Это стоит увидеть. Ночью на заброшенном заводе в центре Минска снимали триллер о Чернобыле
В Минске снимают фильм под названием «Отражение» о событиях после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали на съемочной площадке и узнали, кто и как делает новое белорусское кино.
Съемки проходят в ночное время на территории Станкостроительного завода им. С. М. Кирова. Заходим в темный двор и видим: возле фуд-трака милая девушка без перерыва заваривает чай и кофе сотрудникам съемочной группы. Без горячих напитков работать холодно. Рядом расположились и фургоны с гримеркой, актерскими комнатами, костюмерной, режиссерским штабом… Вдали два огромных прожектора, освещающие места для съемок.
— Кино – это не только творческий процесс. Важно обеспечить и бытовые условия для команды. У нас работают около 65 человек. Ночные смены сложные — темно, холодно, да и физически людям непросто. Уже четвертую ночь подряд трудимся. Но все у нас стойкие ребята, увлечены делом, — знакомит с обстановкой продюсер Максим Максимов. — Вся творческая группа белорусская, а вот актеры в основном из России. Главные роли исполняют Александр Головин, Дарья Мельникова, Даниил Вахрушев, Сергей Сосновский, Павел Чинарев, Сергей Толкач, Юлиана Михневич и другие.
– Мы стараемся сделать кино режиссерско-продюсерским, поэтому всячески помогаем творческой группе сделать так, как должно быть. Но все-таки это коммерческий проект. И чтобы выходить с фильмом на рынок СНГ, нам необходимо было привлечь медийных актеров. Поэтому проводили кастинг в Москве и Минске. Среди белорусских актеров были хорошие претенденты, но когда они присылали нам свои графики занятости, то мы понимали, что не можем их утвердить на роль – люди сильно загружены, – дополняет еще один продюсер Андрей Липов.
Бюджет фильма — 1,3 млн рублей. Министерство культуры выделило более 800 тыс. рублей, остальное — средства частных компаний.
В палатку, где мы общаемся, заходит режиссер Митрий Семенов-Алейников. Для него съемки «Отражения» — полнометражный дебют. Ранее он снимал только короткометражки. Его картины «Одной крови» и «Франка» стали призерами ряда международных фестивалей. Он говорит, что съемки идут тяжело, много технически сложных вещей, да и погодные условия не позволяют расслабляться.
— На съемки у нас всего два месяца. Начали 26 сентября и уже в конце октября должны все завершить. Каждый день падают листья на наших локациях, и мы понимаем, что ради красивой картинки нужно отснять все как можно быстрее, — отмечает он. — Съемки уже проходили в Смолевичах, в планах экспедиции в Вилейку, Сморгонь, Заславль, на реку Припять. Поиски локаций вели с апреля.
Действия разворачиваются в 1989 году. По сюжету шестеро человек отправились в поход. Случайно они заплывают в зону отчуждения на территории Беларуси. Волей случая туристы становятся причиной гибели человека, обосновавшегося в зоне и зарабатывающего на этом. В руках ребят оказывается сумка с огромной суммой денег. Череда событий переворачивает мир молодых людей буквально с ног на голову…
Автор идеи и сценария — Александр Демьянков. Митрий Семенов-Алейников также работал над сценарием и вносил в него свои изменения. Редактором выступает Андрей Курейчик. Консультировали киношников белорусские ликвидаторы, работавшие в зонах отчуждения.
— Мы снимаем триллер. Это вымышленная история, а не документальная лента о последствиях аварии на ЧАЭС, — подчеркивает режиссер. — Зона отчуждения лишь фон, на котором разворачиваются события. Мы говорим о мародерах, но это не основное в фильме. Главное то, как обстоятельства могут изменить людей, взаимоотношения между ними. Важны поступки, психология героев.
— Мы будем снимать три альтернативных финала. Какой останется, решим уже в самом конце совместно с творческой группой и представителями Министерства культуры, поскольку они заказчики картины. У нас с ними хорошие взаимоотношения, все мы заинтересованы создать качественное кино, — отмечает Максим Максимов.
По рации их вызывают на съемочную площадку, и мы направляемся в заброшенный цех. По дороге замечаем, как художники-декораторы готовят реквизит: красят бочку, фактурят автомат Калашникова, чтобы он выглядел так, словно им долго пользовались, бьют стекло…
Кипит работа и у костюмеров: готовят наряды для актеров и дублеров.
— Одежду для фильма искали на аукционах, у знакомых, чтобы она соответствовала моде 1980-х годов. Что-то покупали в магазинах. Благо мода сделала виток и ретровещи снова в тренде, — рассказывает художник по костюмам Анастасия Павлишина. — Предварительно изучала фотодокументы, хроники того времени смотрела, чтобы создать необходимый образ для героев. Важно, чтобы костюмы также соответствовали их характерам, поэтому многое обсуждали с режиссером.
Замечаю на столе самогреющиеся стельки. Оказывается, это незаменимая вещь для актеров и других участников съемочной группы.
— Артисты гоняют в кедах — они же осенью пошли в поход. Но кто ж знал, что осень окажется такой холодной. Так что согреваем их как можем, — подчеркивает она.
Тем временем в костюмерную то и дело заглядывают каскадеры — им нужно переодеться.
Сегодня они снимаются наравне с актерами и помогают им поставить трюки.
— Работают семь каскадеров. Выполняем акробатические, пиротехнические трюки, боевые сцены. Вот сегодня будет драка. Предварительно ее репетировали в спортзале. Сейчас проводим тренировку с актерами и готовим их к этой сцене, — отмечает постановщик трюков Кирилл Ковалев. — Каскадеры-дублеры работают только в тех случаях, когда есть серьезный риск для актеров.
Тренировка артистов проходит прямо на улице. На земле лежат маты, и в свете прожектора Паша Чинарев и Александр Головин самоотверженно дерутся под присмотром каскадера. Он объясняет им, как нужно падать, какие движения делать.
— Я играю Алексея — такого мускулистого по характеру парня. Он ветеран Афгана, человек, закаленный в боях. Персонаж сложный и интересный, — говорит Чинарев.
Российский актер впервые снимается в Беларуси, хотя в Минск с театральными гастролями приезжал не раз. Отмечает, что здесь ему все очень нравится.
— Безумно комфортные условия. Мы неделю назад купались в озере вынуждено. Было 10 градусов на улице, но группа нас защищала и согревала. Казалось, что мы в спа-отеле, а не на съемках в лесу, — отмечает он.
– У нас хороший актерский состав, интересный сценарий, так что работается отлично. График, правда, напряженный. Времени гулять по Минску нет, но в кинотеатр на «Джокера» сходил, – делится впечатлениями Александр Головин.
Актеры идут отдыхать, а мы заходим на съемочную площадку. Наконец-то добралась до нее! Огромное полуразрушенное здание с выбитыми окнами, на которых начали расти деревья, ужасает. Не верится, что это центр Минска. Приходится пристально смотреть под ноги — кирпичи, куски бетона, железа, стекла буквально на каждом шагу.
В цеху несколько молодых людей подметают пол. Тут же оператор и режиссер настраивают технику и выбирают подходящие ракурсы для съемок. По сценарию, это будет заброшенная автостанция. Здесь снимут одну из финальных сцен. Неподалеку обустроен павильон для работы звукорежиссера и монтажера. В процессе съемок сразу монтируются дубли, чтобы видеть всю картину сразу и избежать киноляпов. Также сразу делается несколько копий видеоматериала.
Уже в феврале фильм должен быть готов. С декабря трейлер начнут демонстрировать в кинотеатрах Беларуси, России и СНГ. В прокат картина выйдет в конце апреля 2020 года — накануне дня аварии на ЧАЭС. Скорее всего, название фильма изменится. Что ж, с нетерпением ждем белорусского триллера.
Справочно
Производством занимается одна из крупнейших продакшн компаний Беларуси – ООО «Медиа Куб». Она победила в конкурсе, проведенном Министерством культуры Республики Беларусь, на создание данной картины.
Фото Павла Русака