1200 90

Ежегодно снимался в 3–6 картинах. Популярность к актеру Николаю Пастухову пришла после 50 лет

В последние 10 лет жизни Николай Пастухов выходил на сцену родного театра почти слепым, зная по памяти географию декораций в своих спектаклях. Со дня его рождения в этом году исполнилось 100 лет. Вспоминаем биографию популярного народного артиста РСФСР вместе с корреспондентом агентства «Минск-Новости».

foto po ssylke v materiale pastuhov

Из школяра в солдаты

Он родился в местечке Пески Гомельской губернии в 1923 году. Отец Исаак Никанорович и мать Зинаида Моисеевна, когда Коля появился на свет, горевали: неизвестные похитили их старшего 5-летнего сына Василия и забили насмерть. Поговаривали, что все случилось на почве антисемитизма. Мать в результате беды стала глубоко верующим человеком и воспитала будущего актера в православных традициях, хотя времена считались не самыми подходящими, чтобы демонстрировать приверженность к религии.

После случившегося семья не хотела оставаться там, где все напоминало о трагедии. Пастуховы переехали в Подмосковье. Сначала остановились у брата Исаака Никаноровича, а потом добились получения комнаты в коммунальной квартире.

В 13 лет в жизни Николая произошла первая судьбоносная случайность. Ему чудом удалось попасть в Малый театр на спектакль «Отелло». Чудом, потому что за билетами на постановку очередь выстраивалась с утра, и они доставались далеко не всем. Одноклассник будущего народного артиста, влюбленный в соседскую девушку, потратил день, купил квитки, однако его пассия отказалась приобщаться к искусству! Отчаявшись, приятель отдал оба билета Коле. И тот отправился в театр с мамой. Главную роль исполнял Александр Остужев, который в 35 лет полностью оглох, но разработал свой метод: читал реплики партнеров по губам.

Пастухов загорелся мечтой стать актером. Посещал драмкружок Бауманского Дворца пионеров. А по окончании школы поступил в театральное училище имени М. С. Щепкина. События происходили летом 1941-го. Уже началась Великая Отечественная, но экзамены не отменили: никто не мог предположить, что эта война продлится четыре года.

foto po ssylke v materiale nikolaj pastuhov v filme stanczionnyj smotritel

Кроме того, однажды на двери Центрального театра Красной армии (ЦТКА) Николай увидел объявление о наборе в группу вспомогательного актерского состава. Тоже важное событие в жизни будущего народного артиста! Главный режиссер Алексей Попов даже предложил ему роль в спектакле «Сон в летнюю ночь». Но уже осенью основной состав театра эвакуировали в Свердловск, а актеров вспомогательного попросили написать заявление об уходе по собственному желанию. Пастухов устроился в концертную бригаду при клубе милиции, ездил с выступлениями по фронтам. А 7 октября 1942 года его призвали в ряды РККА. Воевал в составе 10-й гвардейской танковой бригады, был ранен. В одном из боев едва успел выбраться из горящей машины и спас еще двух членов экипажа. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».

Все изменить

В 1945 году Николай вернулся в театральное училище имени М. С. Щепкина, куда поступил в 1941-м, окончил его. Пришел работать в ЦТКА, в котором пробовал строить карьеру в начале войны. В ту пору в коллективе было немало знаменитостей, поэтому роли ему доставались не главные, проходные. Актеру казалось, что он не развивается в профессии. И в 1953 году Пастухов обратился к продолжавшему возглавлять театр Попову. Признался: хочет попробовать свои силы в других коллективах. Тот ответил: «Хочешь, Коля, в люди — иди. Но помни: мы тебя ждем». Это было похоже на цитату из «Детства» Максима Горького: «Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди… И пошел я в люди».

n.pastuhov 123

Пастухов уехал, его приняли в труппу Тамбовского драмтеатра. Там за четыре года он сыграл много главных ролей. В 1957-м вернулся в Москву, где на одном из актерских капустников познакомился с Олегом Ефремовым. И тот вдруг пригласил Николая в труппу начинавшего свою деятельность театра «Современник».

Работа показалась любопытной. Но там Пастухов ощущал себя чужим. Ведь театр образовали из однокурсников, выпускников Школы-студии МХАТ, которые стали друг другу почти родными. Актриса Людмила Иванова вспоминала: «В первые годы существования «Современника» к нам в труппу пришел Николай Пастухов. Я считаю его великим русским театральным деятелем. Он всегда был очень любознательным человеком, можно сказать, исследователем своей профессии: изучал систему Михаила Чехова (актер МХАТа, который уехал в США и основал там американскую школу исполнительского мастерства. — Прим. авт.), пытался внедрить ее в «Современнике», рассказывал нам о ней. Но вскоре понял, что ему не удастся занять в труппе то место, которое хотелось бы.

Мне все же повезло сняться с ним в телефильме объединения «Экран» «Истцы и ответчики», где мы играли пожилых мужа и жену. Компания у нас тогда была отменная. По сюжету родной сын хотел отнять у нас жилплощадь, мы с ним судились. Судью играл Ростислав Плятт. К сожалению, Пастухов снимался в кино меньше, чем мог бы».

В 1958 году Николай Исаакович вернулся в Центральный театр Советской армии (название ЦТКА после 1951-го), на сцену которого затем выходил до самой смерти в 2014-м. Шутка ли: в 91 год работать на подмостках. Но перед ним был пример в коллективе — Владимир Зельдин, играющий Дон Кихота в 100 лет!

foto po ssylke v materiale neokonchennaya pesa dlya mehanicheskogo pianino

Примечательно, что Пастухову нередко доводилось исполнять роли в пьесах драматургов-земляков, например в «Лявонихе на орбите» — Андрея Макаёнка, в «Фабричной девчонке» — Александра Володина.

Неожиданный поворот

Казалось, романа с кино у актера не будет. В 1961 году он исполнил эпизодическую роль повара в «Укрощении строптивой» режиссера Сергея Колосова. Там в главной роли блистала супруга постановщика Людмила Касаткина. И потом много лет ничего.

Стать известным киноактером помог театр. И это вновь вышло случайно. В спектакле «Дядя Ваня» Николай Исаакович играл Илью Телегина. В 1970 году, собираясь снимать одноименную ленту, Андрей Кончаловский посмотрел постановку и без проб пригласил 48-летнего Пастухова на ту же роль.

Сергей Соловьев увидел эту картину и позвал Николая Исааковича сыграть роль Самсона Вырина в фильме «Станционный смотритель» по повести Александра Пушкина. Правда, для этого попросил похудеть за месяц на 15 кг. К удивлению режиссера, Пастухов это сделал. Роль предстояла непростая. Для тех, кто не знает: до изобретения автомобиля путники перемещались по дорогам на лошадях, в повозках и каретах. На трактах имелись станции, где можно было сменить коней и самим отдохнуть. На такой и жил Самсон Вырин с юной дочерью Дуней, в которой души не чаял. И вдруг в один из вечеров к ним прибыл красавец гусар. Переночевав, он предложил подвезти Дуню в карете до церкви. Та была не против. Вскоре выяснилось, что он увез девушку навсегда в Санкт-Петербург, по обоюдному согласию. Страх за экранную дочь, отчаяние, надлом — все это отразилось в глазах актера безукоризненно. То, что Николай Исаакович был глубоко верующим, набожным человеком, несомненно, сказалось на исполнении роли. Он будто бы излучал изнутри свет и любовь.

foto po ssylke v materiale film raba lyubvi v roli sczenarista

Гусара в картине сыграл молодой Никита Михалков. Кстати, на съемках он едва не погиб. Тройка лошадей, запряженных в кибитку, где сидели актер и исполнительница роли Дуни, испугалась громкого хлопка и, несмотря на все усилия возницы, понесла по полю в сторону леса. Ясно было, что кибитка разобьется о деревья вместе с актерами. По легенде, юный Никита Сергеевич сумел залезть на одну из лошадей и закрыл ей глаза ладонями. Это видела вся киногруппа. Одним из свидетелей стал и Пастухов, сказав Михалкову, что надолго это запомнит. Будущий режиссер ответил, что тоже не забудет уровня мастерства Николая Исааковича. И, начиная с первого своего фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», звал его на роли. Так Пастухов снялся во всех ранних фильмах Никиты Сергеевича, признанных многими критиками лучшими в творчестве режиссера: «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», где у того почти нет текста. Однако он исполнил глубоко драматическую роль человека, который отправляет 15-летнего сына, выросшего в тепличных условиях, навсегда в столицу, чтобы сама жизнь его воспитала. Вся трагедия и боль Штольца-старшего прочитывается в отцовских глазах и понятна без слов.

Ленту «Свой среди чужих, чужой среди своих» частично снимали в Чечне. Вначале у группы возникло недопонимание с сельским населением. Местные вызвали всех участвовавших в съемках мужчин на поединок «стенка на стенку». В команде Михалкова Пастухов был самым старшим. Но и он полез в драку. Отозвавшись на вызов чеченцев, москвичи что-то смогли доказать. С тех пор от желающих поучаствовать в массовке отбоя не было. Вся банда Брылова, которого сыграл Никита Сергеевич, состояла из местных жителей. Перед началом съемок они спросили у режиссера: «Оружие выдавать будете или нам свое принести?»

stanczionnyj smotritel2

Параллельно Пастухову стали поступать предложения и от других кинодеятелей. Например, в 1982-м актер снялся в сериале «Профессия — следователь» в компании таких звезд, как Георгий Бурков, Армен Джигарханян, Эммануил Виторган. В основу сценария легли факты из материалов реальных уголовных дел 1978–1979 годов о хищениях в особо крупных размерах. Заглянув в фильмографию актера, легко убедиться, что с 1971-го Пастухов ежегодно снимался в 3–6 картинах. Начав кинокарьеру почти в 50 лет, он сыграл более чем в 60 лентах. Даже в «Полицейской академии 7: Миссия в Москве» (1994). А еще в известных сериалах Next, «На углу, у Патриарших».

Из забавного. В 1973-м Николай Исаакович получил роль начальника Еловского РОВД Алексея Федоровича Гусева в сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи. Дело № 8. Побег». А в 1977 году в «Следствие ведут ЗнаТоКи. Дело № 11. Любой ценой» мы можем увидеть Пастухова в роли Тобольцева, гражданина, находящегося под следствием за хозяйственные преступления. Явная ошибка ассистентов режиссера по актерам. История в сериале общая, непрерывная, с одними и теми же главными персонажами.

И конечно, один и тот же человек не может быть и милиционером Гусевым, и расхитителем Тобольцевым. Почему сам Пастухов не напомнил, что уже играл в этом сериале другого персонажа, история умалчивает.

foto po ssylke v materiale1

Театр — единственное место, где работников, в частности актеров, как правило, не увольняют по возрасту. В основном философия такова: если знаменит и можешь играть, делай это. Николай Исаакович так и поступал. Почти утратив зрение к 80 годам, он более 10 лет продолжал выходить на сцену, не желая разочаровывать публику, которая любила его. Как когда-то Остужев играл, будучи глухим, так и Пастухов выработал свой метод слепого знания каждого закутка сценической площадки и точек, в которых находились партнеры во всех спектаклях, где он был задействован. Николай Исаакович продолжал радовать зрителей. Большинство из них не подозревали о недуге кумира.

Еще материалы рубрики:

День «Если однажды»: как фашистская армия в феврале 1942 г. оказалась в Канаде

Слова легендарного хита «Беловежская пуща» были написаны всего за два дня. Как это удалось Добронравову

Кем были минские градоначальники, и почему пробыли они на своих постах не долго

Лекарство против страха. Как военнопленный Николай Кюнг организовал в Бухенвальде подпольную школу

Нервная Роза. Как вчерашняя гимназистка стала одним из самых безжалостных комиссаров времен Гражданской войны

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Как ограбить миллионера: VOKA выпустил в белорусской озвучке комедию «Рабаванне Вежы»

В онлайн-кинотеатре VOKA в белорусской озвучке вышла криминальная комедия «Рабаванне Вежы» (Tower Heist). Удачное сочетание острого юмора, динамики сюжета и актуальной социальной темы сделало фильм одним из главных кинохитов 2011 года. Рассказываем, чем интересен этот фильм.

1 26

О чем кино

Джош Ковакс — менеджер одного из элитных комплексов апартаментов под названием «Башня». Жители комплекса — очень богатые и обеспеченные люди. Один из таких жителей, Артур Шоу, берется управлять деньгами сотрудников «Башни», но неожиданно для всех ФБР арестовывает его. Выясняется, что денег нет. Ковакс вместе с другими сотрудниками решают вернуть свое, ограбив А. Шоу. Они обращаются за помощью к закоренелому преступнику и соседу Ковакса — Слайду. Остается одно: пробраться в «Башню», взломать сейф в пентхаусе богача и забрать 20 миллионов долларов.

2 19

Вдохновение реальными событиями

Сценаристы во многом были вдохновлены громкими финансовыми скандалами в США, такими как афера Берни Мэдоффа. В фильме А. Шоу, финансовый магнат, которого играет Алан Алда, присваивает деньги своих сотрудников, а затем скрывается от правосудия. Создатели киноленты решили использовать реальную проблему обманутых вкладчиков как основу для комедийного сценария, подчеркивая, что даже самые простые люди могут взять правосудие в свои руки.

3 15

Бен Стиллер в главной роли

Бен Стиллер играет главного героя Д. Ковакса — менеджера элитного небоскреба, который организует ограбление, чтобы вернуть украденные деньги сотрудников. Стиллеру пришлось провести много времени, изучая работу настоящих управляющих многоквартирными домами в Нью-Йорке, чтобы его персонаж выглядел максимально убедительно. Съемки фильма проходили в настоящих элитных зданиях города, что добавило картине реализма.

4 2

Эдди Мерфи возвращается к истокам

Одной из главных звезд фильма стал Эдди Мерфи, который блестяще сыграл Слайда, пронырливого мошенника. Эта роль стала для него возвращением к стилю его ранних комедий, таких как «Полицейский из Беверли-Хиллз» и «48 часов». Изначально Мерфи собирался сыграть главную роль, но в итоге принял участие в проекте в качестве второстепенного, но яркого персонажа, чтобы не только добавить фильму юмора, но и дать возможность другим героям раскрыться.

5 13

Команда мечты

Одной из самых запоминающихся особенностей фильма стала необычная команда грабителей. Помимо Стиллера и Мерфи, в ее состав вошли такие актеры, как Кейси Аффлек, Мэтью Бродерик и Майкл Пенья. Каждый из этих героев по-своему сделал комедию смешной.

6 13

Сцена с Ferrari — настоящий трюк

Одна из самых впечатляющих сцен фильма — это эпизод с попыткой украсть Ferrari, которая была спрятана в квартире Шоу. Для этой сцены было использовано несколько настоящих машин, которые поднимали с помощью крана на значительную высоту. Съемочная команда стремилась сделать сцену максимально правдоподобной, и хотя часть эффектов была создана на компьютере, многие трюки были выполнены актерами и каскадерами в реальных условиях.

7 11

Где посмотреть фильм

Фильм «Рабаванне Вежы» можно посмотреть в разделе «CINEVOKA — Кіно па-беларуску» в онлайн-кинотеатре VOKA. Сейчас в эксклюзивной коллекции проекта доступно более 50 фильмов в белорусской озвучке: от всеми любимой классики до самых громких картин последних лет. Контент создан специально для платформы.

Недавно там уже вышли спортивная драма «На імя «Папялушка» (Cinderella Man, или «Нокдаун»), история спасения китов «Вялікі цуд» (Big Miracle, или «Все любят китов»), экранизация комикса «Скот Пілігрым супраць усіх» (Scott Pilgrim vs. the World), драма «Чалавек, які плакаў» (The Man Who Cried), криминальный триллер «Грошы на дваіх», приключенческий фильм «Капітан і гаспадар: на краі свету» и триллер «Інсайдэр» (Inside Man). А до конца года выйдет еще два мировых кинохита от проекта CINEVOKA. Чтобы не пропустить ни одну из премьер, следите за обновлениями на сайте.

В Беларуси скорректировали минимальные экспортные цены на мясо-молочную продукцию

Министерство сельского хозяйства и продовольствия установило предельные минимальные цены на товары, реализуемые по внешнеторговым договорам, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Национальный правовой интернет-портал.

магазин мясо

Это предусмотрено постановлением ведомства от 21 ноября 2024 года № 120.

В перечень реализуемых по внешнеторговым договорам товаров, который прилагается к постановлению, включены девять позиций. Предельные минимальные цены установлены для поставок туш и полутуш крупного рогатого скота и его отрубов, молока и сливок различных видов, сливочного масла и сыров.

Цены установлены отдельно для поставок в Россию, иные страны ЕАЭС, государства СНГ (кроме стран ЕАЭС) и Грузию, а также для стран вне СНГ (кроме Грузии).

Опубликованный документ признает утратившим силу постановление Минсельхозпрода от 13 ноября 2024 года № 118 «Об установлении предельных минимальных цен» и вступил в силу с 22 ноября. Договоры, заключенные до этого момента, по которым обязательства по оплате не исполнены в полном объеме, подлежат приведению в соответствие с нормами постановления.