Фашисты использовали детей как приманку. Рассказываем о фильме «Оленья охота», основанном на реальных событиях
Фашисты использовали детей как живую приманку и щит. Фильм «Оленья охота» основан на реальных событиях. О том, как создавали картину, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
Начало войны. Поезд, в котором эвакуируют воспитанников детского дома, попадает под бомбардировку. Дети остаются на оккупированной территории. Фашисты решают использовать сирот как заложников, чтобы выманить и уничтожить партизанский отряд.
Своими глазами
В реальности события развивались так. Начавший работу до войны, полоцкий Детский дом № 1 в июле 1941-го пытались эвакуировать на восток, погрузили детей на подводы. Немецкие войска наступали быстро, пути в советский тыл оказались перерезанными. Ребятишки вынужденно вернулись в оккупированный город. Директор детского дома Николай Форинко пытался противостоять тифу и голоду. Состав воспитанников пополнялся. В дом зачисляли детей погибших жителей города. К осени 1943 года фашисты перевезли детское учреждение в деревню Бельчицу южнее Полоцка, где воспитанники сами должны были добывать себе пропитание. Фактически малыши оказались заложниками оккупантов. Рассматривался вопрос об использовании их в качестве доноров крови для немецких раненых с последующим уничтожением ослабевших. Здоровых намеревались вывезти на работы в Германию.
В то время в Витебской области действовал партизанский отряд «Неуловимые», состоявший в основном из бойцов отрядов специального назначения, заброшенных в оккупированную БССР в 1941-м. Они устраивали диверсии в немецком тылу. Командовал отрядом Михаил Сидорович Прудников. В 1943 году ему присвоили звание Героя Советского Союза. После войны он дослужился до генерал-майора, стал членом Союза писателей СССР. Узнав о ситуации с детьми, Прудников совместно с командирами отрядов имени Н. А. Щорса, партизанской бригады имени В. И. Чапаева разработал операцию «Звездочка» по спасению сирот. Командование операцией возложили на штаб Полоцко-Лепельского партизанского соединения.
Оккупанты действительно намеревались использовать детей как приманку, чтобы обезвредить партизанское соединение. Название их операции «Оленья охота» достоверное. Партизаны, сделав вид, что клюнули на наживку, обыграли фашистов: провели молниеносную боевую операцию против базирующегося рядом с детским домом немецкого гарнизона. Вызволили около 200 детей и немедленно переправили их в советский тыл на самолетах 105-го отдельного гвардейского авиаполка 1-го Прибалтийского фронта.
Участвовавший в операции со своим отрядом Михаил Прудников, видевший всё своими глазами, позже написал сценарий этого кино. В 1981-м было принято решение снять ленту силами киностудии имени М. Горького.
Режиссером стал Юрий Борецкий. На его счету на тот момент было 10 картин, большинство — на армейскую или военную тематику. Позже он получил скандальную известность. На съемках его фильма «Николай Подвойский» в 1986 году актриса Наталья Вавилова (сыграла дочь персонажа Алентовой в ленте «Москва слезам не верит») упала с лошади, сильно повредив позвоночник. Борецкий упросил ее молчать про инцидент, иначе производство закрыли бы для разбирательств. Клялся, что перестроит график съемок и роль останется за ней до ее выздоровления. Когда Наталья уехала на лечение, вместо нее сразу пригласили другую актрису. Придя в себя, Вавилова решила уйти из кино. Исполнила несколько проходных ролей и исчезла с экранов.
Борода, да не та
Актерский состав подобрали из известных исполнителей. Директора детского дома Николая Дашкевича предложили сыграть Николаю Гринько (прототип — Николай Форинко). Высокого роста и доброго нрава актер очень точно изобразил человека, готового пожертвовать собой.
Актер Михаил Жигалов, исполнивший роль Майзенкампфа, признавался, что в тот период ему постоянно предлагали роли бандитов. Уже вышла «Петровка, 38», где он сыграл преступника-наркомана. Однако роль в «Оленьей охоте», по его словам, стала самым дном: штурмбанфюрер СС, начальник гестапо города Полоцка, фашист и нелюдь.
Михай Волонтир стал на экране разведчиком, который внедрился в немецкую администрацию в качестве переводчика.
Александру Яковлеву предложили сыграть Василия Трубникова (прототип — Михаил Прудников). Актер рассказывал, что генерал приезжал на съемочную площадку. Ему не понравилась небрежная окладистая поповская борода на его персонаже. Хотя если посмотреть на снимки времен войны, то видно: борода у Прудникова была именно такой. Барбершопов ведь не было в партизанском крае!
В фильме группа детей ищет пристанище, не попав за линию фронта. Их приютила селянка, которую воплотила в кино Стефания Станюта.
За чужие грехи
Несмотря на то что производство ленты было возложено на Ялтинский филиал киностудии имени М. Горького, решили снимать в местах реальных событий в Полоцком районе, а также в городе Дисне Миорского района Витебской области. Детский дом для картины подбирали с помощью местного руководства. Как рассказывал Александр Акуленко, директор Ветринской школы-интерната, которая в 22 км от Полоцка, его пригласили в райком партии к первому секретарю Сергею Голдыцкому, который сообщил: на базе интерната будут снимать серьезный и важный для страны фильм. Дал задание оказать съемкам содействие.
Поскольку пятью годами ранее вышел кинохит «Приключения Буратино», где Николай Гринько исполнил роль папы Карло, дети на площадке тянулись к нему. Он был совсем не против. Возился с ними, рассказывал занимательные истории. Этот налаженный мостик доверия благостно сказался на их общих дальнейших сценах. Малыши и подростки доверяли его персонажу — директору школы.
В период работы над лентой с момента окончания войны прошло 35 лет. Память о ней еще не остыла. Актер Федор Сухов, сыгравший партизана, рассказывал, как в перерыве между съемками в форме полицая пошел в Дисне в магазин. Местные мужики учинили с ним драку. Били, пока не выяснилось, что снимают кино. Сухов еще раз пострадал во время работы. В финальной сцене его герой выходит из хаты в горящей телогрейке. После команды «Стоп!» ее потушили и попросили полежать на земле, подождать подготовки второго дубля. Телогрейка на нем уже не горела, но тлела вата. Он не ощутил, что получил ожог, после которого остались рубцы.
Судьбы детей, спасенных партизанами, и малышей, снявшихся в ленте, сложились по-разному. Но нет сомнений: память о событиях осени 1943-го и о съемках они пронесли через всю жизнь.
Еще материалы рубрики:
«Раба любви». Как Михалков стал режиссером картины, которую изначально снимал другой постановщик
В селе не было электричества, актеры прятались от жары в погребах. Как снимали «Свадьбу в Малиновке»
«Визит к Минотавру». Этот фильм вдохновил бандитов на кражу скрипки ценой 1,5 млн долларов
Был национальным символом Франции. Кем стал юный партнер Пьера Ришара по фильму «Игрушка»