1200 90

Электричка была не только транспортом. Когда в СССР появились электропоезда

Советская электричка 95 лет назад пришла на помощь жителям периферии, работавшим в больших городах, дачникам, грибникам, населению местечек и деревень. Когда в СССР появились электропоезда и как они стали своеобразной социальной сетью, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

scale 1200 1

Коротким путем

За долгие годы пригородные электрички стали частью советской субкультуры. Многие до сих пор помнят песню «Опять от меня сбежала последняя электричка…». Герои кинохита «Москва слезам не верит» знакомятся именно в вагоне поезда. А разве не зачитывалась страна лирической поэмой Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» об интеллектуальном алкоголике, пускающемся в длинные диалоги с попутчиками? Заставшие 1980-е вспомнят ироничную загадку: «Длинная, зеленая, пахнет колбасой». Конечно, это о знаменитых «колбасных» электричках, в которых жители ближайших к Москве городов и весей ездили в столицу за продуктами. В Минске происходило что-то подобное, но не столь массово. В нашей республике электропоезд скорее символ дачно-походной эстетики, берущей свое начало в 1960-х. Вообще, вагон такого состава вызывает ностальгию еще и потому, что очень напоминает общагу или коммуналку, через которые многие прошли. Что ни говори, стесненные обстоятельства нам, бывшим советским людям, и противны, и симпатичны. Можем созерцать всех попутчиков, невольно подслушивать душещипательные чужие беседы. В одном проходе компания тихо наигрывает на гитаре, в другом плачет ребенок. В третьем интеллигент внимательно читает фолиант, периодически недовольно поглядывая на окружающих. А сквозь вагоны идут коробейники с пачками газетного чтива, заодно предлагая купить всякие ненужные мелочи.

Социальная страта пассажиров электричек появилась в столице СССР. С 1920 по 1926 гг. население Москвы выросло с одного миллиона до двух. А вскоре увеличилось еще в два раза. Белокаменная манила жителей страны, развороченной Гражданской войной, работой и хлебом. Позже стимулов искать лучшей доли в столице добавила коллективизация. Пришлый люд уплотнил собой всю жилую и нежилую площадь, а потом освоил пригород, откуда ежедневно добирался до московской работы, чтобы вечером вернуться назад. Поначалу составы тянули старенькие паровозы. Транспорта не хватало. Иногда число вагонов увеличивали до 15–17. В этом случае экспрессы двигались не быстрее 20 км/ч.

mytishhi2

Остановили врага

Выход из создавшегося положения был только один: перейти на электротягу, увеличив скорость составов. Первые провода протянули на 18-километровом участке Москва — Мытищи.

В августе 1929 г. пустили восемь пробных трехвагонных электричек. Техническую начинку изготавливали с применением английских комплектующих. Вскоре оборудование скопировали инженеры завода «Динамо». С отечественным производителем не все шло гладко. Иногда приходилось вызывать ломового извозчика, чтобы доставить сломанный электродвигатель на завод. Зато новый вид транспорта разгонялся до 85 км/ч, во много раз сократив время в пути.

В октябре 1941-го, когда немцы шли на Москву, фарфоровые изоляторы на столбах разбили кувалдами, провода демонтировали и вывезли в тыл. Электропоезда использовали как заградительные сооружения. Их оттягивали к линии фронта и взрывали на перегонах. В результате гитлеровцы не смогли воспользоваться железными дорогами Московской области.

После войны электрификацию ускорили. Последний пригородный поезд, который тащил паровоз, ушел с Казанского вокзала в октябре 1960 г.

Будем знакомы

В довоенные десятилетия в Минске и в целом в республике существовало пригородное движение поездов на паровозной тяге. Но оно было не столь масштабным, как в столице СССР. Обширных дачных поселков, в отличие от Подмосковья, в БССР тогда не было. Да и не многие люди из пригорода трудились в Минске. В основном составы перевозили деревенских жителей. Горожане выезжали покататься на лыжах зимой, а летом — за грибами или в село к родителям.

618319 original

Великая Отечественная нанесла Белорусской железной дороге огромный урон. Лишь к концу 1950-го стальные магистрали республики по основным показателям вышли на уровень 1940 г.

Работы по электрификации первого участка Минск-Пассажирский — Олехновичи начались в 1962-м. 7 декабря 1963-го в 15:36 от перрона железнодорожного вокзала по маршруту Минск — Олехновичи отправился в первый рейс состав электропоезда серии ЭР9 № 23. В 1966-м этот маршрут продлили до Молодечно. А еще через год построили станцию Минское море, и горожане массово устремились на побережье искусственного водоема. Началась и дачная эпоха. Ввиду отсутствия личного транспорта у большинства граждан в электропоездах везли ящики с рассадой весной и мешки с урожаем осенью. Дачники присматривались к сельскохозяйственным успехам других, бросая оценочные взгляды на поклажу. Ведь тогда не существовало интернета. Вагон электрички стал своеобразной социальной сетью. Пассажиры делились агрономическими хитростями и, конечно, новостями и сплетнями. Ездившие постоянно в одном и том же направлении становились добрыми приятелями. Поскольку путь иногда занимал больше часа, а люди сидели друг напротив друга, разговор завязывался сам собой, чтобы скоротать время. По тем же причинам происходили знакомства молодых людей, иногда заканчивавшиеся созданием семьи. Грех не заговорить с девушкой, если сидишь с ней лицом к лицу. Благо не было сотовых телефонов, к которым сегодня «прилипают» пассажиры поездов. Да и слова «харассмент» никто в ту пору не слышал.

Подмогой стали электрички для жителей сел. Хотя от некоторых местечек до станций приходилось идти или ехать на подводе с соседом не один десяток километров. Зато путешествие в город за обновками, продуктами, бытовыми мелочами для дома того стоило. Ведь если в деревне и имелся магазин, то ассортимент в нем оставлял желать лучшего. Небольших машин-рефрижераторов почти не имелось, а скоропортящиеся продукты в глубинку не завозили. Мороженое сельским детям лишь снилось.

Словом, советская электричка была не только транспортным средством, но и социальной площадкой, местом встреч и расставаний, а порой доставляла к давней мечте.

Читайте также:

Как закладывалась традиция празднования Дня города, и почему Минск отмечает день рождения в сентябре

Когда появилась школьная форма, и как она менялась

В молоко бросали лягушек, чтобы не испортилось. Как холодильники изменили жизнь минчан

От продуктов и одежды до чайников и кастрюль. Как и когда появились киоски

Бесплатно получить шесть соток и даже построить дом. Как в СССР появлялись дачи

Смотрите также:

Культурная программа ко Дню города, и что ждет столицу этой осеньюКультурная программа ко Дню города, и что ждет столицу этой осенью
Вечерний Минск: грязные общежития и нашествие мух в столице. Актуальные темы с 9 по 15 сентябряВечерний Минск: грязные общежития и нашествие мух в столице. Актуальные темы с 9 по 15 сентября
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Совет МПА СНГ принял обращение в связи с 80-й годовщиной Великой Победы

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств принял обращение в связи с 80-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 17 14 11

Документ принят на заседании Совета МПА СНГ в Санкт-Петербурге. Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова поддержала принятие обращения.

— Мы должны сделать все, чтобы не допустить искажения истории. Нам нужно объединиться в стремлении сохранить историю, память погибших во имя счастливой и мирной жизни наших народов, — отметила Н. Кочанова.

В обращении сказано, что героическая, самоотверженная борьба с германским нацизмом, его союзниками и пособниками на полях Великой Отечественной предопределила судьбу мира, опрокинула человеконенавистнические планы завоевания мирового господства, спасла Европу и другие регионы мира от порабощения и уничтожения.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ выступает против реабилитации фашизма на государственном уровне, деятельности партий неонацистского толка и проявлений насилия, спровоцированных неонацизмом, расизмом и ксенофобией, пропаганды нацистской символики, использования парламентских трибун для оправдания нацистов.

«Наш священный долг перед павшими на полях сражений, замученными в концентрационных лагерях, погибшими от голода и невзгод — защищать правду о войне и значении Победы, решительно противостоять тем, кто оскверняет славу героев, разгромивших фашизм», — сказано в обращении.

Совет МПА СНГ выступает за укрепление международного сотрудничества в сохранении исторической памяти путем поддержания в надлежащем состоянии мемориалов, музеев и архивных материалов, связанных со Второй мировой войной, за проведение совместной скоординированной военно-мемориальной работы по восстановлению имен советских воинов, которые покоятся в братских могилах, недопущение уничтожения памятников и актов вандализма в отношении воинских захоронений и обеспечение беспрепятственного доступа к ним независимо от их местонахождения.

Решением Совета глав государств СНГ 2025 г. объявлен в Содружестве Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне — Годом мира и единства в борьбе с нацизмом.

Отмечено, современные агрессивные националистические и неонацистские тенденции создают прямую угрозу демократии, ведут к сворачиванию демократических процедур, наступлению на свободу слова, масштабному нарушению прав человека. Идеология и практика нацизма вновь становится главной опасностью для мира, генератором угрозы третьей мировой войны.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ обращается к государствам мира, международным организациям и мировой общественности с призывом рассматривать празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне как важный исторический момент для утверждения атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в международных отношениях, выступает за разрешение возникающих конфликтов мирными средствами, за использование потенциала парламентской дипломатии.

«Восемьдесят лет назад советские люди добились общей Победы над общим врагом, — подчеркивается в обращении. — Это Победа, которая сплотила наши народы и которой нынешнее и будущие поколения не только вправе, но и обязаны гордиться. В наших силах сделать так, чтобы новое смертоносное столкновение миллионов солдат стало немыслимым, чтобы День Победы в 1945 году остался Днем Победы на века».

Фото Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Впервые в Минске организовали «День первокурсника» для учащихся колледжей. Как это было

Масштабный праздник «День первокурсника #Колледжи Минска-Зачетный старт в будущее» состоялся на площадке спортивного комплекса «Футбольный манеж» 21 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 18 10 46 kopiya

Более 5 тыс. учащихся столичных учреждений среднего специального образования собрались в Футбольном манеже, чтобы весело отметить «День первокурсника». Подобный праздник для ребят проводится впервые, он станет традиционным для Минска. К учащимся колледжей у руководства города особое отношение: это будущие кадры для всех сфер экономики столицы и ведущих предприятий.

photo 2024 11 21 18 10 27 kopiya

— Впервые решили провести для первокурсников столичных колледжей такое мероприятие, которое позволит им ближе познакомиться, пообщаться друг с другом, зарядиться хорошими эмоциями, — отметил заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Стригельский. — Наши колледжи — это огромный кадровый ресурс для столичной экономики. Мы на этих ребят очень рассчитываем, всячески их поддерживаем и хотим, чтобы им было комфортно получать образование в учебных заведениях, осваивать профессии, которые позволят им стать успешными в жизни.

photo 2024 11 21 18 14 46 3 kopiya

Помощник Президента Беларуси — инспектор по г. Минску Юрий Фролов, заместитель министра образования Екатерина Петруцкая и А. Стригельский дали торжественный старт первокурсникам в мир увлекательной учебы и постижения азов будущих специальностей, подписав символическую зачетную книжку.

photo 2024 11 21 18 10 40 2 kopiya 1

photo 2024 11 21 18 14 46 2 kopiya

— Важнейшее мероприятие для первокурсников, призванное показать, насколько каждый молодой человек важен для страны, насколько в нем заинтересованы. Ребята на пути к новой взрослой жизни, получают профессию. Они — наше будущее, и кто, если не они, сделают страну еще сильнее, — сказал Ю. Фролов

Напутственные слова новобранцам прозвучали и от руководителей предприятий и организаций, которые являются непосредственными заказчиками кадров.

photo 2024 11 21 18 10 50 2 kopiya

— Такой праздник — прекрасная возможность пообщаться с ребятами. Завтра эти молодые люди — наши практиканты, а после — сотрудники, дальше — целевики, которых мы отправляем от предприятия на учебу в вуз. И для нас важно поддерживать их на каждом этапе карьерного пути, — сказал генеральный директора предприятия «Керамин» Дмитрий Петруша.

photo 2024 11 21 18 10 50 kopiya

Поздравил первокурсников бренд-шеф ресторанов «Литвины» Александр Чикилевский, который, к слову, и сам в свое время заканчивал столичный колледж.

— Уровень подготовки молодых ребят в колледжах порой даже лучше, чем в вузе. Они сразу получают профессию. Повар, электрик. Не важно, какая это профессия. Главное, она у него в руках, станет опорой на всю жизнь, — заметил А. Чикилевский. — Мы приезжаем в колледж кулинарии, проводим мастер-классы, приглашаем учащихся на стажировку в рестораны. И они окунаются в профессию. Но чтобы добиться успеха в деле, нужно его любить. И постоянно учиться!

photo 2024 11 21 18 10 32 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 34 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 36 kopiya

Юных зрителей ждала концертная программа с выступлением популярных молодежных исполнителей. В завершение вечера — дискотека.

photo 2024 11 21 18 10 31 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 53 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 58 kopiya

К слову, в планах у города — проводить еще один традиционный праздник для учащихся колледжей — единый выпускной. Первое мероприятие пройдет летом 2025 года.

Фото Сергея Лукашова