«Фокусник». Сильный и незаслуженно забытый фильм, в котором Гердт сыграл единственную в жизни главную роль
По телевидению фильм «Фокусник» показали лишь в конце 1980-х. О чем картина, которую снимали на старом Арбате, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем лента
Середина 1960-х. 45-летний фронтовик Виктор Кукушкин, фокусник и кукловод, находится в жизненном тупике. В концертной организации, где он работает, его недооценивают. Виктор пытается найти своего зрителя в студенческой среде, дает представления в общежитиях. Молодые люди ему симпатизируют, но выступления принимают прохладно.
Женщина по имени Елена, с которой у Виктора завязываются личные отношения, младше его на 12 лет. Она советует угождать и льстить начальству. Но он не изменяет своим принципам.
С взрослой дочерью фокусник не всегда находит общий язык. Та тоже пытается его поучать. Словом, не теряя улыбки, полный сил ветеран ощущает себя лишним в обществе.
Общий пульс
Противоречия поколений существовали всегда. В середине 1960-х пропасть недопонимания между теми, кому немного за 40, и 20-летними была более явной, чем сегодня. Первые подростками пережили 1930-е, затем наступило военное лихолетье. А вторые родились после Великой Отечественной, осознанного возраста достигли во времена хрущевской оттепели.
Уроженцу Минска, уже известному в те годы театральному драматургу А. Володину в середине 1960-х исполнилось 45 лет. Он прошел всю войну. Участвовал в боях на Западном, Белорусском фронтах. Дважды был ранен. Относился к этому без патетики, избегал в своих произведениях любого пафоса, ханжества. Пытался исследовать младшее поколение, но не глядя сверху вниз, а на равных. Не всегда это у него получалось. Прежде всего об этом он писал сценарий «Фокусник». Ему хотелось понять, как увлечь своими произведениями не только людей старшего возраста, но и молодых. Как его герой Кукушкин силится нащупать настроения студентов, так и Володин пытался разобраться в себе и своем творчестве. Можно сделать вывод: сценарий в чем-то автобиографичен.
Не случайно режиссером картины стал 42-летний Петр Тодоровский. Он принимал участие в освобождении Варшавы, во взятии Берлина. После Победы окончил операторский факультет ВГИКа, работал по специальности на Одесской киностудии. Там начал и режиссерскую карьеру, снял две картины, после чего его пригласили в штат «Мосфильма». Фабула, заявленная Володиным в сценарии «Фокусник», была ему близка.
Эпопея с главным героем
Поначалу Володин предложил сыграть Кукушкина Ролану Быкову, с чем тот, безусловно, справился бы. Тодоровский искал исполнителей других ролей. Так он познакомился с Зиновием Гердтом, кстати, уроженцем Витебской губернии. Актером он стал до войны. На фронте получил тяжелое осколочное ранение в ногу. В результате 11 операций ногу спасли, но она стала короче другой на 8 см. Хромающий актер профнепригоден. Гердт нашел выход: Центральный театр кукол! Там исполнители находятся за ширмой, хромота не видна. Тодоровский хотел утвердить его на эпизодическую роль сатирика. Однажды, чтобы поговорить, Петр Ефимович подъехал к служебному входу его театра на машине. Гердт должен был выйти по предварительной договоренности. И вдруг в лютый мороз выбежал в одной рубашке и, хромая, быстро сел в автомобиль режиссера. Вот тогда постановщик увидел в нем Кукушкина.
Узнав, что Тодоровский хочет заменить Быкова, Володин возмутился. Хотя от встречи с Гердтом не отказался. Фронтовики «зацепились» языками, говорили не о войне, а о поэзии, и… драматург одобрил кандидатуру. Сатирика вместо Гердта сыграл другой великий мастер эпизода, опять же фронтовик, 43-летний Владимир Басов. Эта картина и о нем тоже. Он не упустил возможности произнести в кадре несколько собственных шуток: «Она его за муки полюбила, а он ее — за соцсоревнование в них», «Торт «Отелло»: вечером вы его едите — ночью он вас душит».
Елену Ивановну, женщину, якобы влюбленную в Кукушкина, воплотила на экране Алла Ларионова. Но никто из критиков не поверил в возможность влюбленности столь претенциозной женщины в противоречивого бесперспективного фокусника.
Образ начальника главного героя по фамилии Росомахин достался Евгению Леонову. По сценарию его герой — непорядочная личность, манипулирующая Кукушкиным. Но из-за природного обаяния Евгения Павловича в конечной версии получилась борьба хорошего человека с очень хорошим.
Низшая категория
Фильм снимали в Москве на старом Арбате не случайно. Тогда район постепенно исчезал. Строили Калининский проспект (ныне ул. Новый Арбат). Над крышами ветхих двухэтажных домов, во дворах которых перед детворой выступает Кукушкин, видны башенные краны и растущие этажи высоток. Это метафора Тодоровского. Обновление Москвы перекликается с историей главного героя, должного перестроиться и идти в ногу со временем, чего он делать не хочет. И вообще кадры уникальные для истории: еще целы арбатские переулки, а над ними нависли незавершенные «монстры» новых домов.
Впрочем, работа проходила не только в Москве. У Гердта был плотный график в театре. В отпуск за свой счет его не отпустили. Поэтому, когда театральный коллектив поехал в Ленинград на гастроли, съемочная группа отправилась туда вслед за ним и работала в городе на Неве. Более того, в связи с дневными спектаклями Гердта интерьеры снимали по ночам. В результате переутомления от такой нагрузки у актера случился сердечный приступ, он на несколько дней угодил в больницу.
При приемке ленты указали на то, что тема невнятная, да и идейная составляющая отсутствует. Тодоровский отвечал на вопросы худсовета не так, как хотелось бы присутствовавшим. Картину едва не положили на полку. Решили не поднимать шум. Дали произведению низшую категорию, а это означало, что напечатали всего 30 копий на весь СССР. По телевидению фильм показали лишь в конце 1980-х.
Еще материалы рубрики:
Как снимали одну из первых шпионских саг Советского союза, фильм «Майор Вихрь»
«Золотое Дно». Как Минаев взбил гоголь-моголь из псевдо-Шекспира и саги «Богатые тоже плачут»
На съемках фильма «Мы, нижеподписавшиеся» о голову Олега Янковского разбили сырое яйцо
«Бабушка приехала». Почему фанатов богомоловского «Момента истины» может хватить приступ
Во время съемок «Романса о влюбленных» Ия Саввина из-за ревности ударила по лицу юную Елену Кореневу