Фантастика без компьютерной графики. Как снимался фильм «Гиперболоид инженера Гарина»
В этой кинокартине режиссер Александр Гинцбург сумел воссоздать на экране невероятные для 1960-х годов изобретения и впечатляющие картины горящего завода. Помогли многолетний опыт работы оператором и советская смекалка. Как по фантастическому роману Алексея Толстого снимался фильм — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Инженер Петр Гарин создает гиперболоид — генератор мощного луча, с помощью которого можно разрушать породы, добывая полезные ископаемые. А еще его можно использовать в качестве оружия. За Гариным и гиперболоидом начинают охотиться советская спецслужба и иностранные воротилы.
Не все фантастика
Еще в годы Гражданской войны большевики начали уделять внимание восстановлению научного потенциала страны. Открывались физико-химический, физико-технический и прочие институты и лаборатории.
Правда, научная братия, охваченная эйфорией революции, часто бралась за идиллические, но нередко ложные, почти фантастические идеи. Это вдохновляло и литераторов, хотя в свои произведения они часто закладывали политический подтекст.
Аппарат из романа А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», способный разрушать лучом недра и скалы, не вымысел. Над похожим устройством трудился академик Петр Лазарев. Он обещал осуществлять с его помощью бурение земли, добычу платины, золота, урана, циркония. Он поведал писателю о собственных изысканиях. Есть миф, что пробные образцы машины существовали.
Толстой представил, что такой аппарат попадает в руки человека, желающего обрести власть над миром. И к 1924 году появилась первая часть романа под названием «Угольные пирамидки». Ее опубликовали в журнале «Красная новь». Всего было шесть редакций произведения, последняя — в 1939-м. Что только не придумывал писатель в версиях сообразно меняющейся ситуации в стране: двигатель для бомбардировки альфа-частицами, электрические орудия-истребители, прибор для передачи электричества по воздуху. Он явно советовался с учеными. Все это в роман не вошло. Но книгой и без того зачитывались в СССР. Идея создания луча, способного изменить мир, казалась не такой уж нереальной.
В американском стиле
Роман просился на экран. Пришли к экранизации только в 1964 году на Киностудии имени М. Горького. Режиссером выбрали Александра Гинцбурга, нашего земляка, уроженца Рогачева. Как постановщик он снял до этого всего две ленты, но работал оператором с 1920-х. Его камера запечатлела свыше 60 картин, среди них «Валерий Чкалов» (1941), «Два бойца» (1943), «Константин Заслонов» (1949).
Непростая задача — вместить огромное произведение в полтора часа экранного времени. Вместе со сценаристом Иосифом Маневичем они решили пойти по пути приключенческого жанра. Зато удалось сохранить сюжетные ходы из оригинала. Как опытный оператор Гинцбург придумал изысканное изобразительное решение в стиле американского кино 1940–1950-х: мрачные светотени, еще более мрачные персонажи, злачные рестораны, полутемные кабинеты, роковые красотки, бандиты в шляпах, погони. Недоверие, разочарование и цинизм. Кстати, за счет построения света, контрастных перепадов дня и ночи, черно-белый фильм местами кажется цветным. В романе тоже присутствует смутная тревога потерянности во времени.
Сволочь — его амплуа
Евгения Евстигнеева в те годы нельзя назвать известным киноактером. Однако театральным исполнителем он был знаменитым. Спектакли с его участием в московском театре «Современник» проходили с аншлагом. Особенно это касалось постановки «Голый король», которая не намекала, а указывала на советскую действительность.
К удивлению, спектакль не закрывали. Режиссер посмотрел все его сценические работы и утвердил на роль Гарина. Боялся, что начальство воспротивится. Но решение стало неожиданным. Сказали: «Сволочь — его амплуа, пусть играет». Гарина артист сделал жестким, харизматическим, убежденным фанатиком.
Зою Монроз, спутницу Петра, сыграла коллега по театру «Современник» Наталья Климова. Милейшая девушка, но, как считают многие критики, не очень подходящая по темпераменту для такой роли. Зоя должна быть страстной хищницей, а Наталья в кадре другая. Она невыгодно контрастирует рядом с взрывным Евстигнеевым.
Всегда положительный герой актер Всеволод Сафонов сыграл сотрудника уголовного розыска Василия Шельгу. Михаил Астангов, всю жизнь обреченный исполнять роли предателей, нацистов в кино, воплотил образ лживого, алчного миллиардера Роллинга.
Хитрые приемы
Ленту снимали в павильонах в Москве, в Крыму и даже на натуре возле студии. Борьбу за большой гиперболоид запечатлели ночью на фоне павильона «Радиоэлектроника» на ВДНХ в Белокаменной. У здания — чешуйчатый фасад из нержавеющей стали. Во многих кадрах зрители узнали Ленинград, где происходят в том числе погони по мостам и улицам.
Разрушаемым с помощью гиперболоида заводом из окна поезда стал грамотно подсвеченный макет с небольшим количеством комбинированных съемок. Причем горящее предприятие выглядит огромным за счет повторов в кадре его частей. Что поделать: компьютерной графики тогда не существовало, но на вооружении опытных операторов имелись тысячи наработанных приемов. Яркий пример. Съемочная группа гадала, как будет выглядеть луч большого гиперболоида. Думали, создадут некий прибор. Коллеги изумились, когда на площадку привезли обычную трубу с железным конусом. И больше ничего. Бывший оператор, а тогда постановщик фильма, Гинцбург и оператор-постановщик картины Александр Рыбин применили свои навыки: с помощью зеркал и преломления света они создали адский луч, который на экране смотрится убедительно.
В 1966 году «Гиперболоид инженера Гарина» получил главную премию «Золотая печать города Триеста» на Международном кинофестивале фантастических фильмов в Триесте (Италия).
На родине мальчишки смотрели ленту по нескольку раз. Но то, что это исключительная картина, критики и многие зрители осознали в полной мере лишь со временем.
Еще материалы рубрики:
«Повесили» саму Шендрикову». Как снимали фильм «Король Лир»
«Ко мне, Мухтар!». Почему во время съемок этого фильма пес едва не загрыз Льва Дурова
«Объяснение в любви». Как неприличная правда о семейной эпопее стала фильмом
Театральная дива наотрез отказалась сниматься. Как подбирали актеров на главные роли картины «Идиот»
Концовку пришлось переделать из-за недовольства Хрущева. Как снимали фильм «Друг мой, Колька!..»
Смотрите также: