Есть ли смысл вкладывать сбережения в золото, и как не попасться на уловки перекупщиков
Тему отказа от сохранения личных сбережений в евро и долларах в пользу золота обсуждают на всех медийных площадках. Так стоит ли вкладывать в металлы и как не продешевить при продаже ценных вещей, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Сегодня цена за тройскую унцию золота (31,1 г) медленно, но уверенно приближается к отметке в 2 500 долларов. Многие специалисты считают, что и рубеж в 3 000 долларов за унцию этому металлу вполне по плечу.
Однако не каждый способен позволить себе роскошь купить и положить в укромное место золотой слиток, который можно использовать только при повторной продаже в банк. Такая операция в обозримом будущем убытка не принесет, но для многих подобное вложение денег непривычно и вызывает немало вопросов, на которые нет однозначных ответов. Более привычным вложением сбережений еще с советского времени остается покупка ювелирных украшений из драгоценных металлов.
Отправить в переплавку?
В Беларуси своих драгоценных металлов нет. Золото, платину и серебро закупаем в основном в России. Внутренним источником пополнения золотого запаса служит скупка драгметаллов у населения. Специалисты Министерства финансов отслеживают ситуацию на рынке драгметаллов в режиме реального времени. С 3 апреля цены на скупаемые драгметаллы приличные. К примеру, золото самых популярных 583-й и 585-й проб принимают по 122,69 рубля за 1 г, за такой же вес серебра предлагают сумму в пределах 2 рублей.
Высокие закупочные цены способствуют тому, что из сегмента ювелирных изделий исчезают изделия из золота без вставок и со вставками с искусственными камнями (корундами) — они уходят в переплавку.
История точь-в-точь повторяется: в 1930-х годах прошлого века население СССР сдавало драгоценности в «Торгсин». Правда, тогда для большинства людей это было вынужденной мерой — требовались деньги для содержания семьи. Сегодня случайно уцелевшее в тот период обручальное кольцо 56-й дореволюционной пробы или столовое серебро 74-й пробы воспринимается как абсолютный антиквариат.
Если подобный темп сохранится, то лет через 20 советские ювелирные украшения проще будет купить в Хайфе или Чикаго, где они до сих пор в цене, в отличие от Беларуси. Предпосылки к этому сегодня лежат, на мой взгляд, в мировоззренческом понимании советской ювелирной промышленности у самой говорливой и мало что понимающей в этом вопросе части нашего населения. Я такую позицию понимаю, но не принимаю. В качестве аргумента приведу один факт. Я насчитал на YouTube более 20 роликов о советских ювелирных изделиях. Каждый из видеосюжетов набрал 3–5 млн просмотров. Такие цифры — серьезный аргумент в пользу того, что советская ювелирная промышленность была и остается частью нашей культуры.
Сдать в скупку или продать?
Сдать лом драгметаллов или ненужные ювелирные изделия из них просто. Помимо специализированных пунктов приема драгметаллов, это можно сделать почти во всех крупных ювелирных магазинах. Достаточно иметь при себе паспорт. Частные ювелирные торговые сети также предлагают обменять ювелирные изделия, с которыми вы решили расстаться, на новые, то есть дополнительно решают задачу реализации своей продукции.
Рекламных листовок на эту тему изобилие. Одна из них позабавила: «Меняем ваше старое золото на наше новое». Абсолютная глупость: оно не бывает новым или старым. Это человек рождается и умирает, а золото вечно. Меняет лишь форму и хозяев. 79-й элемент периодической таблицы Менделеева — материальное воплощение несовершенства человеческого мира и мера нашего эгоизма. Золото — предельно жесткий, но честный металл: кому-то оно приносит радость, другим — беду.
Один из способов расстаться с ювелирными изделиями — отнести их в комиссионный отдел большого ювелирного магазина. Нужно лишь уточнить по телефону, когда будут производить приемку ювелирных изделий на комиссию. Ежедневно золото и серебро принимают в антикварном магазине на пр. Независимости, 43. Это первый комиссионный магазин по продаже ювелирки, который открыли в Минске в 1977 году.
Условия приема товара на реализацию вполне демократичные. Вы сами определяете цену — и его кладут на прилавок. Если он плохо продается, в любой момент можно прийти и снизить его стоимость. А вот магазин без вашего согласия сделать это не имеет права. Если передумали и решили забрать фамильные драгоценности, придется заплатить за их хранение в магазине. Цена комиссионных внушительная — от 30 до 40 %, но это экономически оправдано в силу специфики торговли ювелирными изделиями.
Профессиональные перекупщики
Цена сданных в комиссионный магазин изделий из золота сегодня колеблется — 300–350 рублей за 1 г. Новые ювелирные изделия из золота в торговых сетях обойдутся в 500–650 рублей за 1 г. Этот зазор в цене и есть поле деятельности профессиональных перекупщиков советских ювелирных изделий (в комиссионной продаже имеются и импортные, но на них перекупщик прибыли не получит).
В России интернет-торговля в этом сегменте развивается. У нас в стране раздел «Барахолка» есть только на одном интернет-портале. Когда читаю объявление человека, желающего купить золотые советские часы, столовое серебро, монеты и прочее, то понимаю: это профессиональный перекупщик.
Позвонил по одному из телефонов и предложил советские золотые часы «Слава». Первый вопрос был о весе золота в корпусе часов. Я сказал: «5,5 г». Хотя часы «Слава» с таким весом корпуса ни женские, ни тем более мужские не выпускали. Дальше началась «разводка для лоха» со стороны «потенциального покупателя». Он спросил, в каком состоянии часовой механизм, есть ли родная коробка от часов и документы на них.
Более непрофессиональные вопросы придумать сложно. Во-первых, часовые механизмы в СССР для всех часов были универсальными. Это примерно то же самое, что и ламповые телевизоры того времени: марки разные, но механизм один — можно менять целыми блоками при ремонте, переставляя из «Рубина» в «Горизонт». Во-вторых, коробки для часов были самыми примитивными — из обычного серого картона. Разница в упаковке обуви и часов — только в размере. В-третьих, документ на часы в то время представлял собой продолговатую квитанцию из магазина, изготовленную на газетной бумаге, о месте и дате покупки. Вся информация о часах находилась на золотом корпусе, где, помимо клейма с пробой, стояло клеймо «звезда», а в углу корпуса был выбит год их выпуска.
Шесть месяцев назад я отдал в чистку свои золотые часы «Победа» 1949 года выпуска, они достались мне по наследству. Мастер заметил, что таких в Минске осталось не более десяти. На вопрос: «Куда же делись остальные?» — он ответил: «Отправились в скупку». В неброской маленькой «Победе» 15 г золота в часовом корпусе. При современных ценах в скупке я получил бы менее 2 тыс. рублей. Сколько они стоят на рынке, я не знаю — продавать не собираюсь. Но мне известно другое: в их ценности кроме золота сегодня есть еще и цена их золотой жизни — время, как известно, деньги. Этот фактор для антиквариата всегда остается главным.
Изделиям из серебра, со вставками с бриллиантами и другими драгоценными камнями повезло больше. Сдавать их в скупку невыгодно.
Читайте также:
Облигации, золото или вклады. В чем хранить сбережения, разбираемся с финансовым аналитиком