Эксперимент продолжается. Какие проблемы возникли с льготными проездными
С сентября прошлого года в столице начали эксперимент по оплате проезда в общественном транспорте. Горожанам, которые имели право совершать поездки бесплатно, выдавали специальные пластиковые карты. Их получили и школьники. По дизайну такие проездные схожи с обычными. Разве что в первом варианте есть надпись «Льготный». Кто сейчас ими пользуется, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».
Цель эксперимента «Минсктранс» тогда объяснял так: при перевозках станет проще учитывать тех, кто имеет право пользовать общественным транспортом безвозмездно. Полученная информация поможет совершенствовать маршрутную сеть, составлять удобное расписание и прочее.
В чем проблема
В школе моему ребенку, который на тот момент учился в 4-м классе, под родительскую подпись также выдали проездной. Сын даже некоторое время успел им попользоваться. Ему особенно нравилось проходить по карте через турникеты в метро — чувствовал себя взрослым.
Буквально через несколько недель мальчик потерял пластиковый билет вместе с кошельком, в котором его и хранил. Тщетно пройдясь тропами сына, мы не нашли детское портмоне и мысленно порадовались за человека, которому подвернется такая находка. В сравнение с остальным содержимым наибольшую ценность представляла именно пластиковая карта. По сути, это «безлимит» на бесплатный проезд в наземном общественном транспорте и метро в течение года! Будет ли человек, нашедший проездной ребенка, им пользоваться, зависит, конечно, от его взаимоотношений с совестью.
Но в начале лета в школьных родительских чатах промелькнула информация от районного управления по образованию, касающаяся льготных проездных. Сообщалось, что весной выборочно проанализировали использование вышеназванных карт. Там и вскрылись некоторые пикантные подробности. Например, были случаи, когда в метро детские проездные «отбивались» ближе к полуночи. Конечно, такие ситуации вполне возможны, если ребенок, скажем, куда-то едет с родителями. Однако при просмотре записей с камер видеонаблюдения оказалось: по льготным проездным проходили лица, у которых разве что воспоминания о школе сохранились. К слову, это о совести. С начала эксперимента свою карту для проезда получили более 240 тыс. ребят. А это 93,4 % учащихся столичных СШ и гимназий. Только в классе у сына проездной потеряли несколько человек.
По всем выявленным фактам такого «незаконного» прохода через турникеты метро органы внутренних дел проводят проверку. Родителей попросили еще раз напомнить детям о важности беречь проездной и о том, как правильно им пользоваться. В этой истории осталось немало вопросов, которые мы адресовали «Минсктрансу».
Предварительные результаты
— Льготные проездные прикладывают к валидаторам с разной степенью активности около 180 тыс. детей. Ежедневно отмечается до 45 тыс. транзакций, — рассказали на предприятии.
Но это не отражает реальной картины перевозки льготных категорий граждан. Все-таки часть ребят карточку в метро или автобусе не прикладывают к считывателю. И это не является нарушением. А вот иметь при себе документ, подтверждающий право на льготу, необходимо. Это может быть карта учащегося, ученический билет или справка об обучении.
Расплата за проезд
— Пластиковый проездной не персонифицирован. Установлены случаи его передачи тем, у кого нет права бесплатного проезда, кто не является учащимся, — отметили в «Минсктрансе». — Следят за оплатой проезда и законностью использования льготных карт работники контрольно-ревизионной службы нашего предприятия.
Скажем, в транспорте гражданин приложил к валидатору такой билет, а вот подтверждающих льготу документов не предъявил — контролеры вправе обратиться в органы внутренних дел.
Если карта утеряна
— На сегодня взамен утерянным картам выдано более 500 новых. Учащимся нужно обращаться в ту школу или гимназию, где получили проездной. Учреждение передает сведения в управление по образованию. А последнее формирует заявку в филиал «Агентство Минсктранс» на выдачу новых карт, — рассказали на предприятии.
При этом важно указать номера утерянных льготных проездных! Это позволит заблокировать их, чтобы ими уже никто не смог воспользоваться.
Нашел льготный проездной
Пользоваться чужой картой для оплаты проезда в общественном транспорте запрещено. Ее необходимо отнести в любой киоск, где продается билетная продукция «Минсктранса».
— Срок проведения эксперимента — 2023-2024 годы. О его итогах говорить пока рано. Оценку результатов сделают позже совместно с заинтересованными министерствами, — отметили на предприятии. —Надеемся, благодаря эксперименту у школьников сформируется культура оплаты проезда. И прикладывать карту к валидатору каждый раз, когда заходишь в транспорт, станет хорошей привычкой.