Глава «Минсктранса» рассказал об обновлении подвижного состава и о новых мерах борьбы с зайцами
Рабочий день генерального директора ГП «Минсктранс» Леонтия Папенка начинается в 5 часов утра. Вскоре он уже располагает сводкой по горячей линии. В 7:30 — ежедневная планерка с руководителями филиалов. По вторникам она проходит в расширенном составе в режиме видеоконференции. Корреспондент агентства «Минск-Новости» встретился с Леонтием Трифоновичем и узнал о результатах работы предприятия в 2019 г. и планах на ближайшую перспективу.
Перевезли почти полмиллиарда
— Все доведенные задания в 2019-м перевыполнены, — отмечает Леонтий Трифонович. — Несмотря на продолжающуюся автомобилизацию населения, спрос на наземный общественный транспорт вырос. За сутки в среднем «Минсктранс» перевозил 1 млн 340 тыс. человек, за год — 490 млн. Для сравнения: годом ранее — 466 млн. Если приплюсовать невыявленных безбилетников, пассажиров еще больше. Задание по экспорту услуг при плане 106 % выполнено на 108,6 %, на международных перевозках получено 2,862 млн долларов. По энергосбережению мы также в плюсе, то есть в минусе: доведенные 8,5 % исполнены на 12,1 %.
— В минувшем году «Минсктранс» сдавал и самый ответственный в своей истории международный экзамен — обслуживание II Европейских игр. Как считаете, справились с испытанием?
— По транспортному обеспечению Игр замечаний не поступало вообще. Не были ущемлены и рядовые пассажиры столицы. Конечно, у нас есть определенный опыт организации крупных мероприятий — чемпионат мира по хоккею — 2014, а у 50 водителей — по обслуживанию в том же году Олимпиады в Сочи. Но тот же хоккейный турнир несопоставим с континентальным форумом по всем параметрам. По количеству стран, видов спорта, участников и болельщиков, а также задействованных объектов он вполне сравним с зимней Олимпиадой. И транспортная логистика должна была ей жестко соответствовать. Готовиться к Играм начали за два года до старта. Провели углубленный восстановительный ремонт большей части подвижного состава. А это 870 автобусов, 638 троллейбусов и 13 трамваев. Их внешний вид, салоны, оснащение ничем не отличались от полученных перед форумом 300 новых автобусов и 60 электробусов. Для них, а также прибывшей из регионов туристической техники организовали охраняемые стоянки. Усилили бригады по обслуживанию, приобрели дополнительное оборудование. Весь транспорт оснастили навигацией, водители прошли курсы обучения. Были созданы и два терминала, откуда автобусы регулярно расходились по спортивным и тренировочным объектам, гостиницам. Уверен: транспорт, а точнее его четкая работа, стал одной из визитных карточек Минска.
Не рублем единым
— Изменился ли кадровый потенциал предприятия за год?
— В штате по-прежнему около 12 тыс. работников. А вот текучесть кадров в 2019 году оказалась рекордно низкой в последнем десятилетии. Критической она не была ни по одной категории, причем среди водительского состава стала наименьшей — 4,83 %, среди ремонтников — 7,6 %, ИТР — 7,43 %, в целом по «Минсктрансу» — 6,74 %… Уверен, что определенная текучесть должна быть на любом предприятии, она мотивирует его руководство к дальнейшему устранению непроизводственных потерь. К тому же труженики должны дорожить предоставляемыми им условиями, социальным пакетом. А они у нас — одни из наиболее благоприятных среди градообразующих предприятий: отличный санаторий «Волма», лучший в стране детский оздоровительный лагерь, 16 общежитий, в филиалах и диспетчерских пунктах — комнаты отдыха или приема пищи, гардеробы. Обязательно хочу отметить: некоторые уволившиеся, помыкавшись по «заграницам», в итоге возвращались в «Минсктранс». Не рублем единым жив человек!
— Что же тогда, Леонтий Трифонович, стало первопричиной резонансного конфликта с водителями ряда филиалов?
— Он не настолько острый, как его распиарили некоторые СМИ при содействии независимых профсоюзов. В первую очередь это следствие недостаточной информированности водительского состава о предстоящей переаттестации. Кто-то пустил слух, что будут урезаны отпускные дни, отменяются льготы на пенсию и так далее. Некоторые подписанты коллективного обращения именно на это и купились. Претензии были и на состояние, неисправность подвижного состава, выходящего на линию. Часть из них, к слову, были вполне обоснованными с учетом предельного возраста техники, что также зафиксировала специально созданная на предприятии комиссия. Однако ни один здравомыслящий механик не выпустит из парка автобус или троллейбус с неисправностями, влияющими на безопасность дорожного движения. По поводу урезания зарплаты: она как зависела от выработки, так зависит и сейчас. В общем, все выявленные замечания были устранены, большинство из них не требовало капитальных вложений и кардинальных решений.
— После европейского спортивного форума, это всем уже известно, обновление автопарка пошло более высокими темпами!
— Благодарны руководству города за понимание сложившейся ситуации в «Минсктрансе». Была утверждена программа на 2019–2022 годы, ею предусмотрено приобретение 1 750 единиц подвижного состава — 890 автобусов, 810 троллейбусов и 50 трамваев. Это две трети от общего количества эксплуатирующейся техники, состояние которой подходило к критическим отметкам. Так, средний возраст 1 511 автобусов и 760 троллейбусов при 10- и 10,2-летнем ресурсе — 8,6 и 10,2 года соответственно. 135 трамваев — 12,4 года при 15-летнем сроке службы, 17 уже полностью амортизированы…
Поставки новой техники начались в конце 2019-го. Правда, МАЗ пока не справляется с согласованным графиком. В нынешнем году завод должен произвести для нас 375 автобусов. Поставщиков остальной техники определят тендеры, в том числе 220 троллейбусов и 10 трамваев повышенной вместимости, которые в перспективе будут обслуживать и новую скоростную линию. Отмечу также, что теперь у «Минсктранса» в приоритете троллейбусы с увеличенным автономным ходом до 15 км. Благодаря подзарядке от контактной сети они могут работать и на автобусных маршрутах.
…И кондиционеры тоже
— Продолжится ли реконструкция трамвайных путей? Когда, на ваш взгляд, будет реализован проект скоростной трассы?
— Все определяют финансовые возможности. У госпредприятия они, как правило, ограничены. Но этот фактор не скажется на качестве и количестве услуг «Минсктранса». Модернизация линий по бесшпальной технологии в нынешнем году не запланирована. Однако намерены привести к стандарту восемь трамвайных остановок с платформой и ограждением от проезжей части.
Вопрос по скоростной линии прорабатывается. «Минсктранс» решил внести свою лепту в удешевление этого проекта. В экспериментальном порядке и после тщательной подготовки увеличим скоростной режим трамваев от площади Змитрока Бядули до разворотного кольца в Серебрянке с 18 км/ч до 24, что весьма существенно. Затем попробуем этот режим и на других линиях. Использование трехсекционных трамваев и опыт повышения скорости подскажут, убежден, более приемлемые варианты строительства скоростной трассы.
[related_posts_mn]— Какова дальнейшая судьба автобусного парка № 4 на Козлова?
— С автопарком № 4 пока не определились. С одной стороны, он зажат соседями, выносится за город находящийся рядом гипсовый завод. С другой стороны, создание новой структуры предприятия, ее производственной базы — весьма трудоемкий и накладный процесс. К тому же расположение автопарка позволяет нести меньшие затраты при обслуживании маршрутов в центре города.
Безбилетникам — бой!
— Леонтий Трифонович, какова ситуация с ДТП с участием коммунального транспорта?
— Имеем обнадеживающие результаты. В 2019 году общее количество аварий по вине наших водителей уменьшилось на 10 %. Удельный показатель ДТП на 1 млн км пробега снизился на эту же величину.
— Дает ли эффект продолжающаяся борьба с зайцами?
— Рассматриваем вопрос повышения уровня зарплаты для контрольно-ревизионных сотрудников. Текучесть кадров в этом звене по понятным причинам наиболее высокая. Работа эта нервная и неблагодарная, а подчас и небезопасная. Борьба с безбилетниками никогда не прекращалась. Думаю, наше отношение и воздействие на них пока наиболее либеральное на постсоветском пространстве. Это касается как суммы штрафа, так и числа правонарушений. В той же Германии злостный заяц может подвергнуться даже уголовной ответственности. В минувшем году разрешили бригадам контрольно-ревизионной службы проверять экспрессные автобусы, а затем и обычные маршруты в процессе их движения. Режим работы контролеров расширили с 6 утра до часа ночи. Еще раньше они сменили форму на одежду менее броского цвета. Эти и ряд иных мер уже дали положительный результат. Число транзакций в общественном транспорте в 2019-м возросло на 10 %. В отдельные месяцы выявляли до 15 тыс. безбилетников. За год оштрафовано 140 тыс., что на 8 % больше, чем в 2018-м.
Фото автора и из архива агентства «Минск-Новости»
Смотрите также: