиц. Она наблюдала, как ребенок, которого родители привели вечером на балет, мешал зрителям смотреть спектакль: ему было нудно и скучно. Дулова мягко пояснила: поход в театр — не прогулка, каждый спектакль имеет возрастную категорию, она указана на афише. Если родитель ведет десятилетнего ребенка, например, на спектакль 12+, он должен понимать, что несет ответственность за его поведение в театре. И посоветовала:

Приобщайте к искусству постепенно, дозированно. Худшее, что может быть, — заставлять ребенка высиживать двухчасовой спектакль. Может, для первого раза ему хватит пятнадцати минут.

Екатерина Николаевна говорила про образовательные программы, которые появятся в новом сезоне, про мастер-классы по танцу, экскурсии по закулисью, причем приводить можно будет даже детей 3–5 лет. Попросила родителей думать о дресс-коде. Когда гендиректор сама была крохой, мама всегда брала для нее в театр красивые туфельки. Любовь к театру начинается, казалось бы, с мелочей. Но какие они важные!

Кстати, по просьбе Белорусского Красного Креста, который опекает группу детей и их родителей — беженцев из Украины, будет проведено благотворительное посещение ими Большого театра Беларуси.

Главный редактор детского журнала «Качели» Татьяна Гуляева подарила гостье июльский номер, в котором художник «Качелей» зарисовала экскурсию по белорусскому Большому.

Лекарство от неприятностей

Один из вопросов прозвучал так: что помогает справляться с плохим настроением?

Назову самое лучшее лекарство, и оно вам очень близко: это вечерний Минск. Обожаю подолгу гулять по городу, особенно по его старинным улицам, прекрасным паркам. За каждым поворотом — определенный срез моей жизни. Я родилась за Красным костелом на ул. Шорной, а сейчас живу на ул. Кирова. Очень рада тому, что восстановлен Верхний город, пусть там много новодела, но появился дух этого места. Удивительное превращение произошло со стадионом «Динамо» — он стал роскошным. А какой фонтан у Большого театра! Я наслаждаюсь Минском…

Подготовили Светлана Шидловская и Дмитрий Исайчук, фото Сергея Лукашова

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
«Чистые игры» на Кленовой аллее. Сколько листвы собрали в Антоновском парке

Кленовая аллея Антоновского парка преобразилась благодаря совместному труду жителей Партизанского и представителей районной администрации на республиканском субботнике 25 октября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Минский тракторный завод организовал соревнования «Чистые игры», в которых 11 команд предприятия с энтузиазмом включились в сбор опавшей листвы. В результате собрали 8,5 тонны.

— Именно общая мотивация рождает такие замечательные мероприятия! Вместе сделаем район краше! — отметил начальник бюро отдела идеологической и информационной работы ОАО «МТЗ» Евгений Сальников.

Заместитель главы администрации Партизанского района Сергей Алехна подчеркнул:

— Предприятия, коммунальные службы, молодежь — все мы сегодня наводим порядок, чтобы район стал краше и чище!

Жители района, студенты и школьники активно участвовали в уборке территорий.

Где еще в Партизанском провели республиканский субботник

  • Работники «Слодыча» вышли на уборку закрепленных территорий.
  • Коллектив «МЭТЗ им. В. И. Козлова» совместно с министром промышленности Андреем Кузнецовым провели строительные работы, убрали сквер и территорию предприятия.
  • Сотрудники «БКМ Холдинг» убрали закрепленную территорию, а также разбирали и отсортировали древесную тару и отходы.
  • Работники МТЗ навели порядок на своих рабочих местах и территориях, прилегающих к подразделениям.
  • Трудовой десант из Минского молочного завода № 1 работал на территории возле архитектурно-скульптурного знака «Беларусь партизанская», а также на прилегающих к производственному участку территориях.

Фото автора

Республиканский субботник провели для молодежи на стройке Национального исторического музея

Участники проекта «Минская смена — 2025» и студенческие отряды не остались в стороне от республиканского субботника 25 октября. Порядок наводили на стройплощадке Национального исторического музея и парка Народного единства, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Как отметил второй секретарь Минского городского комитета ОО «БРСМ» Вячеслав Сабанский, молодежь включилась в работу активно и организованно:

— По всей территории города Минска в работах принимают участие более тысячи человек. БРСМ работает вместе с другими общественными объединениями: с «Белой Русью», с ветеранскими организациями. На республиканской молодежной стройке трудятся больше 100 молодых людей.

Работы на объекте ведутся на постоянной основе: студенты помогают на разных участках — от строительного конструктива до отделочных работ.

В. Сабанский рассказал, что студотряды трудятся на Всебелорусской молодежной стройке уже почти полгода.

— Около 50–70 студентов города Минска помогают строителям на всех уровнях: от установки опалубки до отделочных и покрасочных работ. Кто-то переносит тяжелые материалы, кто-то задействован в монтаже конструкций — каждый на своем месте, — подчеркнул собеседник.

Студенты уверены: участие в строительстве будущего главного музея страны — важный вклад в сохранение исторической памяти и развитие Беларуси.

Для первокурсника архитектурного факультета БНТУ Владислава Кашковского участие в стройке музея — особая история. Молодой человек стал победителем проекта «Минская смена — 2025». Его творческая идея стала основой архитектурного решения будущего здания.

— Мы даже не знали, что это был конкурс на реальное строительство. Нам предложили поучаствовать в разработке эскиза, и по итогу мой проект оказался победителем. Основная идея — заложить в контур здания контур Беларуси. Так мы хотели показать единство и уникальность нашего государства, — рассказал студент.

По словам будущего архитектора, профессиональные специалисты впоследствии детализировали проект.

— Эскиз  только начало. Он всегда отличается от итогового объекта, и это нормально. Это говорит о грамотной работе специалистов, которые делают проект устойчивым и функциональным— отметил В. Кашковский.

По словам заместителя директора — главного инженера СО-7 ОАО «Стройтрест № 4» Алексея Драгуна, работы на объекте вышли на этап устройства фасадов, кровли и внутренних полов. Завершение строительства запланировано на сентябрь 2026 года.

Новый комплекс станет площадкой исторической экспозиции, посвященной ключевым этапам развития и достижениям страны. Сейчас на объекте задействовано около 350 специалистов.

Фото Елизаветы Давидовской

Фрагменты метеорита и нож-мачете летчика: что еще можно увидеть в космическом музее гимназии № 174

Оригинальные фото строительства Байконура, фрагменты метеорита и эксклюзивные «космические» украшения. В гимназии № 174 открыли необычный музей, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Космос — наш

Юный экскурсовод, восьмиклассник Алексей Митрахович, объясняет: главная цель открытия музея — продемонстрировать вклад белорусов в освоение космоса.

— Такую тематику выбрали не случайно. Наше учреждение расположено на улице Космонавтов, — с улыбкой говорит парень.

Экспозиция включает личные вещи тех, кто летал или готовился к полету на орбиту, а также документы и снимки, иллюстрирующие влияние космоса на повседневную жизнь советского человека. Отражены в музее и достижения белорусов в разгадке тайн мироздания.

Экспозиция начинается с погружения в астрономию. Стены выставочного помещения как яркие страницы энциклопедии. Можно подолгу рассматривать строение солнечной системы, характеристики планет, созвездия…

Кстати, боевое крещение в роли гида у Алексея случилось в конце сентября. На открытие музея приехало много почетных гостей. Среди них — скульптор Иван Миско.

— Он автор памятного знака «Беларусам — героям космасу», который расположен возле парка имени М. Павлова. На нем изображены портреты Петра Климука, Владимира Ковалёнка и Олега Новицкого. Иван Якимович рассказал, что появится и портрет Марины Василевской, — делится школьник.

Байконуровцы

Отдельный стенд посвящен белорусам, которые строили Байконур. К слову, летом легендарный космодром отметил 70-летие.

— Именно отсюда был запущен первый искусственный спутник Земли и двинулся к звездам Юрий Гагарин, — продолжает экскурсию восьмиклассник Андрей Радкевич.

Кажется: где Беларусь, а где этот огромный полигон, с которого запускают космические корабли…

— Несмотря на то что наша страна небольшая, вклад соотечественников в освоение звезд-планет колоссальный. Белорусы участвовали в строительстве стартового ракетного комплекса, лабораторий и исследовательских центров, — делится знаниями юный экскурсовод.

Когда в гимназии объявили о сборе экспонатов для музея, началось самое интересное. Педагоги, ученики и родители стали приносить уникальные вещи. Оказалось, у некоторых в роду были космонавты, ученые и инженеры, причастные к этой сфере.

— Например, есть своеобразный дембельский альбом строителя космодрома. А еще мне очень нравится экспозиция со значками, — говорит школьник и показывает необычные украшения. — Интересен набор «Первый отряд советских космонавтов». Это миниатюрные черно-белые значки с портретами кумиров-астронавтов, выполненными фотоспособом.

Как надеть скафандр

— Советский Союз в 70–80-е годы прошлого столетия был лидером космонавтики. Тогда действовала международная программа «Интеркосмос». Потому на оригинальных фотографиях можно увидеть пары астронавтов, представляющих разные страны. Обратите внимание на книгу «Космонавтика СССР», — указывает на внушительных размеров издание заместитель директора гимназии № 174 Сергей Азардович.

Этот экземпляр подарил музею заведующий отделом аэрокосмических исследований Института прикладных физических проблем имени А. Н. Севченко БГУ Борис Беляев. Страницы книги вдоль и поперек исписаны посланиями: автографы в ней оставили Серебров, Гречко, Береговой, Попович и другие знаменитые космонавты, приезжавшие в белорусский институт… на учебу!

— Осваивали оборудование для аэровидеосъемки. Собственно, ученые БГУ и сейчас его создают. Это компактное производство систем для космических съемок. Книга подтверждает: у нас есть не только соотечественники, выходившие на орбиту, но и целые институты, которые занимаются серьезнейшими исследованиями, выпускают оснащение в том числе для МКС, — поясняет С. Азардович.

Еще один интересный стенд содержит факсимильные копии документов, связанных с Юрием Гагариным. К слову, многие из них были рассекречены сравнительно недавно (в 2009 году. — Прим. авт.). Любопытны инструкция космонавта корабля «Восток» и полетное задание, которое получил «Кедр» (позывной Гагарина. — Прим. авт.). Первый документ рассказывает, как правильно надеть скафандр. Алгоритм такой: «просунуть ноги в правую и левую штанины, просунуть руки в рукава, надеть гермошлем, затянуть герметическую оболочку». Кажется, ничего сложного!

Летные часы

Первыми космонавтами были военные летчики. Почему? Эти люди обладали отменным здоровьем, выносливостью и знали, что такое высота.

— Каждый пилот имел аварийно-спасательный запас — набор предметов для выживания в чрезвычайных ситуациях. В него входили солнцезащитные очки, сигнальное зеркало, сухой спирт, химические спички, набор для опреснения воды и многое другое, — рассказывает восьмиклассник Владимир Брезгунов.

У летчиков, как и у космонавтов, все предметы необычные. Например, фляга. Она на 2,5 л и плоская. Аварийный запас включал также нож-мачете (мальчишки очень удивились — довольно экзотический инструмент). Лезвие имеет треугольную форму и заточено с двух сторон.

— Благодаря такой конструкции его можно использовать и как рубящее приспособление, и как средство для копания, — уточняет юный гид.

В музее можно ознакомиться с интересной биографией белорусов, побывавших в космосе.

— Пётр Климук, например, был 28-м космонавтом в СССР и 69-м — в мире. Он совершил три космических полета общей продолжительностью 78 суток, — приводит интересный факт школьник Сергей Пашкевич. — Но больше всех отсутствовал на Земле Олег Новицкий. Его полеты длились в общей сложности 545 суток!

Справочно

Представители музея по-прежнему принимают предметы, связанные с космосом и белорусами, внесшими вклад в его освоение. И приглашают минчан поучаствовать в расширении экспозиции.

Фото автора

С ростовыми куклами и пловом. Как прошел субботник в Центральном

Креативный субботник прошел в Центральном районе столицы 25 октября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Несмотря на непогоду, было весело и дружно. Жители дома № 17 на ул. Заславской, работники ЖЭУ № 1 Центрального района, представители КТОС № 62 убирали опавшую листву, мусор, обрезали кустарники и деревья, ремонтировали площадку для выгула собак.

— Люди у нас активные, небезразличные, поэтому, если нужно что-то сделать, мы выходим в любой день, не обязательно во время субботника. Подметаем, красим, чиним, высаживаем цветы, — рассказала председатель КТОС № 62 Данута Антилевская.

На субботник приехали представители «Фауны города», которые оказывали услуги груминга, а также предлагали чипирование домашних питомцев и оформление ветпаспартов. Желающие могли обратиться со своим животным к ветврачу.

В свою очередь, ЖЭУ, КТОС и жители дома пожертвовали обитателям «Фауны города» лотки, корм и другие необходимые для животных товары.

«Спецкоммунавтотранс», помимо техники, предоставил ростовую куклу по имени Сортик, которая вместе с персонажем ЖЭУ № 1 Карамелькой развлекала детей, пока родители занимались благоустройством территории. Ребята участвовали в конкурсах и викторинах, а от дождя их защищали шатры, установленные работниками ЖЭУ.

К субботнику присоединились ветераны, им вручили небольшие подарки — за активную жизненную позицию.

— На мероприятия мы стараемся приглашать ребят из СПЦ Центрального района. Не стал исключением и сегодняшний день. Поскольку организовали развлекательную программу, детишки остались довольны. Вручили им небольшие сувениры, а также вкусное угощение, — рассказал директор КП «ЖЭУ № 1 Центрального района г. Минска» Дмитрий Пицук.

По завершении участники субботника угостились чаем с печеньем и настоящим узбекским пловом.

— Хорошо потрудились, с пользой провели время. Вместе сделали свой двор еще чище и уютнее, — резюмировали местные жители.

Фото автора и администрации Центрального района

Выставка дизайнерских ковров-картин открылась в Галерее искусств Леонида Щемелёва

Выставка дизайнерских ковров-картин «Нити и смыслы. Современное прочтение витебской традиции» открылась в Галерее искусств Леонида Щемелёва. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала там, чтобы узнать, чем уникальна экспозиция.

Заведующая филиалом ГУ «Музей истории города Минска» Галерея искусств Леонида Щемелёва Анна Ясюк рассказала, о проекте.

— Он уникален, здесь представлен бренд «Витебские ковры», а также профессиональное сообщество «Дизайн-декор Клуб». Работы подобраны по мотивам их произведений. Леонид Щемелёв родом из Витебска. Он очень любил этот город и посвящал ему свои произведения. И некоторые его работы взяты за основу ковров-картин, такие как «Цветы Витебску», «Витебск, каким я его помню» и «Восхищение». Цель проекта — вернуть ковру современность, а его, как отдельный арт-объект, — на стену. У этих шикарных ковров-картин может быть и утилитарное применение, не только, как у произведений искусства, — уверила А. Ясюк.

В экспозиции посетители увидят более 20 ковров-картин. Привлекают внимание творения по мотивам картин «Поцелуй» Густава Климта, «Голубая обнаженная» Анри Матисса, «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега, а также работы дизайнеров Анны Александровой «Лабиринты любви», «Взгляд» Екатерины Русь, VOKA Юлии Поздняк.

Выставка приглашает по-новому взглянуть на привычный предмет и открыть для себя ковры как картины, в которых оживает диалог традиции и современного дизайна.

Посетить экспозицию можно до 16 ноября включительно.

Фото автора

Общий дом — общая забота. Жители общежитий на ул. Авангардной вышли на субботник

Более 150 человек, проживающих в общежитиях на ул. Авангардной, № 58, 60, 61/1 и 61/2, вышли на субботник, организованный государственным предприятием «Минские городские общежития» 25 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Участники субботника занимались уборкой опавшей листвы, обрезкой деревьев и кустарников, вывозом листьев, веток и мусора. В перерывах между работой люди могли отведать «солдатскую» кашу и выпить стаканчик горячего чая или кофе в специально оборудованной палатке.

— Отрадно, что, несмотря на дождь, нашу акцию по благоустройству и наведению порядка поддержало такое количество людей, проживающих в общежитиях, — отметил заместитель директора по правовым и жилищным вопросам предприятия Алексей Котенёв.

Кроме этого, в ходе субботника минчане смогли ознакомиться с работой службы охраны и службы спасения, примерить специальную амуницию и сделать в ней фото на память, увидеть, как работают технические средства, используемые в работе службы охраны и спасателей-пожарных. Бурю положительных эмоций у детей и у взрослых вызвала демонстрация использования огнетушителей в работе МЧС.

Справочно
На балансе ГП «Минские городские общежития» находится 41 общежитие. В них проживают более 10 тыс. человек. Также в ведении организации — более 17 тыс. арендных и социальных квартир.

Фото организаторов

Члены партии «Белая Русь» убрали территорию у мемориала «Яма»

Члены партии «Белая Русь» приняли участие в республиканском субботнике, убрав территорию у мемориала «Яма», посвященного трагедии Минского гетто. Однопартийцы не только очистили территорию от листвы, но и почтили память погибших узников, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал партии.

Члены партии «Белая Русь» убрали территорию у мемориала «Яма»Члены партии «Белая Русь» убрали территорию у мемориала «Яма»

Лидер партии Ольга Чемоданова отметила, что это место станет постоянной партийной локацией для уборки и благоустройства:

— Мемориал «Яма» сегодня объединил нас для того, чтобы мы не просто провели уборку территории, сгребли листву. Но главное для нас — это место, где в годы Великой Отечественной войны были расстреляны тысячи евреев. И сегодня сюда каждый год приходят люди, не только жители нашей страны, но и гости из дальнего и ближнего зарубежья для того, чтобы возлагать цветы и отдавать дань памяти и уважения. Самое главное для нас — быть причастными к тому времени через наши действия и отношение в том числе.

Денежные средства, заработанные в день проведения республиканского субботника, будут перечислены через районные и городские исполкомы в облисполкомы и Мингорисполком в порядке, установленном Министерством финансов.

Видео из Telegram-канала партии

Экопатруль, дань памяти и новая аллея: как прошел масштабный субботник в Заводском районе

В Заводском районе прошел креативный субботник 25 октября. Он объединил благоустройство, экологию, правопорядок и память о героях прошлого, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Мероприятие развернулось одновременно на нескольких ключевых площадках с участием администрации, структурных подразделений, общественных организаций и политических партий, представителей ЖКХ, КОТОС, религиозных организаций и активных жителей района.

Уроки порядка от Госавтоинспекии и зеленая стройка прошли у домов № 19 и 21 на ул. Райниса. Здесь развернулся настоящий «Экопатруль» — креативный формат, инициированный совместно с ГАИ Заводского РУВД г. Минска.

Инспекторы активно общались с местными жителями: разъясняли правила парковки во дворах, отвечали на вопросы и даже провели увлекательную викторину для участников субботника. Теория подкрепилась практикой: за грубые нарушения правил парковки во дворе были эвакуированы два автомобиля. Это стало наглядным уроком для всех автовладельцев.

Но субботник — это не только уборка, но и созидание. После наведения чистоты участники высадили 100 молодых туй, которые станут новым зеленым щитом и украшением жилого района.

Еще одной точкой приложения общих сил стал пр. Партизанский, 146А. К масштабному благоустройству в этот день активно присоединились представители религиозных организаций. Их участие подчеркнуло, что забота об окружающем мире и своем городе — это общая ценность, объединяющая людей вне зависимости от убеждений. Совместными усилиями была приведена в порядок территория, прилегающая к зданию.

Важной локацией субботника стала также территория у мемориала «Жертвам лагеря Тростенец».

Перед началом работ с приветственным словом к участникам обратился заместитель главы администрации Заводского района Сергей Артамонов. Он подчеркнул важность сохранения исторической памяти и преемственности поколений. После митинга состоялась церемония возложения цветов к мемориалу, а затем участники приступили к уборке прилегающей территории, приведя в порядок место памяти и скорби.

Третьей локацией масштабного субботника стала Слепянская водная система. Здесь состоялось значимое событие — закладка новой аллеи. Был установлен памятный камень с табличкой от Заводского районного отделения Белорусской партии «Белая Русь» и Заводской районной организации ОО «БРСМ».

В торжественном открытии аллеи принял участие глава администрации Заводского района Владимир Шибеко. Вместе с активистами он высадил аллею из голубых елей. Со временем аллея, несомненно, станет одним из живописных уголков района.

Фото автора

Спасибо за талант и мастерство! В Большом театре чествовали народного артиста Беларуси Антона Кравченко

Второй сезон творческого проекта Игоря Колба «Жизнь в профессии» завершился балетом «Спартак». Корреспондент агентства «Минск-Новости» увидела шедевр, созданный народным артистом СССР и Беларуси, автором либретто, хореографом-постановщиком Валентином Елизарьевым на музыку народного артиста СССР Арама Хачатуряна, посвященный юбилею народного артиста Беларуси Антона Кравченко, блиставшего в нем в заглавной партии.

А. Кравченко отметил, что, вероятно, зрители увидят такой состав исполнителей балета в последний раз.

— Это своеобразный подарок публике, — сказал народный артист, который теперь возглавляет труппу балета Большого театра.

В партии Фригии выступила народная артистка Беларуси Ирина Еромкина, в роли Красса — заслуженный артист Беларуси Юрий Ковалёв, Куртизанки — заслуженная артистка Беларуси Марина Вежновец и Татьяна Уласень.

Одноименный балет А. Хачатуряна повествует о восстании гладиаторов под предводительством Спартака и их борьбе против римского полководца — жестокого и сластолюбивого Красса.

Спартак — сложнейшая мужская партия не только в этом балете, она, пожалуй, самая трудная среди всего репертуара Большого театра. Требует от исполнителя высочайшего профессионализма, невероятной силы и выносливости, а еще умения искренне и эмоционально пережить и передать непростую судьбу своего героя.

А. Кравченко рассказал, что исполняет ее каждый раз, как в последний, так как на восстановление физических и эмоциональных сил после выхода на сцену требуется много времени, и вновь подступиться к этой вершине исполнительского мастерства не просто, нужно в очередной раз перебороть себя.

Трагическая гибель Спартака, потерпевшего поражение, но сумевшего зародить надежду на такую желанную свободу для отчаявшихся людей, вынужденных выносить тяготы рабства, оказалась невероятно ценна для будущих поколений. Его имя осталось в веках

Уверена, останется и имя талантливого исполнителя этой партии А. Кравченко, обладающего невероятным трудолюбием, профессионализмом, обаянием и харизмой.

Он сумел реализовать себя не только на сцене, но и создал крепкую семью (он многодетный отец), построил дом, занимался преподавательской деятельностью, и его жизнь в Большом театре продолжается.

После балета зрители не хотели отпускать артистов со сцены, благодарили нескончаемыми аплодисментами. Для А. Кравченко коллеги подготовили поздравление: очаровательные артистки дарили цветы, а артисты подбрасывали его вверх в знак уважения и благодарности за талант.

После спектакля зрители выстроились в очередь в центре фойе партера и ждали появления народного артиста для фото- и автограф-сессии.

А. Кравченко пришел удивленный и смущенный таким вниманием публики, которая долго благодарила артиста за его искреннюю любовь и преданность профессии, умение понимать и поддерживать тех, кто на сцене. Ведь рядом с ним партнерши выглядят еще более очаровательными, зрители это замечают и ощущают. Это еще один особый дар А. Кравченко.

Фото Сергея Мицевича

Жители Первомайского убирали придомовые территории 25 октября

Более семи тысяч человек благоустраивали территории, закрепленные за ЖКХ Первомайского района, во время республиканского субботника, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» на предприятии.

Как пояснили сотрудники сектора по работе с населением, сегодня трудились более 7 000 человек — представители предприятий и учреждений образования, депутаты Мингорсовета, активисты общественных организаций, жители района.

Всего в день субботника было убрано от листвы более 20 га закрепленных территорий, вывезли отходы из подвальных помещений, очистили усовершенствованные покрытия от сорной растительности, выполнили работы по уходу за объектами растительного мира, убрали поросль, а в рамках акции «Зелёный двор вместе!» на ул. Волгоградской высадили деревья и кустарники.

Кроме этого, на придомовой территории на пр. Независимости, 147/1, 149, прошел креативный субботник «Чистота — залог здоровья», организованный совместно с «БелВТИ». Желающие прямо во дворе могли сдать ненужную бытовую технику.

Фото организаторов