Ежегодный прирост отправленных из Беларуси в КНР контейнерных составов превысил 150 %
Развитие грузоперевозок между Китаем и Беларусью позволило существенно нарастить экспорт в Поднебесную, ежегодный прирост отправленных в КНР контейнерных составов превысил 150 %. Об этом в интервью генеральному директору УП «Агентство «Минск-Новости» Андрею Кривошееву рассказал Генеральный консул Беларуси в Чунцине Дмитрий Емельянов. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Сферы взаимодействия
— Наше генеральное консульство в Чунцине — одно из самых молодых дипломатических представительств Беларуси. Вы работаете в растущем регионе Китая с населением более 35 млн человек. Что удалось сделать за такой короткий срок в белорусско-китайских отношениях на вашем направлении?
— Наше консульство создано менее пяти лет назад, мы открылись одними из первых во время волны расширения белорусского дипломатического присутствия в Юго-Восточной Азии. Мне выпала честь быть первым дипломатом, направленным в город Чунцин. Встретили открыто и дружелюбно, и, несмотря на то что был разгар пандемии, мы смогли провести торжественное открытие консульства с участием нашего посла в Китае, руководства Чунцина и с представителями администраций смежных провинций.
— Вы работаете не только в Чунцине?
— Хоть там и расположено генеральное консульство, оно имеет широкий консульский округ. В него входят смежные провинции: Сычуань, Ганьсу, Шэньси, Хубэй, Юньнань.
— То есть совокупный рынок, с точки зрения человеческого потенциала, около 100 млн?
— Ваша оценка очень осторожная и скромная. На самом деле, мы даже не представляем масштаба рынка, в целом плотности населения, бизнеса, промышленности, сосредоточенных в этом регионе. По нашим оценкам, в наш консульский округ входят 280 млн человек. Только ВВП Чунцина составляет более 3 трлн юаней. Эти цифры сопоставимы с показателями ВВП, например, Франции.
— А есть ли у нас здесь не экономические точки взаимодействия?
— Регион имеет долгую историю отношений с Советским Союзом, связанную со Второй мировой войной. Старое поколение дорожит памятью о помощи, которую оказал СССР при освобождении этого региона от японских милитаристов. Я удивился, когда узнал, что одни из первых школ, где преподавали русский язык, основали здесь. Они готовили специалистов для взаимодействия с советскими военными. Потому многие местные жители знают русский язык, историю СССР, Беларуси. Эти связи очень помогают нам в работе.
— И как много здесь русскоговорящих китайцев?
— Это довольно обширный контингент, и каждый из них охотно взаимодействует с генеральным консульством. Фактически Беларусь сегодня единственная русскоговорящая страна, представленная в этом регионе Китая, что создает для нас определенные преимущества, в том числе в развитии торгово-экономических связей.
Экономический прорыв
— Чего вам удалось добиться за три года?
— По меркам китайской истории, насчитывающей несколько тысячелетий, это короткий миг. В КНР провинции и города, подобные Чунцину, имеют довольно большую автономию в принятии решений, касающихся развития международных межрегиональных связей, поэтому важно было выстраивать сотрудничество наших регионов с китайскими. За три года удалось сформировать целостную карту межрегиональных связей, Чунцин и все смежные провинции установили побратимские отношения с регионами нашей страны. У каждой белорусской области сейчас по три-четыре побратима в Поднебесной. В настоящее время мы сосредоточены на более предметной разработке дорожных карт сотрудничества, которые включают конкретные проекты.
— И что в планах?
— Уже подписаны две комплексные дорожные карты: по взаимодействию между Минской областью и Чунцином, а также между родной для Александра Лукашенко Могилёвской областью и родиной Председателя КНР Си Цзиньпина — провинцией Шэньси. Это довольно символично. Проекты включены яркие, как инвестиционные, так и торгово-экономические. Чунцин — очень важный логистический центр для железнодорожных контейнерных маршрутов. Четыре из шести маршрутов в Европу начинаются здесь. То, что мы вовремя закрепились в регионе, позволило нам создать устойчивую логистическую инфраструктуру и подготовить базу для дальнейшего сотрудничества.
— Санкции оказали воздействие на вашу работу?
— Скорее мы повлияли на то, чтобы получить от них эффект. Очень бурное и, главное, системное развитие грузоперевозок между Китаем и Беларусью позволило нам не только выстоять в сложные времена, но и существенно нарастить экспорт в Поднебесную, даже в период пандемии. Ежегодный прирост отправленных из Беларуси в КНР контейнерных составов превысил 150 %. Статистика демонстрирует, что мы совершили на этом направлении солидный экономический прорыв.
— Мы посетили сухопутный порт Чунцина, и китайские партнеры нам говорили, что ждут большего разнообразия и повышения технологичности товаров, поступающих из Беларуси. Хотя они очень радовались продуктам питания, которые привозят в Поднебесную из нашей страны. Здесь это деликатес?
