1200 90

Герой и настоящий человек. Вспоминаем, каким был Василий Мичурин

Герой Советского Союза, участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн, полковник в отставке Василий Мичурин скончался на 106-м году жизни, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости». Это был удивительный человек — добрый, жизнерадостный, юморной. Меня всегда поражали ветераны, способные по прошествии десятилетий с точностью до мелочей описывать подробности военных лет. Не был исключением и В. Мичурин. Ветеран всегда был рад гостям, которые приходили навещать его домой, поздравляли заслуженного человека со знаменательными праздниками и днем рождения. В один из таких дней мне довелось пообщаться с Василием Сергеевичем. Было ему тогда 98 лет.

Василий МичуринНесмотря на почтенный возраст, он был бодр, с отличной памятью и довольно активен. Хотя здоровье уже не то, что раньше.

Я не глухой, не нужно кричать на ухо, — строго предупредил при встрече ветеран. — Помоги лучше китель надеть.

Беру в руки парадный мундир. А ведь тяжеловат — награды немало веса добавляют…

— Это еще не все, — заметил Мичурин. — В шкафу еще мешочек с медалями лежит.

Мой взгляд, словно магнит, приковала Звезда Героя.

Под номером 308! Понял? — поймав мой взгляд, с гордостью произнес Василий Сергеевич. — Уже 74 года ее ношу.

Попутно узнаю, что в Красную армию его призвали осенью 1939 г. В городе Горьком новобранец освоил легендарный пулемет «Максим». В декабре принял присягу и вскоре вместе с другими красноармейцами из 17-й мотострелковой дивизии, отправился на советско-финляндскую войну. Эшелон прибыл в Ленинград. Оттуда в пешем порядке войска двинулись в сторону Карельского перешейка, на передовую.

Выдали белый маскхалат, а к нему черную шапку, — улыбаясь, вспоминал бывший пулеметчик. — Наша дивизия несла большие потери. 11 февраля вышел приказ о наступлении. Командир взвода вызывает меня и говорит: «Василий, отправишься с пулеметными расчетами на правый фланг». Оборудовали с ребятами огневую позицию в воронке от разорвавшейся 500-килограммовой бомбы, расставили пулеметы. Завязался бой. Командира ранили. Ребята говорят: «Василий, ты постарше нас, бери командование на себя». А я отвечаю: «Хорошо. Но при условии, что не будете курить и матом ругаться». Атаки продолжались всю ночь. В том бою из 15 человек в живых остались двое — я и Александр Королев.

В архивах Белорусского радио сохранилась уникальная запись 1973 года — рассказ Василия Мичурина о своем подвиге.

 

Боевые действия закончились. С Финляндией был подписан мирный договор, и бойцы дивизии вернулись в Горький, — продолжил ветеран. — Нашу пулеметную роту определили в бывший клуб металлистов. Я тогда выполнял обязанности старшины. Слышу, дневальный орет во всю Ивановскую: «Смирно!» Оказалось, по мою душу начальство прибыло. Не успел переступить порог комнаты, где политинформацию проводили, как подбежали солдаты, подхватили и с криком «ура!» стали подбрасывать вверх. Я сразу не понял, что случилось. А когда мне сообщили о присвоении звания Героя Советского Союза, сразу не поверил. Ведь в то время героями в основном летчики становились, а я — простой пулеметчик.

27 апреля 1940 г. В. Мичурин прибыл в Кремль. На торжество собрались герои советско-финляндской войны, а также воины, отличившиеся на Дальнем Востоке — в боях на озере Хасан и реке Халхин-Гол.

К такому событию мне даже новую форму пошили, — отметил с улыбкой отставной полковник. — Калинин, помню, улыбнулся, когда закреплял на моем кителе Звезду. К награде еще полагались купоны на получение 50 рублей ежемесячно. Пожимая мне руку, Михаил Иванович не спешил выпустить ее из своей. А потом вдруг на весь зал заявил: «Василий Сергеевич имеет ответное слово». Я, конечно, такого не ожидал. Поблагодарил Президиум Верховного Совета, товарища Сталина, Политбюро ЦК ВКП(б) за заботу о солдатах, заверил, что и впредь буду достойно выполнять обязанности воина.

Увы, но у почтенного ветерана дважды похищали его награды: вначале пропала медаль «Золотая Звезда», а потом — орден Ленина.

Только-только переехал в новую квартиру, и тут меня пригласили выступить в школе перед учениками, — вспоминал то время В. Мичурин. — Собирался на встречу и обнаружил, что Звезды-то на пиджаке нет. Исчезла. Сразу понял: грузчики «постарались» во время переезда. В милицию не обращался, решил заказать дубликат. Прошло время. Меня вызывает военный комиссар Минского областного военкомата и спрашивает между делом: «Ну как, Звезда ярко горит?» «Да нет, — говорю, — настоящую украли». А он в ответ: «Погляди сюда — не твоя ли Звезда?» И действительно — моя. Вот только злодеи зачем-то ушко спилили. Нашла ее женщина на одной из железнодорожных станций под Минском и передала в облвоенкомат. Женщину, конечно, отблагодарил — купил хорошую коробку шоколадных конфет и бутылку коньяка. После отправился в ремонтную мастерскую, что в Рабочем переулке, чтобы ушко припаяли. Мастер заявляет, мол, это не золото, не знаю, как паять. Тогда отправился в Дом быта, что возле площади Победы. Там меня заверили, что медаль выполнена из золота. Оставил припаивать ушко, а через неделю забрал. За работу запросили 14 рублей.

Портрет ветеранаПортрет ветерана

На этом злоключения с наградами не закончились. Однажды Василию Сергеевичу позвонил фронтовой друг, тоже Герой Советского Союза, и поинтересовался насчет подлинности его ордена Ленина. Мичурин присмотрелся к награде и понял, что вместо настоящего ордена на кителе — подделка. Тогда и вспомнил, что однажды пришел к нему некий гражданин, представился фотографом, которому якобы поручено сделать снимки для оформления аллеи Героев Советского Союза. Мнимый фотограф на прощание попил чаю и ушел. А орден каким-то образом подменил.

Тот проходимец до визита ко мне приезжал к моему другу и похитил у него три ордена, — пояснил Василий Сергеевич. — А товарищ, не зная о пропаже, адресовал «фотографа» ко мне. Вскоре преступную группу, промышлявшую хищением и продажей наград, задержали. Однако орден ко мне не вернулся. Жулики успели сбыть его за границу…

Вот таким был наш Василий Сергеевич Мичурин — Герой и настоящий человек!

Коллектив агентства «Минск-Новости» выражает соболезнования родным и близким Героя Советского Союза полковника в отставке Василия Сергеевича Мичурина в связи с его смертью.

Аудио из Telegram-канала «Министерство обороны Республики Беларусь»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.