Глава «Минсктранса» рассказал об обновлении подвижного состава и о новых мерах борьбы с зайцами


Рабочий день генерального директора ГП «Минсктранс» Леонтия Папенка начинается в 5 часов утра. Вскоре он уже располагает сводкой по горячей линии. В 7:30 — ежедневная планерка с руководителями филиалов. По вторникам она проходит в расширенном составе в режиме видеоконференции. Корреспондент агентства «Минск-Новости» встретился с Леонтием Трифоновичем и узнал о результатах работы предприятия в 2019 г. и планах на ближайшую перспективу.

Леонтий ПапенокПеревезли почти полмиллиарда

Все доведенные задания в 2019-м перевыполнены, — отмечает Леонтий Трифонович.  Несмотря на продолжающуюся автомобилизацию населения, спрос на наземный общественный транспорт вырос. За сутки в среднем «Минсктранс» перевозил 1 млн 340 тыс. человек, за год — 490 млн. Для сравнения: годом ранее — 466 млн. Если приплюсовать невыявленных безбилетников, пассажиров еще больше. Задание по экспорту услуг при плане 106 % выполнено на 108,6 %, на международных перевозках получено 2,862 млн долларов. По энергосбережению мы также в плюсе, то есть в минусе: доведенные 8,5 % исполнены на 12,1 %.

— В минувшем году «Минсктранс» сдавал и самый ответственный в своей истории международный экзамен — обслуживание II Европейских игр. Как считаете, справились с испытанием?

По транспортному обеспечению Игр замечаний не поступало вообще. Не были ущемлены и рядовые пассажиры столицы. Конечно, у нас есть определенный опыт организации крупных мероприятий — чемпионат мира по хоккею — 2014, а у 50 водителей — по обслуживанию в том же году Олимпиады в Сочи. Но тот же хоккейный турнир несопоставим с континентальным форумом по всем параметрам. По количеству стран, видов спорта, участников и болельщиков, а также задействованных объектов он вполне сравним с зимней Олимпиадой. И транспортная логистика должна была ей жестко соответствовать. Готовиться к Играм начали за два года до старта. Провели углубленный восстановительный ремонт большей части подвижного состава. А это 870 автобусов, 638 троллейбусов и 13 трамваев. Их внешний вид, салоны, оснащение ничем не отличались от полученных перед форумом 300 новых автобусов и 60 электробусов. Для них, а также прибывшей из регионов туристической техники организовали охраняемые стоянки. Усилили бригады по обслуживанию, приобрели дополнительное оборудование. Весь транспорт оснастили навигацией, водители прошли курсы обучения. Были созданы и два терминала, откуда автобусы регулярно расходились по спортивным и тренировочным объектам, гостиницам. Уверен: транспорт, а точнее его четкая работа, стал одной из визитных карточек Минска.

Не рублем единым

— Изменился ли кадровый потенциал предприятия за год?

В штате по-прежнему около 12 тыс. работников. А вот текучесть кадров в 2019 году оказалась рекордно низкой в последнем десятилетии. Критической она не была ни по одной категории, причем среди водительского состава стала наименьшей — 4,83 %, среди ремонтников — 7,6 %, ИТР — 7,43 %, в целом по «Минсктрансу» — 6,74 %… Уверен, что определенная текучесть должна быть на любом предприятии, она мотивирует его руководство к дальнейшему устранению непроизводственных потерь. К тому же труженики должны дорожить предоставляемыми им условиями, социальным пакетом. А они у нас — одни из наиболее благоприятных среди градообразующих предприятий: отличный санаторий «Волма», лучший в стране детский оздоровительный лагерь, 16 общежитий, в филиалах и диспетчерских пунктах — комнаты отдыха или приема пищи, гардеробы. Обязательно хочу отметить: некоторые уволившиеся, помыкавшись по «заграницам», в итоге возвращались в «Минсктранс». Не рублем единым жив человек!

— Что же тогда, Леонтий Трифонович, стало первопричиной резонансного конфликта с водителями ряда филиалов?

— Он не настолько острый, как его распиарили некоторые СМИ при содействии независимых профсоюзов. В первую очередь это следствие недостаточной информированности водительского состава о предстоящей переаттестации. Кто-то пустил слух, что будут урезаны отпускные дни, отменяются льготы на пенсию и так далее. Некоторые подписанты коллективного обращения именно на это и купились. Претензии были и на состояние, неисправность подвижного состава, выходящего на линию. Часть из них, к слову, были вполне обоснованными с учетом предельного возраста техники, что также зафиксировала специально созданная на предприятии комиссия. Однако ни один здравомыслящий механик не выпустит из парка автобус или троллейбус с неисправностями, влияющими на безопасность дорожного движения. По поводу урезания зарплаты: она как зависела от выработки, так зависит и сейчас. В общем, все выявленные замечания были устранены, большинство из них не требовало капитальных вложений и кардинальных решений.

— После европейского спортивного форума, это всем уже известно, обновление автопарка пошло более высокими темпами!

Благодарны руководству города за понимание сложившейся ситуации в «Минсктрансе». Была утверждена программа на 2019–2022 годы, ею предусмотрено приобретение 1 750 единиц подвижного состава — 890 автобусов, 810 троллейбусов и 50 трамваев. Это две трети от общего количества эксплуатирующейся техники, состояние которой подходило к критическим отметкам. Так, средний возраст 1 511 автобусов и 760 троллейбусов при 10- и 10,2-летнем ресурсе — 8,6 и 10,2 года соответственно. 135 трамваев — 12,4 года при 15-летнем сроке службы, 17 уже полностью амортизированы…

Поставки новой техники начались в конце 2019-го. Правда, МАЗ пока не справляется с согласованным графиком. В нынешнем году завод должен произвести для нас 375 автобусов. Поставщиков остальной техники определят тендеры, в том числе 220 троллейбусов и 10 трамваев повышенной вместимости, которые в перспективе будут обслуживать и новую скоростную линию. Отмечу также, что теперь у «Минсктранса» в приоритете троллейбусы с увеличенным автономным ходом до 15 км. Благодаря подзарядке от контактной сети они могут работать и на автобусных маршрутах.

автобус…И кондиционеры тоже

— Продолжится ли реконструкция трамвайных путей? Когда, на ваш взгляд, будет реализован проект скоростной трассы?

— Все определяют финансовые возможности. У госпредприятия они, как правило, ограничены. Но этот фактор не скажется на качестве и количестве услуг «Минсктранса». Модернизация линий по бесшпальной технологии в нынешнем году не запланирована. Однако намерены привести к стандарту восемь трамвайных остановок с платформой и ограждением от проезжей части.

Вопрос по скоростной линии прорабатывается. «Минсктранс» решил внести свою лепту в удешевление этого проекта. В экспериментальном порядке и после тщательной подготовки увеличим скоростной режим трамваев от площади Змитрока Бядули до разворотного кольца в Серебрянке с 18 км/ч до 24, что весьма существенно. Затем попробуем этот режим и на других линиях. Использование трехсекционных трамваев и опыт повышения скорости подскажут, убежден, более приемлемые варианты строительства скоростной трассы.

[related_posts_mn]

— Какова дальнейшая судьба автобусного парка № 4 на Козлова?

— С автопарком № 4 пока не определились. С одной стороны, он зажат соседями, выносится за город находящийся рядом гипсовый завод. С другой стороны, создание новой структуры предприятия, ее производственной базы — весьма трудоемкий и накладный процесс. К тому же расположение автопарка позволяет нести меньшие затраты при обслуживании маршрутов в центре города.

Безбилетникам — бой!

— Леонтий Трифонович, какова ситуация с ДТП с участием коммунального транспорта?

— Имеем обнадеживающие результаты. В 2019 году общее количество аварий по вине наших водителей уменьшилось на 10 %. Удельный показатель ДТП на 1 млн км пробега снизился на эту же величину.

трамвай— Дает ли эффект продолжающаяся борьба с зайцами?

— Рассматриваем вопрос повышения уровня зарплаты для контрольно-ревизионных сотрудников. Текучесть кадров в этом звене по понятным причинам наиболее высокая. Работа эта нервная и неблагодарная, а подчас и небезопасная. Борьба с безбилетниками никогда не прекращалась. Думаю, наше отношение и воздействие на них пока наиболее либеральное на постсоветском пространстве. Это касается как суммы штрафа, так и числа правонарушений. В той же Германии злостный заяц может подвергнуться даже уголовной ответственности. В минувшем году разрешили бригадам контрольно-ревизионной службы проверять экспрессные автобусы, а затем и обычные маршруты в процессе их движения. Режим работы контролеров расширили с 6 утра до часа ночи. Еще раньше они сменили форму на одежду менее броского цвета. Эти и ряд иных мер уже дали положительный результат. Число транзакций в общественном транспорте в 2019-м возросло на 10 %. В отдельные месяцы выявляли до 15 тыс. безбилетников. За год оштрафовано 140 тыс., что на 8 % больше, чем в 2018-м.

Фото автора и из архива агентства «Минск-Новости»

Смотрите также:

Темпы реконструкции Слепянской водной системы, важность льгот для солдат-срочников и развитие МинскаТемпы реконструкции Слепянской водной системы, важность льгот для солдат-срочников и развитие Минска
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Добавят работников и кассы самообслуживания. Что еще позволит избежать очередей на АЗС

О мерах, включая увеличение числа сотрудников и усиление технического оснащения, принятых для недопущения очередей на автозаправочных станциях, рассказали в эфире телеканала «ОНТ», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

О причинах очередей, которые вызывали среди автомобилистов недовольство, речь шла на самом высоком уровне. Было поручено навести порядок. Реакция не заставила себя ждать. Упредительные шаги против скопления транспорта у топливораздаточных колонок приняты и со стороны АЗС.

По словам зампредседателя концерна «Белнефтехим» Владимира Сизова, если оператор на заправке видит предпосылки к формированию очереди, то не говорит лишних фраз (скриптов продаж), чтобы заинтересовать клиента, а принимает все меры для ускорения обслуживания.

В эфире телеканала сообщили, что на АЗС добавят сотрудников, при этом удвоят количество касс самообслуживания. Ставка — на цифровизацию. На возможность заправить авто с помощью мобильного приложения обратил внимание директор предприятия «Белоруснефть — Минскавтозаправка» Александр Драгун:

Буквально три-четыре клика — и топливо в бак пошло. И колонка напоминает клиенту: заправился — освободи.

Кроме того, на заправках усилили информирование клиентов, призывая их до посещения кафе и покупок в магазине освободить колонку для других водителей. Это вопрос культуры поведения посетителей АЗС и оптимизации алгоритмов работы самих станций. При правильном подходе клиенты останутся с топливом и кофе, а заправки не потеряют в доходах, которые пригодятся для дальнейшего совершенствования сервиса на таких объектах.

Столичные власти поздравили автомобилистов и дорожников с профессиональным праздником

В Беларуси 26 октября профессиональный праздник отмечают работники и ветераны автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Председатель Минского городского исполнительного комитета Владимир Кухарев и председатель Минского городского Совета депутатов Артём Цуран поздравили всех причастных с Днем автомобилиста и дорожника, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

— Жизнь современного мегаполиса — это бесконечное движение, ритм которого задаете именно вы. Ваша работа — это не просто профессия, это настоящая служба, от которой зависит жизнедеятельность всей столицы.

Дорожники — это те, кто создает и содержит надежный каркас города. Уложенный асфальт, каждый установленный знак, очищенный от снега тротуар — это ваш вклад в комфорт и безопасность жителей. Автомобилисты наполняют дороги города жизнью. Водители автобусов, троллейбусов, грузового, специального транспорта связывают районы, доставляют товары, обеспечивают работу коммунальных служб.

Ваше ответственное отношение, профессионализм и преданность делу являются залогом бесперебойной транспортной связи, комфортного передвижения и, в конечном итоге, высокой оценки качества жизни в Минске. Благодаря вашему совместному труду столица остается мобильной, динамичной и удобной для каждого, — говорится в поздравлении.

В. Кухарев и А. Цуран пожелали всем работникам автомобильного транспорта и дорожного хозяйства крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, благополучия и новых успехов на благо города и страны.

Лукашенко поздравил народ Австрии с 70-летием государственности

Президент Беларуси Александр Лукашенко поздравил народ Австрийской Республики с 70-летием современной австрийской государственности, основанной на принципе вечного нейтралитета, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу белорусского лидера.

— В 2025 году мы также отмечаем очередной юбилей Победы над нацизмом. Сегодня, когда перед мировым сообществом возникают новые вызовы для мира и безопасности, помнить о героических страницах истории и драматические уроки прошлого очень важно, — напомнил Глава государства.

А. Лукашенко выразил уверенность в том, что прочные контакты между государственными и политическими деятелями, эффективное взаимодействие в сферах торговли и экономики, сотрудничество в отраслях культуры и науки, крепкие общественные связи являются основой для стабильности и развития.

— Беларусь стремится строить такие контакты со всеми странами мира, особенно с географически и исторически близкими. Мы всегда рады приветствовать австрийских граждан на гостеприимной земле Беларуси, которую можно посетить в любое время безопасно и без визы, — подчеркнул Президент.

Белорусский лидер пожелал каждому жителю Австрийской Республики благополучия и счастливой жизни.

Уровень занятости трудоспособного населения Беларуси составил 85,7 %

В Беларуси уровень занятости среди населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16–63 лет, женщины 16–58 лет) составила 85,7 % в III квартале, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на данные национального статистического комитета.

В городе этот показатель выше, чем в сельской местности — 85,8 и 85,3 % соответственно. При этом у женщин он равен 86,1 %, у мужчин — 85,2 %.

Безработица в трудоспособном возрасте за рассматриваемый период сложилась на уровне 2,4 %, причем на селе это 1,8 %, а в городе — 2,6 %. Среди женщин безработица ниже — 2 % (у мужчин — 2,8 %).

С учетом того, что безработные могли использовать несколько способов поиска работы, 64,6 % стремились найти ее через газеты или другие СМИ, интернет. К друзьям, родственникам и знакомым обращались 57,5 %. К помощи службы занятости и к данным Общереспубликанского банка вакансий прибегли 23,9 % соискателей. Непосредственно в организацию, к работодателю обращались 14,9 %.

В Белстате добавили, что в возрасте 15–74 лет уровень занятости населения страны в июле — сентябре 2025 года составил 69,1 %. В этом случае нижняя возрастная граница определена в соответствии с рекомендациями ООН по проведению переписей населения: минимальный возраст для определения экономической активности населения не должен превышать 15 лет, а верхняя — с учетом наличия фактов экономической деятельности.

Где в Минске установлены спидкамы 26 октября

Спидкамы работают на 11 участках столичных дорог 26 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ГАИ.

Радары установлены на МКАД (90 км/ч), пр. Независимости (60, 80 км/ч), Дзержинского, Партизанском, Пушкина и Жукова (60 км/ч). Соблюдение скоростного режима также проверяют на ул. Притыцкого, Ташкентской, Ваупшасова и Маяковского (60 км/ч).

В ГАИ просят водителей быть внимательными, соблюдать скоростные ограничения и учитывать погодные условия.

Лукашенко: современные автомагистрали с качественной инфраструктурой – визитная карточка Беларуси

Президент Беларуси Александр Лукашенко поздравил работников и ветеранов сферы автомобильного транспорта и дорожного хозяйства с профессиональным праздником, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу белорусского лидера.

— Белорусы привыкли ездить с комфортом и гордятся тем фактом, что современные автомагистрали с качественной инфраструктурой являются одной из визитных карточек нашей страны, — подчеркнул Президент.

Глава государства проинформировал, что за пятилетку в Беларуси обновлено 18 тыс. км автомобильных дорог. Он обратил внимание, что Минск связан почти со всеми областными центрами быстрыми, надежными трассами. По словам Президента, работа по улучшению дорог продолжается практически без выходных и праздников. Также ремонтируются мосты, путепроводы, проектируются удобные транспортные развязки, подземные пешеходные переходы, развиваются организации по перевозке грузов и пассажиров, станции техобслуживания.

— Убежден, что знания, опыт отечественных перевозчиков и дорожников позволят и впредь успешно решать стоящие перед отраслью задачи, в том числе по поиску новых логистических решений. Желаю крепкого здоровья, благополучия и успехов в реализации всех намеченных планов, — добавил А. Лукашенко.

Минск лидирует по уровню средней зарплаты в стране

В сентябре начисленная среднемесячная заработная плата в столице составила 3 620 рублей, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на данные Белстата.

По стране этот показатель достиг отметки в 2 746,4 рубля.

В Минской области средняя заработная плата достигла 2 800,5 рубля, в Гомельской — 2 462,6 рубля, в Гродненской — 2 446,5 рубля, в Брестской — 2 435,1 рубля, в Могилёвской — 2 308,5 рубля, в Витебской — 2 299 рублей.

Что касается видов экономической деятельности, по уровню средней зарплаты лидирует сфера «Информация и связь» — 5 897,2 рубля, затем идет финансовая и страховая деятельность — 3 803,5 рубля. Далее следуют строительство — 3 639,4 рубля, профессиональная, научная и техническая деятельность — 3 389,1 рубля, промышленность — 2 908,1 рубля, транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность — 2 646,3 рубля.

«Сад узораў» и «Парк писателей» могут появиться в Минске

В 2026 году в столице благодаря молодежным инициативам может появиться «Парк писателей». Не исключено, что в городе сформируют большой туристический маршрут вдоль рек и каналов. Подробнее о проекте участников ««Минской смены — 2025» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

В начале октября состоялся финал «Минской смены — 2025». В номинации «Экология и благоустройство» победила команда ребят с оригинальным взглядом на развитие территорий Лошицкой и Слепянской водных систем. Ведущим автором проекта выступил студент архитектурного факультета Белорусского национального технического университета Владислав Кашковский.

Предыстория

В. Кашковский — выпускник средней школы № 207 в Московском районе. С детства увлекался рисованием, конструированием. Учился в классе с художественным уклоном, где три раза в неделю были обязательные факультативы по рисунку, живописи, композиции и вытинанке. Все это пригодилось начинающему архитектору. А белорусское традиционное искусство вырезания узоров из бумаги вошло в концепцию «Сада ўзораў», который могут создать на ул. С. Есенина.

Впервые В. Кашковский поучаствовал в проекте «Минская смена» в 2023-м. Тогда он учился в архитектурно-строительном колледже. Заявку на конкурс подал вместе с однокурсницей. Будущие зодчие прошли необходимые тестирование и собеседование в Академии управления при Президенте Беларуси. Помимо учащихся колледжа, в команду вошли несколько других ребят. Вскоре в ратуше в торжественной обстановке им вручили творческое задание: разработать проект благоустройства зеленых территорий Московского района. Кто бы мог подумать, что через два года идеи В. Кашковского и его группы начнут воплощаться в жизнь: летом на пересечении ул. Я. Брыля и Л. Сапеги открыли красивое место для отдыха — «Сад вершаў». На месте старого яблоневого сада, пронизанного стихийными тропами, образовался уютный уголок с удобными пешеходными связями, зонами для спорта, чтения и детских игр. Лавочки в виде раскрытых книг напоминают о важности чтения. Стенды с портретами белорусских писателей отсылают нас к истории отечественной литературы.

Проект «Сада вершаў» реализован частично. В следующем году зону отдыха продолжат благоустраивать. Оборудуют трек-площадку с препятствиями для катания на велосипеде, а также установят множество скворечников — на зеленой территории обитает немало птиц.

Лошицкая водно-зеленая система

«Сад вершаў»

Она сформирована вдоль одноименной реки и ее притоков (один из них — Мышка. — Прим. авт.). Затрагивает юго-восточную часть столицы и расположена на территории четырех районов: Ленинского, Октябрьского, Фрунзенского и Московского. Еще в 1970-е у минских архитекторов был свой взгляд на развитие этой водной системы. Тем не менее реализовали его лишь фрагментами. Например, у города появились парки Лошицкий, «Курасовщина» и др.

К слову, «Сад вершаў» В. Кашковского на улице Л. Сапеги как раз таки расположен на территории вблизи Лошицкой водно-зеленой системы и находится в пойме Мышки. Потому фактически положено начало грандиозному проекту.

«Сад вершаў»

— Мы увидели, что «Сад вершаў» получил много положительных откликов. Решили масштабировать проект, — рассказал студент. — Водную систему на юго-востоке Минска дополнят парки белорусской культуры. Каждый из них отразит одно из ее направлений.

Потому в проекте есть сады музыкальных инструментов, архитектуры, скульптуры, танцев, фольклора и прочие.

— Это позволит создать культурно-образовательный маршрут вдоль Лошицкой водно-зеленой системы. Он наверняка заинтересует гостей и жителей столицы, — считает собеседник.

«Сад узораў»

Путешествуя, скажем, на велосипеде, можно будет изучать культуру во всем ее многообразии. На карте столицы, которую показал нам В. Кашковский, все детально. Например, отмечен «Сад узораў». Его предполагается сформировать в границах ул. С. Есенина, Рафиева и Громова. В скульптурах, архитектурных объектах и даже схемах мощения тротуарной плитки и высадки клумб узнаются элементы белорусского традиционного орнамента. К слову, этот фрагмент проекта финалистов «Минской смены» уже взяла на вооружение администрация Московского.

Сад тканей предлагают создать в границах ул. Маяковского, Чижевских, Якубова, Бородинской.

— Мы старались проанализировать территорию, чтобы максимально раскрыть ее потенциал. Здесь размещается текстильная фабрика, — уточнил В. Кашковский. — В оформлении зоны отдыха предлагаем использовать мотивы белорусской моды, предусмотрены площадка для презентаций товаров дизайнеров и другое.

«Сад нарядов»

На всей протяженности

— «Минская смена» повлияла на мою судьбу. Если бы испугался и не захотел в ней поучаствовать, ссылаясь на занятость, ничего бы не было: ни нынешнего масштабного проекта, ни «Сада вершаў», — поделился студент.

Действительно, за последние два года в жизни талантливого юноши многое изменилось. Он окончил колледж, устроился работать на предприятие «Минскпроект». С сентября — первокурсник БНТУ. Но главное, что парень получил бесценный опыт реализации архитектурного замысла на практике.

Очередная инициатива, победившая в «Минской смене — 2025», масштабнее: молодой человек и его команда разработали концепцию благоустройства двух крупнейших гидротехнических структур. Ребята предложили на территориях Слепянской и Лошицкой водных систем создать сеть парков, объединенных идеей показать глубину и красоту белорусских национальных традиций, достижения производства, науки, культуры. В проекте две архитектурно-ландшафтные концепции, воплощать в жизнь которые можно поэтапно.

Слепянская водная система

Она проходит через восточную часть города и соединяет множество зеленых зон. Команда В. Кашковского предложила благоустроить на ее маршруте 13 тематических парков, которые продемонстрируют достижения нашей страны.

— Каждый участок вдоль Слепянской водной системы посвящен одному из направлений национального прогресса: спорту, науке или культуре. Мы предусмотрели парки олимпийцев, строителей, кино, транспорта, кулинарии, энергетики, писателей и прочие, — пояснил молодой архитектор.

Кстати, «Парк писателей», который вошел в этот перечень, уже обзавелся интересной историей. О ней ниже расскажем подробнее. В целом получившийся маршрут будет поистине просветительским. В каждую зону отдыха ребята предлагают включить образовательные элементы, обучающие площадки, оригинальные архитектурные решения (дегустационные локации, экспозиции под открытым небом и другое).

«Парк писателей»

После презентации грандиозного проекта с ребятами связались представители партии «Белая Русь». Их заинтересовал фрагмент концепции, в частности, «Парк писателей», который, по задумке молодых архитекторов, должен разместиться на зеленой территории возле Национальной библиотеки Беларуси.

— Они выразили готовность помочь в ее реализации. Потому мы более детально проработали архитектурное решение этой локации, — рассказал В. Кашковский.

Кстати, само название парка — идея не ребят. У этой зоны уже есть такое наименование. Соответствующее решение принял Мингорсовет еще в 2017-м. Территория благоустроена, есть отличные пешеходные зоны, места для отдыха. В. Кашковский считает, что, добавив несколько оригинальных элементов и архитектурных решений, эта локация заиграет новыми красками и смыслами, которые будут гармонизировать с наименованием.

Что включает в себя эскизное решение юных авторов? Сама библиотека — символ знаний и огромное книгохранилище. Потому ребята предлагают отразить в зеленой зоне тему литературного наследия.

В конце августа они встретились с писателем Николаем Чергинцом. Он подсказал несколько интересных идей. Воодушевившись, участники «Минской смены» принялись за разработку концепции парка. Выезжали на объект, проводили вертикальную съемку, анализировали топографические материалы, выявляли особенности рельефа. Проект предусматривает создание Аллеи народных поэтов, территории народных писателей, в которых будут размещаться скульптурные композиции, олицетворяющие образы их знаковых произведений. Этакий мир белорусской словесности.

— Реализовать этот этап планируем в сотрудничестве с Белорусским союзом художников. Можно провести скульптурный пленэр или творческий конкурс по созданию композиций, — отметил собеседник.

В 2026 году нашему «алмазу знаний» 20 лет! И ребята предлагают воплотить часть проекта «Парка писателей» к юбилею открытия нового здания Национальной библиотеки.

Список народных поэтов и писателей, чьи произведения воплотят в скульптурах, уже предоставил Союз писателей Беларуси. Среди первых — Янка Купала, Якуб Колас, Петрусь Бровка, Аркадий Кулешов, Максим Танк, Пимен Панченко и Владимир Каризна.

Также в концепции заложена набережная современных литераторов со скульптурами, часть которых предлагают разместить на воде. А центром парка станет ландшафтный театр на 800 мест.

— Представители Союза писателей сказали нам, что такой объект окажется востребованным для проведения культурных мероприятий и творческих вечеров, — заметил В. Кашковский.

К слову, во время работы над «Парком писателей» команда молодых разработчиков встречалась с заслуженным архитектором Республики Беларусь Виктором Крамаренко, одним из авторов проекта Национальной библиотеки. Он, как никто другой, понимал, какой должна быть территория возле знакового здания и с радостью поделился своим видением.

Фото автора и из архива агентства «Минск-Новости»

Самый лучший день: 20 пар заключили семейный союз в отделе ЗАГС в Советском районе

Два десятка пар 25 октября заключили брачный союз в отделе ЗАГС администрации Советского района столицы, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

В администрации отметили, что сегодняшняя дата стала самой востребованной для регистрации брака в октябре. Такой ажиотаж объясняют не только красивой датой «25.10.25», но и тем, что она выпала на самый популярный для торжества день недели — субботу.

В народе было принято считать дождливую погоду в день свадьбы добрым знаком, который сулит счастье, достаток и крепость семейного союза.

Фотофакт. Посмотрели, чем торгуют на «Поле чудес»

На территории «Торгового города «Ждановичи» развернулся уникальный рынок по торговле подержанными товарами — «Поле чудес». Фотокорреспондент агентства «Минск-Новости» запечатлел, что можно там приобрести, как всем известный блошиный рынок выглядит сейчас.

Это место называют блошиным рынком, так как здесь продают вещи, уже бывшие в употреблении. Найти что-то себе по душе нетрудно. Разнообразие товаров привлекает. Отыскать можно даже старинные или уникальные предметы за небольшую цену. Особый интерес «Поле чудес» представляет для коллекционеров: здесь можно приобрести редкие монеты, марки, книги и т. д. Немало на рынке и необычных предметов интерьера: продаются разнообразные статуэтки, граммофоны, самовары, утюги.

Фото Владимира Веткина