«Евгений Онегин»… из 1990-х. Минчанка Любовь Андреева о роли Татьяны и работе на сцене
В белорусской столице с аншлагами прошли гастроли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. По-особому тепло приветствовали зрители блиставшую в «Евгении Онегине» выпускницу Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа минчанку Любовь Андрееву, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
«Пацанка» Гала и «роковая» Татьяна
В куртке, майке, черных джинсах и кедах эта высокая, стройная и эффектная брюнетка легко вписалась бы в любую молодежную тусовку. Между тем ведущая солистка знаменитого театра — прекрасная балерина и актриса, а также лауреат престижных премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит», премии Министерства культуры РФ имени Федора Волкова.
— Любовь, в этой одежде вы слегка напоминаете пацанку (по-моему, ваше выражение) из балета «Эффект Пигмалиона». Насколько трудно далась вам роль Галы, превращающейся из неотесанной уличной девчонки в грациозную танцовщицу и леди?
— Труднее всего давалась физика. В первом акте хореография скорее мужская: много кувырков, акробатики, движений, которые не рассчитаны на женские ноги. Да еще и приходилось постоянно паясничать — первое время после репетиций у меня сводило челюсть. Но Борис Яковлевич говорил: «Не бойся быть некрасивой, сутулой. Я же должен показать, как Гала преображается!»
— Эйфман часто использует классические сюжеты. Их переделывают на современный лад?
— Необязательно. Допустим, в «Анне Карениной» хронология не изменена. Нет такой интерпретации, как в «Евгении Онегине», где события разворачиваются не в XIX веке, а в 1990-е и в более поздние годы.
— Автором музыки к «Евгению Онегину» вместе с Чайковским значится Александр Ситковецкий — легендарный рок-музыкант.
— Да. Его музыка — забойная рок-композиция — звучит, например, в сцене сна Татьяны. В постановке «Чайка. Балетная история» тоже использовали произведения Ситковецкого.
В этом спектакле действие пьесы Чехова перенесено из усадьбы в репетиционный зал, а главных героев превратили в деятелей хореографического искусства.
Похудевшая Камилла
— Помимо гастролей, вы часто приезжаете в Минск?
— Почти всегда на Новый год, если нет спектаклей или гастролей. У нас это семейный праздник. Дача, камин, уют, елка, шашлыки, мамин салат оливье… В период отпуска стараюсь бывать здесь, потому что кроме родителей есть бабушка, к которой нужно обязательно прийти.
— Кто из них отправил вас в балетное училище?
— В детстве я занималась в танцевальном ансамбле «Белорусочка». К слову, он до сих пор существует. По совету педагога после 4-го класса меня отвели на просмотр в хореографическое училище-колледж, и я поступила туда. Не могу сказать, что это было большим желанием кого-то из родителей (с балетом они не связаны). А вот бабушка по маминой линии, преподававшая в гимназии высшую математику, категорически возражала. Зато, когда я уже во время учебы стала участвовать в спектаклях, съездила в Большой театр в Москву, где проходили Дни культуры Беларуси в России (выступала в «Страстях по Рогнеде»), и привезла оттуда охапку цветов, она оттаяла. Заявила, что мои танцевальные успехи ее заслуга…
— Кому из педагогов вы обязаны своими успехами?
— Сначала у нас преподавала Ирина Савельева, потом — Ольга Лаппо, а затем была Клара Малышева, я у нее оканчивала колледж. Помню, в первый раз приехала в Минск на гастроли с театром Эйфмана (мы показывали «Родена») и пригласила Клару Николаевну на спектакль. Она такая живая, энергичная вышла на сцену с цветами и говорит: «Ты твердила, что не похудеешь. А теперь посмотри на себя. Вот это я понимаю, балерина!» Было смешно.
Дульсинея едет в Ливан
— После окончания колледжа, где учился и ваш муж Денис Климук, вы оба танцевали в белорусском Большом театре. Валентина Елизарьева не застали?
— Нет, он вернулся позже. Однако я поступила на курс к Валентину Николаевичу в академию музыки и получила образование балетмейстера, за что очень ему благодарна.
— Как решились на переезд в Петербург? Все-таки хореография Эйфмана далека от классики.
— Первый спектакль Бориса Яковлевича, который я увидела вживую, «Евгений Онегин». После представления ко мне подошел ассистент Эйфмана и сказал: «Вы, наверное, балерина. У вас высокий рост. Не хотите у нас работать?» Но меня брали изначально не в труппу, а на конкретную партию Дульсинеи в балете «Я — Дон-Кихот» под предстоящую гастрольную поездку в США. Я согласилась, стала приезжать в Петербург по выходным ночным поездом или самолетом на день-полтора. Выучила роль, начала готовить документы на американскую визу. Но Большой театр меня не отпустил.
— Как молодого специалиста?
— Естественно. Однако руководство театра Эйфмана решило продолжить сотрудничество со мной. Готовьте Татьяну, поучите Грушеньку, говорили мне аккуратно, и я понимала, что влюбляюсь в эти пластику и хореографию. Учила партии по видео и приезжала в Петербург, где со мной работали педагоги. Когда закончились два года отработки по распределению в белорусском Большом, почти сразу же отправилась с театром Эйфмана на гастроли в Ливан и танцевала Дульсинею.
— У вашего театра есть собственное здание?
— На Петроградской стороне в Санкт-Петербурге с 2013 года действует Академия танца Бориса Эйфмана, где я, к слову, тоже преподаю. У этой уникальной, инновационной хореографической школы есть прекрасно оборудованный театр. У нашей труппы собственной сцены пока нет. В Питере мы чаще всего выступаем в Александринском театре. Дворец танца, который станет для нас домом, строят. Уже есть стены и смонтированная кровля. Надеюсь, в ближайшем будущем труппа избавится от статуса бесприютного коллектива.
— Вы живете в городе на Неве свыше 12 лет. Что в нем вас больше всего впечатляет?
— Масштаб, свобода и красота. Санкт-Петербург — культурная столица России, и это не просто слова. Здесь столько музеев, что кажется, нереально обойти их все. Один только Эрмитаж можно изучать бесконечно…
Подготовил Владимир Петров
Фото предоставлены пресс-службой театра
Смотрите также: