Где и когда в ближайшие годы в Минске снесут неиспользуемые объекты недвижимости
Каковы особенности работы с неиспользуемыми объектами недвижимости в Минске и что предпринимается для повышения ее эффективности, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала председатель комитета государственного имущества Мингорисполкома Галина Степуренко.
— Галина Ивановна, работа по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых площадей целенаправленно ведется не первый год. Довольны ли вы ее итогами в отношении коммунальной собственности?
— Работа с неиспользуемым имуществом ведется по поручению Главы государства с 2007-го. С того момента вовлечен в хозяйственный оборот или снесен 381 объект коммунальной собственности. За последние годы прослеживается положительная динамика. Если в 2017-м в хозоборот вовлекли 59 объектов из 81 (72,8 %), то в 2018-м — 56 объектов из 65 (86,1 %). Количество неиспользуемых площадей, находящихся в собственности Минска, за год сократилось в 1,2 раза.
— Что в планах на ближайшее будущее?
— Новый календарный график рассчитан на 2019–2022 годы. Всего в документ включено 54 неиспользуемых и неэффективно используемых объекта, 19 из которых запланировано снести. В нынешнем году работы будут вестись по 31 объекту, но эта цифра не окончательная. 11 из них выставляем на продажу: 4 капитальных строения и 7 изолированных помещений.
Работы по инвентаризации городских площадей продолжаются, поэтому количество помещений, выставленных на аукционные торги, обязательно возрастет. Спектр функционального назначения объектов довольно широкий, поэтому каждый из них найдет своего покупателя.
— Как обстоят дела с неликвидной собственностью? Некоторые здания давно предлагают на продажу, но они не находят покупателя. Может, есть смысл отдать их за одну базовую величину или вовсе снести?
— Говорить о неликвидных объектах в Минске не совсем правильно. В столице недвижимость пусть и не сразу, но находит применение. Взять хотя бы бывший детский сад на ул. Леси Украинки. Мы выставляли его на аукцион более 20 раз, однако в прошлом году все же нашли покупателя. Он заплатил свыше 500,5 тыс. рублей. Хорошее подспорье для столичного бюджета.
Отдавать за бесценок столичную недвижимость вряд ли правильно. За 1 базовую величину мы предлагали только республиканский объект на ул. Корженевского (общая площадь — более 13 тыс. м²), состоящий из шести недостроенных сооружений. Продать не удалось. В нынешнем году вновь будем выставлять эту недвижимость на аукционные торги.
Что касается сноса, то сейчас ведутся разговоры об упрощении такой процедуры, если эксплуатация объектов нецелесообразна. Снос — это большие временные и финансовые затраты. Иногда проще построить новое, чем снести старое. Впрочем, для столицы и эта проблема не самая характерная: у нас все привязано к потребностям города согласно Генеральному плану развития Минска. Снос — это не просто лишь бы с глаз долой. Важно создать площадку под конкретный инвестиционный проект, чтобы участок не простаивал. Например, на территории, которую занимают бывшие военные городки в Масюковщине и Степянке, построят жилье.
— Что будет с неэффективно используемыми площадями, которые принадлежат акционерным обществам?
— Это значительные по размеру промышленные площадки, занимающие от 2 тыс. до 8 тыс. м². Рассматривают варианты воссоздания новых производств, оценивают перспективы развития городских территорий по генплану развития Минска. Поэтому отдельные объекты предприятия реализуют на торгах, уменьшая обременение по налогам и пополняя оборотные средства. Эти процессы на контроле у отраслевых министерств, холдингов и концернов.
— С нынешнего года не облагают повышенным налогом на недвижимость и землю столичные неиспользуемые объекты. Знаю, это была довольно результативная мера воздействия на собственников.
— Применение повышенных коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и землю за период их действия в 2014–2018 годах принесло столичному бюджету более 2,4 млн рублей. Сейчас их решено отменить в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Налоговый кодекс Республики Беларусь, в целях либерализации условий ведения бизнеса и снижения финансовой нагрузки на субъекты хозяйствования.
Однако у нас есть другие способы повлиять на недобросовестных собственников. Мы обязательно добьемся результата, взаимодействуя с районными администрациями, МЧС, санитарной службой. Так что хозяевам неэффективно используемых или неиспользуемых зданий и сооружений все равно придется принимать необходимые меры в отношении своего имущества.