— КНР, являясь крупнейшим мировым экспортером, сохраняет позиции и крупнейшего импортера продуктов питания. Несмотря на огромные потребности, это очень конкурентный рынок, один из самых сложных в мире. Важно пользоваться преимуществом Беларуси в этой сфере. Китайцы знают нашу страну как очень зеленое европейское государство, и для них это дополнительный показатель экологичности и качества продукции. Мы постоянно расширяем поставки продовольствия в КНР, но также поставляем средства для китайского сельского хозяйства, основной товар — калийные удобрения.
— Вы влияете непосредственно на условия поставок?
— Конечно, как государственный орган мы создаем правовую инфраструктуру, условия для нашего бизнеса, чтобы повышать конкурентность белорусской продукции, упрощать для наших предприятий доступ на китайский рынок. Например, в прошлом году мы создали все условия для прямых железнодорожных перевозок замороженных мясных продуктов. Раньше при въезде в КНР поезда вынужденно останавливались для прохождения санитарного контроля, мы же создали «зеленый коридор», позволяющий без задержек транспортировать скоропортящийся продукт. Вообще, товарооборот Беларуси с Чунцином в прошлом году вырос на 280 %.
— Что пользуется наибольшим спросом у китайцев?
— Многое, но назову белорусские шоколад и молоко. Если зайдете здесь в крупный супермаркет, обязательно встретите продукцию «Коммунарки» и «Спартака». Наши кондитеры сформировали целостную стратегию по выходу на китайский рынок, вложили деньги в рекламу и после получения доступа на полки супермаркетов имеют успех. То же касается белорусского молока. Вообще, китайцы употребляют мало молока, но сейчас в местных школах приучают детей пить его, потому что это полезно. Мы привыкли покупать молоко литрами, здесь же предпочитают упаковки по 250–300 мл. Наши производители создали линейку по производству таких упаковок, и поставляемое в них молоко пользуется в Китае спросом.
Инновации в массы
— На встрече Александра Лукашенко с премьером Госсовета КНР Ли Цяном было провозглашено, что следующие два года в наших отношениях станут Годами науки, технологий и инноваций. Что мы можем найти в Чунцине?
— В плане технологий и инноваций Чунцин очень показателен. Там находится один из мировых центров автомобилестроения, в том числе электромобилей. В городе также развита химическая и нефтехимическая промышленность. Высокий уровень местной медицины мы увидели на примере устранения последствий пандемии. Во всех этих отраслях мы можем сотрудничать и совместно что-то производить. Китай — мировой лидер по числу регистрируемых патентов, а Чунцин имеет особый статус показательной зоны ускоренного развития инновационных технологий и цифровизации экономики. Еще с 2021 года здесь тестируют многие инновации.
— Мы уже видели беспилотные такси, автобусы и поезда.
— Здесь очень гордятся тем, чего удалось добиться за короткие сроки. Местные предприятия выстроили эффективный цикл производства, основанный на искусственном интеллекте, многие линии полностью автоматизированы. Чунцин выступает для Китая базой для развития инновационных производств, или, как они это называют, «новых производственных сил». Мы стараемся перенимать опыт и будем делать все, чтобы эти инновации внедряли в нашей стране. Уже ведем с китайскими партнерами переговоры о производстве в Беларуси автомобилей на новых источниках энергии. И это не только электромобили, но и транспортные средства на водородном топливе.
— Нам рассказали, что в следующем году планируют представить летающие автомобили. В целом технология умного города здесь потрясающе развита — это видно по приложениям, которыми пользуется население. Государственные и городские услуги, транспорт — огромное количество людей включено в новую цифровую экономику.
— Местные власти поощряют развитие робототехники и беспилотных летательных аппаратов. Определенные наработки в этой сфере можно было бы использовать и в Беларуси, в частности в сфере сельского хозяйства и охраны стратегических объектов. Очень надеемся, что нам удастся как можно быстрее выстроить по всем инновационным направлениям взаимовыгодное сотрудничество без каких-либо подводных камней.
— Со своей стороны мы — Белорусский союз журналистов и агентство «Минск-Новости» — выстраиваем надежные союзнические отношения с коллегами во Всекитайской Ассоциации Журналистов. Делаем все от нас зависящее, чтобы образ Минска и Республики Беларусь в Китае воспринимался тепло и с доверием. Уже снят документальный фильм о белорусской столице на китайском языке. Его уже демонстрируют наши китайские партнеры на местных цифровых платформах и хостингах. Следующих шаг — подключить народные медиа к нашему сотрудничеству. И в Беларуси, и в Китае есть десятки тысяч, если не миллионы людей, которые могут хорошо рассказать о том, что связывает наши народы, и помочь таким образом в сопряжении наших экономик.
Читайте также:
- Минский окружной суд, переливание искусственной крови и «Волчье логово». Этот день в истории: 20 ноября
- Сквозь часовые пояса. «Белавиа» представила новый рейс в Китай: Минск — Урумчи
- «Здесь живут красивые и открытые люди». Что думают о Беларуси студенты из Африки, которые учатся в Минске
- Делегация Смоленской области посетила «Першы нацыянальны гандлёвы дом»
- Лазаревич: «Мы возьмем опеку над этими детьми». Представители БСЖ встретились с молодежью из Африки
Смотрите также: