Ежегодно снимался в 3–6 картинах. Популярность к актеру Николаю Пастухову пришла после 50 лет
В последние 10 лет жизни Николай Пастухов выходил на сцену родного театра почти слепым, зная по памяти географию декораций в своих спектаклях. Со дня его рождения в этом году исполнилось 100 лет. Вспоминаем биографию популярного народного артиста РСФСР вместе с корреспондентом агентства «Минск-Новости».
Из школяра в солдаты
Он родился в местечке Пески Гомельской губернии в 1923 году. Отец Исаак Никанорович и мать Зинаида Моисеевна, когда Коля появился на свет, горевали: неизвестные похитили их старшего 5-летнего сына Василия и забили насмерть. Поговаривали, что все случилось на почве антисемитизма. Мать в результате беды стала глубоко верующим человеком и воспитала будущего актера в православных традициях, хотя времена считались не самыми подходящими, чтобы демонстрировать приверженность к религии.
После случившегося семья не хотела оставаться там, где все напоминало о трагедии. Пастуховы переехали в Подмосковье. Сначала остановились у брата Исаака Никаноровича, а потом добились получения комнаты в коммунальной квартире.
В 13 лет в жизни Николая произошла первая судьбоносная случайность. Ему чудом удалось попасть в Малый театр на спектакль «Отелло». Чудом, потому что за билетами на постановку очередь выстраивалась с утра, и они доставались далеко не всем. Одноклассник будущего народного артиста, влюбленный в соседскую девушку, потратил день, купил квитки, однако его пассия отказалась приобщаться к искусству! Отчаявшись, приятель отдал оба билета Коле. И тот отправился в театр с мамой. Главную роль исполнял Александр Остужев, который в 35 лет полностью оглох, но разработал свой метод: читал реплики партнеров по губам.
Пастухов загорелся мечтой стать актером. Посещал драмкружок Бауманского Дворца пионеров. А по окончании школы поступил в театральное училище имени М. С. Щепкина. События происходили летом 1941-го. Уже началась Великая Отечественная, но экзамены не отменили: никто не мог предположить, что эта война продлится четыре года.
Кроме того, однажды на двери Центрального театра Красной армии (ЦТКА) Николай увидел объявление о наборе в группу вспомогательного актерского состава. Тоже важное событие в жизни будущего народного артиста! Главный режиссер Алексей Попов даже предложил ему роль в спектакле «Сон в летнюю ночь». Но уже осенью основной состав театра эвакуировали в Свердловск, а актеров вспомогательного попросили написать заявление об уходе по собственному желанию. Пастухов устроился в концертную бригаду при клубе милиции, ездил с выступлениями по фронтам. А 7 октября 1942 года его призвали в ряды РККА. Воевал в составе 10-й гвардейской танковой бригады, был ранен. В одном из боев едва успел выбраться из горящей машины и спас еще двух членов экипажа. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».
Все изменить
В 1945 году Николай вернулся в театральное училище имени М. С. Щепкина, куда поступил в 1941-м, окончил его. Пришел работать в ЦТКА, в котором пробовал строить карьеру в начале войны. В ту пору в коллективе было немало знаменитостей, поэтому роли ему доставались не главные, проходные. Актеру казалось, что он не развивается в профессии. И в 1953 году Пастухов обратился к продолжавшему возглавлять театр Попову. Признался: хочет попробовать свои силы в других коллективах. Тот ответил: «Хочешь, Коля, в люди — иди. Но помни: мы тебя ждем». Это было похоже на цитату из «Детства» Максима Горького: «Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди… И пошел я в люди».
Пастухов уехал, его приняли в труппу Тамбовского драмтеатра. Там за четыре года он сыграл много главных ролей. В 1957-м вернулся в Москву, где на одном из актерских капустников познакомился с Олегом Ефремовым. И тот вдруг пригласил Николая в труппу начинавшего свою деятельность театра «Современник».
Работа показалась любопытной. Но там Пастухов ощущал себя чужим. Ведь театр образовали из однокурсников, выпускников Школы-студии МХАТ, которые стали друг другу почти родными. Актриса Людмила Иванова вспоминала: «В первые годы существования «Современника» к нам в труппу пришел Николай Пастухов. Я считаю его великим русским театральным деятелем. Он всегда был очень любознательным человеком, можно сказать, исследователем своей профессии: изучал систему Михаила Чехова (актер МХАТа, который уехал в США и основал там американскую школу исполнительского мастерства. — Прим. авт.), пытался внедрить ее в «Современнике», рассказывал нам о ней. Но вскоре понял, что ему не удастся занять в труппе то место, которое хотелось бы.
Мне все же повезло сняться с ним в телефильме объединения «Экран» «Истцы и ответчики», где мы играли пожилых мужа и жену. Компания у нас тогда была отменная. По сюжету родной сын хотел отнять у нас жилплощадь, мы с ним судились. Судью играл Ростислав Плятт. К сожалению, Пастухов снимался в кино меньше, чем мог бы».
В 1958 году Николай Исаакович вернулся в Центральный театр Советской армии (название ЦТКА после 1951-го), на сцену которого затем выходил до самой смерти в 2014-м. Шутка ли: в 91 год работать на подмостках. Но перед ним был пример в коллективе — Владимир Зельдин, играющий Дон Кихота в 100 лет!
Примечательно, что Пастухову нередко доводилось исполнять роли в пьесах драматургов-земляков, например в «Лявонихе на орбите» — Андрея Макаёнка, в «Фабричной девчонке» — Александра Володина.
Неожиданный поворот
Казалось, романа с кино у актера не будет. В 1961 году он исполнил эпизодическую роль повара в «Укрощении строптивой» режиссера Сергея Колосова. Там в главной роли блистала супруга постановщика Людмила Касаткина. И потом много лет ничего.
Стать известным киноактером помог театр. И это вновь вышло случайно. В спектакле «Дядя Ваня» Николай Исаакович играл Илью Телегина. В 1970 году, собираясь снимать одноименную ленту, Андрей Кончаловский посмотрел постановку и без проб пригласил 48-летнего Пастухова на ту же роль.
Сергей Соловьев увидел эту картину и позвал Николая Исааковича сыграть роль Самсона Вырина в фильме «Станционный смотритель» по повести Александра Пушкина. Правда, для этого попросил похудеть за месяц на 15 кг. К удивлению режиссера, Пастухов это сделал. Роль предстояла непростая. Для тех, кто не знает: до изобретения автомобиля путники перемещались по дорогам на лошадях, в повозках и каретах. На трактах имелись станции, где можно было сменить коней и самим отдохнуть. На такой и жил Самсон Вырин с юной дочерью Дуней, в которой души не чаял. И вдруг в один из вечеров к ним прибыл красавец гусар. Переночевав, он предложил подвезти Дуню в карете до церкви. Та была не против. Вскоре выяснилось, что он увез девушку навсегда в Санкт-Петербург, по обоюдному согласию. Страх за экранную дочь, отчаяние, надлом — все это отразилось в глазах актера безукоризненно. То, что Николай Исаакович был глубоко верующим, набожным человеком, несомненно, сказалось на исполнении роли. Он будто бы излучал изнутри свет и любовь.
Гусара в картине сыграл молодой Никита Михалков. Кстати, на съемках он едва не погиб. Тройка лошадей, запряженных в кибитку, где сидели актер и исполнительница роли Дуни, испугалась громкого хлопка и, несмотря на все усилия возницы, понесла по полю в сторону леса. Ясно было, что кибитка разобьется о деревья вместе с актерами. По легенде, юный Никита Сергеевич сумел залезть на одну из лошадей и закрыл ей глаза ладонями. Это видела вся киногруппа. Одним из свидетелей стал и Пастухов, сказав Михалкову, что надолго это запомнит. Будущий режиссер ответил, что тоже не забудет уровня мастерства Николая Исааковича. И, начиная с первого своего фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», звал его на роли. Так Пастухов снялся во всех ранних фильмах Никиты Сергеевича, признанных многими критиками лучшими в творчестве режиссера: «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», где у того почти нет текста. Однако он исполнил глубоко драматическую роль человека, который отправляет 15-летнего сына, выросшего в тепличных условиях, навсегда в столицу, чтобы сама жизнь его воспитала. Вся трагедия и боль Штольца-старшего прочитывается в отцовских глазах и понятна без слов.
Ленту «Свой среди чужих, чужой среди своих» частично снимали в Чечне. Вначале у группы возникло недопонимание с сельским населением. Местные вызвали всех участвовавших в съемках мужчин на поединок «стенка на стенку». В команде Михалкова Пастухов был самым старшим. Но и он полез в драку. Отозвавшись на вызов чеченцев, москвичи что-то смогли доказать. С тех пор от желающих поучаствовать в массовке отбоя не было. Вся банда Брылова, которого сыграл Никита Сергеевич, состояла из местных жителей. Перед началом съемок они спросили у режиссера: «Оружие выдавать будете или нам свое принести?»
Параллельно Пастухову стали поступать предложения и от других кинодеятелей. Например, в 1982-м актер снялся в сериале «Профессия — следователь» в компании таких звезд, как Георгий Бурков, Армен Джигарханян, Эммануил Виторган. В основу сценария легли факты из материалов реальных уголовных дел 1978–1979 годов о хищениях в особо крупных размерах. Заглянув в фильмографию актера, легко убедиться, что с 1971-го Пастухов ежегодно снимался в 3–6 картинах. Начав кинокарьеру почти в 50 лет, он сыграл более чем в 60 лентах. Даже в «Полицейской академии 7: Миссия в Москве» (1994). А еще в известных сериалах Next, «На углу, у Патриарших».
Из забавного. В 1973-м Николай Исаакович получил роль начальника Еловского РОВД Алексея Федоровича Гусева в сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи. Дело № 8. Побег». А в 1977 году в «Следствие ведут ЗнаТоКи. Дело № 11. Любой ценой» мы можем увидеть Пастухова в роли Тобольцева, гражданина, находящегося под следствием за хозяйственные преступления. Явная ошибка ассистентов режиссера по актерам. История в сериале общая, непрерывная, с одними и теми же главными персонажами.
И конечно, один и тот же человек не может быть и милиционером Гусевым, и расхитителем Тобольцевым. Почему сам Пастухов не напомнил, что уже играл в этом сериале другого персонажа, история умалчивает.
Театр — единственное место, где работников, в частности актеров, как правило, не увольняют по возрасту. В основном философия такова: если знаменит и можешь играть, делай это. Николай Исаакович так и поступал. Почти утратив зрение к 80 годам, он более 10 лет продолжал выходить на сцену, не желая разочаровывать публику, которая любила его. Как когда-то Остужев играл, будучи глухим, так и Пастухов выработал свой метод слепого знания каждого закутка сценической площадки и точек, в которых находились партнеры во всех спектаклях, где он был задействован. Николай Исаакович продолжал радовать зрителей. Большинство из них не подозревали о недуге кумира.
Еще материалы рубрики:
День «Если однажды»: как фашистская армия в феврале 1942 г. оказалась в Канаде
Кем были минские градоначальники, и почему пробыли они на своих постах не долго
Лекарство против страха. Как военнопленный Николай Кюнг организовал в Бухенвальде подпольную школу