Фильм «Я родом из детства» полностью построен на песнях Высоцкого, хотя сценарием это предусмотрено не было
Режиссер Виктор Туров пригласил Высоцкого на роль в свою ленту «Я родом из детства» на замену другому актеру. Но, когда услышал песни барда, понял, что должен строить киноповествование, используя их. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Сдал обратный билет
Отцы режиссера Виктора Турова и сценариста Геннадия Шпаликова погибли на фронте, а сами они, будучи мальчишками, пережили страшные военные годы. Позже, став студентами ВГИКа, условились когда-нибудь снять об этом кино.
В 1965 году Туров работал в штате киностудии «Беларусьфильм», вспомнил о договоренности и позвонил Шпаликову, который охотно написал сценарий ленты «Я родом из детства» о мальчишках, которые в прифронтовом городе ждут возвращения с войны близких.
Владимир Высоцкий к 1965 году еще не сыграл своих звездных ролей, появлялся на экранах в эпизодах и образах второго плана. Его песни не звучали в фильмах.
Роль танкиста Володи с обожженным лицом сначала должен был исполнить актер Николай Губенко. Но в силу личных обстоятельств в последний момент сообщил, что не может принять участие в съемках, и посоветовал вместо себя пригласить коллегу по Театру на Таганке Высоцкого.
Владимир Семенович купил билеты из Москвы до Минска и обратно. Но после кинопроб оказался с гитарой в гостях у Турова, который в ту пору проживал в общежитии студии.
Застолье длилось всю ночь, бард играл свои песни. К утру режиссер понял – перед ним настоящий брильянт – и попросил гения сдать в кассу обратный билет. Решил, что будет строить картину на его песнях, хотя сценарием это предусмотрено не было. Впрочем, сначала на пробу заказал одну. Так появилось произведение «В холода, в холода»:
В холода, в холода
От насиженных мест
Нас другие зовут города,
Будь то Минск, будь то Брест…
В холода, в холода…
Неспроста, неспроста
От родных тополей
Нас суровые манят места,
Будто там веселей…
Неспроста, неспроста…
Как нас дома ни грей,
Не хватает всегда
Новых встреч нам
и новых друзей,
Будто с нами беда,
Будто с ними теплей…
Включившись в работу, поэт уже не мог совладать с собой и выдавал шедевры один за другим, например «На братских могилах»:
На братских могилах не ставят крестов
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов
И Вечный огонь зажигает.
Кроме того, продемонстрировал бардовский хит «Звезды»:
Мне этот бой не забыть нипочем:
Смертью пропитан воздух!
А с небосвода бесшумным дождем —
Падали звезды.
Наконец, спел песню «Высота»:
Вцепились они в высоту, как в свое.
Огонь минометный, шквальный…
А мы все лезли толпой на нее,
Как на буфет вокзальный.
Счастье есть
От такого изобилия песенного материала у режиссера глаза разбежались. Он хотел использовать все. В то же время ему со всех сторон шептали коллеги, что в кабинетах чиновников Высоцкого считают автором блатных песен и в таком объеме в ленте о войне его сочинения использовать не позволят.
Перво-наперво в знак благодарности Туров договорился с начальником студии звукозаписи «Беларусьфильма», и ночами на новой профессиональной аппаратуре записали весь репертуар Высоцкого. Ведь ранее существовали лишь записи, сделанные на бытовые магнитофоны на квартирниках. Их качество оставляло желать лучшего.
Потом пришлось думать, как использовать песни в ленте, чтоб их не вырезали. Первая идея: строить на них целые сцены, вплести их в ткань сюжета настолько, чтоб стало очевидным: удалят песни — фильма не будет.
Председатель Государственного комитета Совета Министров БССР по кинематографии Борис Павленок симпатизировал творчеству Высокого. Но предупредил Турова: если все хиты в картине прозвучат в его исполнении, получится не кино, а бенефис барда. На это сам Владимир Семенович предложил пригласить для исполнения некоторых из них Марка Бернеса, который в конечном итоге спел за кадром «На братских могилах».
Песню «В холода, в холода» поэт решил стилизовать под эстраду 1930-х. По сюжету она якобы была записана на пластинку еще до войны. Ее исполнил в ленте композитор Алексей Мажуков. Запись не играют под гитару в кадре. Пластинку с ней в двух сценах ставят на патефон, и герои танцуют.
«Звезду», «Высоту» и несколько строк из «Штрафных батальонов» поэт исполнил сам. К сожалению, не целиком. Правда, благодаря цельным записям все произведения мгновенно разошлись по стране, попали на Запад и были изданы там на отдельных пластинках. Самое важное, что в кино Турова Высоцкий впервые значился в титрах как автор текстов и композитор. Это стало прорывом! Двери в кино для него, как для песенника, не распахнулись, а слегка приоткрылись. Но благодаря примеру в картине «Я родом из детства» уже в следующем году режиссеру Станиславу Говорухину удалось добиться исполнения бардом его хитов в фильме «Вертикаль». А в следующих лентах Турова («Война под крышами» (1967), «Сыновья уходят в бой» (1969) звучали его сочинения «Аисты», «Песня о новом времени», «Он не вернулся из боя», «Песня о земле», «Сыновья уходят в бой». На съемки этих фильмов Владимир Семенович уже приезжал в качестве композитора. Однажды, в 1969 году, прибыл вместе с Мариной Влади в Новогрудок, рядом с которым проходили съемки. Увидев французскую знаменитость, в местной гостинице впервые за много месяцев дали горячую воду! Но, пожив в номере несколько дней, пара сняла комнату в деревенской избе. По утрам возлюбленные умывались у колодца, пили парное молоко и завтракали под яблонями в саду. Щедрая хозяйка накрывала им стол, жарила блины, приносила свежий мед из закромов.
Поскольку одну из главных ролей в этих лентах сыграла Нина Ургант, с ней на съемки приезжал 13-летний сын Андрей (в будущем – отец Ивана Урганта). Он потом с восторгом рассказывал, как спал на печи, познакомился с Высоцким и Влади, ходил с ними купаться и в лес за ягодами. А еще пиротехники давали мальчишке пострелять из охолощенных автоматов и даже из пулемета Дехтярева!
Еще материалы рубрики:
Песня французских социалистов более 30 лет была гимном БССР
Почему эпический «Спортивный марш» был не только о физкультурниках, но и о грядущей войне
«Ты да я, да мы с тобой». Как сложилась судьба актеров из фильма «Тихие троечники»
«В каждой строчке только точки после буквы «л»…» Как знаменитый поэт-песенник ушел в монастырь
Как крушение поезда сподвигло поэта на написание стихотворения «С любимыми не расставайтесь»