ЭКСПЕДИЦИЯ. От Цнянки до Чижовки: путешествие по Слепянской водной системе
Корреспонденты агентства «Минск-Новости» отправились в путешествие вдоль Слепянской водной системы от Цнянки до Чижовки, чтобы узнать, как она выглядит сегодня и какое ей уготовано будущее. Предстояло преодолеть 23 км береговой линии.
Многочасовой пеший марафон через пять районов города (Советский, Первомайский, Партизанский, Заводской и Ленинский) от севера Минска к югу начали из точки, которую условно можно считать нулевым километром Слепянской водной системы.
Интересующее нас место — небольшой «хвостик» на юго-западе Цнянского водохранилища.
Это узкий канал, который берет начало от неприметного каскада. Откуда в него поступает вода, непонятно. Вокруг, сколько ни осматривались, только хвойный лес и бескрайние сельхозугодия. Трудно поверить, но именно через эту декоративную конструкцию, будто из горлышка невидимой бутылки, подпитывается гигантская система, растянувшаяся по всей восточной части Минска.
На самом деле знаем: русло тянется издалека: из средней акватории водохранилища Дрозды, и залегает под землей (в закрытом водоводе) на протяжении почти 8 км под северной частью территории столицы.
Как появилась система?
В середине прошлого века Минск стремительно рос и развивался, множилось число промпредприятий. В 1960-х городу стало не хватать воды: ресурсов Свислочи и подземных источников было уже недостаточно. Чтобы решить проблему, задумали грандиозный проект, который и сегодня поражает воображение: строительство Вилейско-Минской водной системы. Для этого из рек бассейна Балтийского моря в центральную и далее в южную часть Беларуси, то есть к бассейну Черного моря, требовалось перебросить большие объемы воды. К работе приступили в 1968-м. В итоге Минская область получила крупнейшее в стране Вилейское водохранилище. Из него вода по каналу длиной 63 км поступает в Заславское водохранилище (Минское море), затем в Криницу, Дрозды, Цнянское, Чижовское. Именно они и Свислочь, ставшая впоследствии более солидной речкой, образовали водно-зеленый диаметр Минска. Полностью проект реализовали к 1976 году. Попутно с техническими решили и рекреационные задачи: благоустроили зоны отдыха.
Цнянка
Первый найденный нами водопад остался позади, движемся по береговой линии дальше. Сегодня окрестности напоминают курортную деревню: чисто, тихо и свежо. Перед глазами спокойная голубая гладь, в центре которой словно зрачок остров-заказник Цнянский.
Удивляюсь про себя: а ведь раньше всего этого не было! Водой заполнили естественную впадину рельефа вблизи деревни Цна-Иодково. Теперь вокруг рукотворного озера деревянные лежаки, беседки, мангалы, детские площадки…
Рыбаки разлеглись на траве, как на картине Перова «Охотники на привале», и дремлют с удочками в руках. На детских качелях беззаботно раскачивается мужчина лет 50, видно, рабочий с соседней стройки. Мимо проносится бегун с надписью на груди «Дрозды». О, так это же Виталий Карпанов!
В числе прочих, кто облюбовал эти места, — пенсионеры, занимающиеся скандинавской ходьбой. Время от времени останавливаемся поболтать с ними: говорят, на Цнянке им нравится. На регулярные прогулки вдоль Слепянской системы выбирается со специальными палками и одна из ее разработчиц архитектор Людмила Красиева.
— После создания Вилейско-Минской системы водно-зеленый диаметр Минска планировали дополнить Слепянским и Лошицким полукругами на базе малых речек и ручьев, — рассказывает Людмила Михайловна. — К проектированию 1-го приступили в 1976 г. (я тогда трудилась в одной из мастерских «Минскпроекта»), к воплощению — в 1977-м. Работали без промедления: только нарисуем — сразу начинали строительство. Что касается Лошицкого полукруга, то его так и не создали.
Мирошниченко
Следующий участок нашего пути — открытый канал, ведущий к ул. Мирошниченко. Вдоль него лесенки-спуски к руслу, два обновленных мостика, велодорожка.
Наслаждаясь видами, добираемся до круглого декоративного водоема.
— Канал и водоем разрабатывала я, — продолжает собеседница. — Над созданием всей системы трудилась группа архитекторов: у каждого свой участок. Собирались для обсуждения, следили за тем, чтобы все формы, ограждения на протяжении 23 км были выполнены в единой стилистике. Множество вариантов рисовали вручную.
Зона отдыха, прилегающая к Мирошниченко, отличается от предыдущих — время ее не пощадило. Конструкции износились: лестницы и декоративные элементы постепенно разрушаются. Минчане и гости столицы тоже вносят лепту: отдыхают на набережной, а мусор — под ноги или в воду. Такого добра на позеленевшей глади в избытке.
В этом месте русло ныряет в трубу и выходит на поверхность только через 1,5 км — в начале ул. Карбышева.
Карбышева — Седых
Недалеко от пересечения Логойского тракта с ул. Карбышева в лиственном массиве скрывается одно из самых впечатляющих сооружений Слепянской водной системы — водопад высотой слива более 4 м.
Его бетонные элементы напоминают расставленные с художественным вкусом гигантские сталагмиты. Правда, каскад — единственное, что приводит в восторг.
Лестницы напоминают затертые стиральные доски, бетонные ограждения покрылись старческими пигментными пятнами, а мощенные плиткой дорожки изувечены сотнями тысяч ног.
Мамочка, взвалив на себя и малыша, и коляску, спускается вниз по горке, обходя лестницу.
— В 1970-е строили без учета элементов безбарьерной среды. Таких норм не существовало, — поясняет Людмила Михайловна. — Лично я с ними впервые столкнулась во время проектирования микрорайона Запад-5.
Канал вдоль ул. Седых, узкий и прямой, приводит к 3-му каскаду и первому искусственному острову.
Русло петляет, на бетонных берегах замечаем вживленные в хаотичном порядке камни разных размеров.
— Это специально, чтобы все выглядело как в природе. И естественное течение реки, и тропинки, словно вытоптанные в лесу, и камни… Только кажется, что они расположены беспорядочно. Для каждого проектом предусматривалось конкретное место, — посвящает в детали архитектор.
Завершает этот участок остров, расположенный возле перекрестка Седых и Карбышева, — его тоже проектировала Людмила Красиева. Выполнен в форме надкушенного яблока (любопытно, что его разрабатывали в одно и то же время со знаменитым логотипом компании Стива Джобса).
На остров можно попасть по пунктирному мостику из плит. Их архитекторы ласково прозвали сухариками. Такие на протяжении пути встретятся еще не раз.
Седых — Калиновского
По лестнице, похожей на пианино с выбитыми клавишами, поднимаемся к ул. Карбышева. Виднеются гостиница «Агат», спорткомплекс, вдалеке — Всехсвятский храм.
В этой точке канал снова широко разливается.
Тут находим 4-й каскад: он представляет собой плотину с перепадом уровня в 2,3 м. Вдобавок конструкция выполняет функцию пешеходного моста через канал. Пересекать его нужно по своеобразному тоннелю, где с одной стороны стена сооружения, а с другой — падающая вода.
— Всего построили 13 каскадов. Созданы не только для красоты: сдерживают потоки воды, ведь перепад водной системы превышает 30 м. У каждой конструкции своя оригинальная художественная задумка, — поясняет Людмила Михайловна. — Параллельно со строительством проводили озеленение. Высаживали серебристые и плакучие ивы, липы, клены, целые березовые рощи… Продумывали все так, чтобы в каждую пору года было чем полюбоваться.
Филимонова — Национальная библиотека
5-й каскад и мост через канал находим в районе УЗ «19-я городская детская поликлиника».
Возле главного книгохранилища страны набережная новая. Ее строили вместе с библиотекой.
Парковая
Недалеко от усадьбы Ваньковичей – 6-й каскад.
Филимонова — Академическая
Участок от ул. Филимонова до Академической – это три водоема, на которых построены два декоративных каскада.
Академическая — ж/д ветка
9-й водопад недалеко от трамвайного депо на ул. Ботанической, 4.
Небольшая декоративная конструкция – у переулка Козлова. Отсюда и до московской ветки железной дороги канал почти не благоустроен.
ж/д ветка — Партизанский проспект
На этом участке два каскада. Один построили на изгибе канала, установили круглые бетонные плиты. Другой не похож на остальные: имеет форму волны с тремя пиками.
Ванеева — Чижовское водохранилище
Вот мы и добрались до последнего, 13-го каскада. От него до окончания пути еще 4 км. Декоративная конструкция представляет собой сооружение в виде множества ступенек из бетона и природного камня. Есть тут и искусственный остров, на который можно попасть по плитам-сухарикам – обновленным, кстати.
Дальше парк, который в 2018 г. получил имя писателя Чингиза Айтматова. Всё перекопано – обновляют дорожки. За путепроводом ул. Малинина система заканчивается – сливается с Чижовским водохранилищем.
Слепянская водная системы – уникальный ландшафтный проект, которому не было равных в СССР. Его завершили в 1986-м, а в 1989-м авторский коллектив во главе с Николаем Жлобо был удостоен Государственной премии СССР в области архитектуры.
— Я благодарна судьбе, что выпало работать над этим проектом. Было очень интересно! Энтузиасты, все молодые — большинству до 30 лет. Причем о деньгах и премиях никто из нас тогда не думал, были увлечены творчеством, – завершает свой рассказ Л. Красиева.
P. S. Путешествие по системе заняло у нас целый рабочий день. При нормальном пешеходном темпе это расстояние можно преодолеть за 5-6 часов. Такой марафон позволяет оценить ее состояние комплексно. Увидели, что на протяжении 23 км ситуация разная. Цнянка, в которой навели порядок, сохранив старое и добавив новое. Реконструированная территория возле Национальной библиотеки. Ключевые конструкции – каскады везде в хорошем состоянии: строили на совесть, использовали лучшие по тем временам материалы. На некоторых участках, как, например, в районе ул. Седых, рукотворные конструкции даже жалко трогать – они гармонично вписались в природу, как и задумывали авторы.
После нашего рейда обратились в несколько администраций районов, по территории которых проходит канал. О глобальной его реконструкции там пока ничего не слышали. Речь ведется лишь о текущем содержании: починить ступеньки, подлатать дорожки, поставить на место вывалившиеся декоративные камни и заменить состарившиеся плиты. Такой косметический ремонт кое-где делают, но опять же не везде: давно пора починить лестницы на ул. Карбышева у каскада, привести в порядок пешеходный мост около 19-й детской поликлиники, подлатать спуск к руслу возле ул. Клумова. Чтобы минчанам, которые приходят туда на прогулку (а таких много), по крайней мере, не доставлять неудобств.
Фото Сергея Пожоги, Марии Войтик
Еще материалы рубрики:
ЭКСПЕДИЦИЯ. Какие экспонаты, попавшие в культовые фильмы, хранятся в запасниках «Беларусьфильма»
ЭКСПЕДИЦИЯ. Репортаж из зефирной столицы
ЭКСПЕДИЦИЯ. Город-спутник Дзержинск: тихий и дешевый загород или тоскливое захолустье?
Экспедиция. Как из цехов завода «Горизонт» сделали кафе, футбольную площадку и культурный центр
ЭКСПЕДИЦИЯ. Тестируем велодорожки: насколько Минск удобен для велосипедистов