Герой и настоящий человек. Вспоминаем, каким был Василий Мичурин
Герой Советского Союза, участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн, полковник в отставке Василий Мичурин скончался на 106-м году жизни, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости». Это был удивительный человек — добрый, жизнерадостный, юморной. Меня всегда поражали ветераны, способные по прошествии десятилетий с точностью до мелочей описывать подробности военных лет. Не был исключением и В. Мичурин. Ветеран всегда был рад гостям, которые приходили навещать его домой, поздравляли заслуженного человека со знаменательными праздниками и днем рождения. В один из таких дней мне довелось пообщаться с Василием Сергеевичем. Было ему тогда 98 лет.
Несмотря на почтенный возраст, он был бодр, с отличной памятью и довольно активен. Хотя здоровье уже не то, что раньше.
— Я не глухой, не нужно кричать на ухо, — строго предупредил при встрече ветеран. — Помоги лучше китель надеть.
Беру в руки парадный мундир. А ведь тяжеловат — награды немало веса добавляют…
— Это еще не все, — заметил Мичурин. — В шкафу еще мешочек с медалями лежит.
Мой взгляд, словно магнит, приковала Звезда Героя.
— Под номером 308! Понял? — поймав мой взгляд, с гордостью произнес Василий Сергеевич. — Уже 74 года ее ношу.
Попутно узнаю, что в Красную армию его призвали осенью 1939 г. В городе Горьком новобранец освоил легендарный пулемет «Максим». В декабре принял присягу и вскоре вместе с другими красноармейцами из 17-й мотострелковой дивизии, отправился на советско-финляндскую войну. Эшелон прибыл в Ленинград. Оттуда в пешем порядке войска двинулись в сторону Карельского перешейка, на передовую.
— Выдали белый маскхалат, а к нему черную шапку, — улыбаясь, вспоминал бывший пулеметчик. — Наша дивизия несла большие потери. 11 февраля вышел приказ о наступлении. Командир взвода вызывает меня и говорит: «Василий, отправишься с пулеметными расчетами на правый фланг». Оборудовали с ребятами огневую позицию в воронке от разорвавшейся 500-килограммовой бомбы, расставили пулеметы. Завязался бой. Командира ранили. Ребята говорят: «Василий, ты постарше нас, бери командование на себя». А я отвечаю: «Хорошо. Но при условии, что не будете курить и матом ругаться». Атаки продолжались всю ночь. В том бою из 15 человек в живых остались двое — я и Александр Королев.
В архивах Белорусского радио сохранилась уникальная запись 1973 года — рассказ Василия Мичурина о своем подвиге.
— Боевые действия закончились. С Финляндией был подписан мирный договор, и бойцы дивизии вернулись в Горький, — продолжил ветеран. — Нашу пулеметную роту определили в бывший клуб металлистов. Я тогда выполнял обязанности старшины. Слышу, дневальный орет во всю Ивановскую: «Смирно!» Оказалось, по мою душу начальство прибыло. Не успел переступить порог комнаты, где политинформацию проводили, как подбежали солдаты, подхватили и с криком «ура!» стали подбрасывать вверх. Я сразу не понял, что случилось. А когда мне сообщили о присвоении звания Героя Советского Союза, сразу не поверил. Ведь в то время героями в основном летчики становились, а я — простой пулеметчик.
27 апреля 1940 г. В. Мичурин прибыл в Кремль. На торжество собрались герои советско-финляндской войны, а также воины, отличившиеся на Дальнем Востоке — в боях на озере Хасан и реке Халхин-Гол.
— К такому событию мне даже новую форму пошили, — отметил с улыбкой отставной полковник. — Калинин, помню, улыбнулся, когда закреплял на моем кителе Звезду. К награде еще полагались купоны на получение 50 рублей ежемесячно. Пожимая мне руку, Михаил Иванович не спешил выпустить ее из своей. А потом вдруг на весь зал заявил: «Василий Сергеевич имеет ответное слово». Я, конечно, такого не ожидал. Поблагодарил Президиум Верховного Совета, товарища Сталина, Политбюро ЦК ВКП(б) за заботу о солдатах, заверил, что и впредь буду достойно выполнять обязанности воина.
Увы, но у почтенного ветерана дважды похищали его награды: вначале пропала медаль «Золотая Звезда», а потом — орден Ленина.
— Только-только переехал в новую квартиру, и тут меня пригласили выступить в школе перед учениками, — вспоминал то время В. Мичурин. — Собирался на встречу и обнаружил, что Звезды-то на пиджаке нет. Исчезла. Сразу понял: грузчики «постарались» во время переезда. В милицию не обращался, решил заказать дубликат. Прошло время. Меня вызывает военный комиссар Минского областного военкомата и спрашивает между делом: «Ну как, Звезда ярко горит?» «Да нет, — говорю, — настоящую украли». А он в ответ: «Погляди сюда — не твоя ли Звезда?» И действительно — моя. Вот только злодеи зачем-то ушко спилили. Нашла ее женщина на одной из железнодорожных станций под Минском и передала в облвоенкомат. Женщину, конечно, отблагодарил — купил хорошую коробку шоколадных конфет и бутылку коньяка. После отправился в ремонтную мастерскую, что в Рабочем переулке, чтобы ушко припаяли. Мастер заявляет, мол, это не золото, не знаю, как паять. Тогда отправился в Дом быта, что возле площади Победы. Там меня заверили, что медаль выполнена из золота. Оставил припаивать ушко, а через неделю забрал. За работу запросили 14 рублей.
На этом злоключения с наградами не закончились. Однажды Василию Сергеевичу позвонил фронтовой друг, тоже Герой Советского Союза, и поинтересовался насчет подлинности его ордена Ленина. Мичурин присмотрелся к награде и понял, что вместо настоящего ордена на кителе — подделка. Тогда и вспомнил, что однажды пришел к нему некий гражданин, представился фотографом, которому якобы поручено сделать снимки для оформления аллеи Героев Советского Союза. Мнимый фотограф на прощание попил чаю и ушел. А орден каким-то образом подменил.
— Тот проходимец до визита ко мне приезжал к моему другу и похитил у него три ордена, — пояснил Василий Сергеевич. — А товарищ, не зная о пропаже, адресовал «фотографа» ко мне. Вскоре преступную группу, промышлявшую хищением и продажей наград, задержали. Однако орден ко мне не вернулся. Жулики успели сбыть его за границу…
Вот таким был наш Василий Сергеевич Мичурин — Герой и настоящий человек!
Коллектив агентства «Минск-Новости» выражает соболезнования родным и близким Героя Советского Союза полковника в отставке Василия Сергеевича Мичурина в связи с его смертью.
Аудио из Telegram-канала «Министерство обороны Республики Беларусь»