Гитлеровцы думали, что против них действует дивизия диверсантов. Чем прославилась особая группа Мирковского
Дерзкие операции в тылу врага и ни одного погибшего. Особая группа Мирковского в годы войны была изобретательнее режиссеров блокбастеров. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Круче любого кино
Житомир. Конец апреля 1943 года. В разгар дня неожиданно взорвалась единственная городская электростанция. Через 45 минут на воздух взлетело здание городского телеграфа. Поймать лазутчиков не удалось. Руководитель аппарата оккупационной администрации гебитскомиссар Мегис в ярости. Он немедленно созывает совещание. В кабинете собираются главы местного отделения гестапо, полиции и другие управленцы карательных органов города и района. Едва Мегис начал произносить свою нервную речь о необходимости немедленно поймать террористов, в его столе взорвалась заложенная заранее мина. Все присутствующие фашисты погибли.
А взрывы продолжали греметь. Взлетела на воздух редакция главной местной газеты националистов «Голос Волыни». Гитлеровцы паниковали.
Операция продолжалась. Пользуясь растерянностью фашистов, неизвестные в составе четырех человек ворвались в зал офицерской столовой, схватили капитана войск СС Фохта Армина с секретными документами и на его машине увезли в неизвестном направлении.
На следующий день те же неизвестные, переодетые в немецкую форму, вошли в здание комендатуры, потом в кабинет коменданта капитана фон Динштейна, быстро зачитали ему приговор на немецком и расстреляли.
В это время в другой части Житомира раздались взрывы на нефтебазе, аэродроме, водонапорной станции. Уцелевшие немецкие офицеры, понимая, что не могут справиться с нападающими, вызвали из города Фастова эшелон с подкреплением. Но он не доехал. Поезд взорвали всё те же неизвестные, расстреляв из пулеметов выпрыгивавших из горящих вагонов гитлеровцев…
Всё описанное выше не отрывок из романа, не сюжет приключенческого военного фильма, а описание реальной операции под названием «Первомайский подарок». Ее провела разведывательно-диверсионная группа «Ходоки», которой командовал наш земляк, Герой Советского Союза Евгений Мирковский. За его голову фашисты назначили награду 50 тысяч рейхсмарок. Чтобы понять степень ярости гитлеровцев, вот вам пример: первый из изобретенных автомобилей марки Volkswagen в Германии тогда стоил 1,5 тысячи рейхсмарок.
В неспокойном Минске
Родился Евгений Иванович 31 января 1904 года в Минске. После 1917-го город переходил из рук в руки. Его оккупировала то германская армия, то польская. Все эти потрясения Мирковский пережил подростком. Мальчишки на улицах в раннем возрасте успевали подержать в руках оружие. На полях сражений его было полно. Видели и передвижение армий. Евгений хорошо запомнил: 11 июля 1920 года, когда ему уже исполнилось 16 лет, Красная армия освободила Минск. Началось становление советской власти. Он думал о службе в войсках, об их силе, способной менять политический строй. Но пока был слишком юн для призыва. Парень работал слесарем, а еще заливал бетон, строя фундаменты. И только в 1927 году его призвали в пограничные войска на западную границу. Стоит напомнить: она тогда находилась в 40 км от Минска. В погранотряде он понял, что хочет посвятить жизнь армии не только из романтических или идейных соображений. Армия, в отличие от многих гражданских профессий в те годы, могла обеспечить быт, стабильность и удовлетворительное материальное положение. Поэтому Евгений поступил в Объединенную белорусскую военную школу. Окончил ее в 1932 году, продолжил пограничную службу. В 1939-м участвовал в освобождении Западной Белоруссии. Границы республики расширились на 400 км вглубь. Мирковский продолжил служить в погранвойсках.
Дерзкие и неуловимые
Весной 1941 года для дальнейшего продвижения по службе решил поступать в Военную академию имени М. В. Фрунзе. Приехал в Москву. Но в июне началась война. Планы резко изменились. Поскольку до этих событий Евгений много времени посвящал изучению польского, немецкого и даже молдавского языков, руководство НКВД назначило его командиром отряда Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД СССР. Команда вылетела за линию фронта. Задачей стала организация диверсий на отрезках железнодорожных путей в оккупированных Белоруссии, Украине, Молдавии, через которые наступавшие немцы везли много техники на Восток. Выполнив задание, в октябре группа вернулась в столицу и участвовала в обороне Москвы.
14 марта 1942 года разведывательно-диверсионный отряд под командованием Мирковского вновь забросили в тыл врага. Ему присвоили оперативное название «Ходоки». Сначала в составе числились всего 15 человек. Все спортсмены. Команда пешком и на захваченной технике (типа Opel Kadett K38) передвигалась по линии Орловской, Черниговской, Житомирской, Волынской, Киевской, Ровенской, Гомельской и Брестской областей, взрывая мосты и складские военные объекты противника. С 15 марта 1942 года по 20 августа 1944-го в 39 открытых боях группа уничтожила 3 959 офицеров и солдат армии противника. 48 эшелонов были пущены под откос. Взорваны 3 бронепоезда, 75 танков. 20 раз специалисты отряда уничтожали участки подземного кабеля, соединявшего Берлин с фронтом. В Центр передавались разведывательные данные.
Постепенно команда расширялась. Из числа партизан в нее принимали новых людей. Наконец, переросла в партизанский отряд имени Ф. Э. Дзержинского численностью около 300 человек. Немцы же были убеждены, что вдоль линии фронта действует целая дивизия (12 тысяч диверсантов). Мирковский не брал в отряд всех подряд. Только бойцов спортивного телосложения, выносливых, молодых. Все вылазки отличались дерзостью. Зимой шли по одной лыжне, летом след в след. Обнаружить их не получалось. Враг так и не смог взять в плен ни одного человека из отряда либо внедрить агента.
Разные методы
Нередко в своих операциях Евгений использовал природную смекалку и житейскую мудрость. Например, препятствуя восстановлению оккупантами стратегически важной железнодорожной ветки Овруч — Чернигов, он понимал, что фашистский охранный полк — 1 500 человек с минометами и бронетехникой — его команде не по зубам. Узнал, что обер-ефрейтор захаживает к местной замужней дамочке, а ее муж-железнодорожник ревнует, но сделать ничего не может. Мирковский вышел на него, познакомился, предложил помочь ревнивцу. Ночью с группой бойцов они застукали обер-ефрейтора с неверной женой и надавили на испуганного фашиста. Тот, будучи начальником охраны, отдал приказ сместить часовых. Их места заняли переодетые в немецкую форму люди из отряда партизан. Когда наступила глубокая ночь, казарму охранного полка, где спали солдаты, забросали гранатами. Нейтрализовали офицеров. А 200 венгров, работавших на восстановлении железнодорожных путей, отпустили домой, снабдив провизией с немецкого склада.
В конце 1944 года Евгений Иванович вернулся в Москву. Получил звание полковника. А уже в феврале 1945-го с группой из 16 человек охотился за бандами националистов в Западной Украине. В лоб не действовали, внедрялись, выдавая себя за своих, уничтожали главарей. Для ликвидации больших групп вызывали подкрепление.
В 1990-е в некоторых журналах опубликовали произведение Игоря Акимова «Пятнадцать тысяч дней спустя» на основе архивных материалов. В нем отчасти с художественным вымыслом описано, что делал Мирковский в Украине в 1945 году. К повести был короткий комментарий самого разведчика: «Специфика моей группы была такова, что мы подчинялись непосредственно Москве. Местные органы госбезопасности даже не подозревали о нашем существовании… Ведь и среди них могли быть скрытые сторонники националистов. Связь осуществлялась по рации. Через Москву мы получали всю информацию. Через Москву вызывали и офицеров связи, которые имели полномочия поднять нам в помощь местные части НКВД, прислать машины, чтобы вывезти пленных или раненых, пополнить нас боеприпасами».
В начале 1950-х Мирковский занял должность советника МВД СССР при Службе госбезопасности Албании. Потом возглавлял 13-й разведывательно-диверсионный отдел Первого главного управления КГБ СССР.
Но наступили перемены. От разведчиков сталинского призыва избавлялись. В 1955 году 50-летнего офицера отправили на пенсию. Он прожил еще 37 лет и, кроме двух немногословных статей в журнале «Пограничник» о службе в погранвойсках до войны, интервью о своем легендарном прошлом не давал.
Постскриптум
Народный «Жук»
Осенью 1933 года еще не развязавший массовый геноцид и убийство миллионов Гитлер ловко совмещал поиск врагов рейха с поиском народной любви. В одном из отелей он собрал двух успешных в Германии автопроизводителей — представителя Daimler-Benz Якоба Верлина и конструктора Фердинанда Порше. Рейхсканцлер благодушно заявил: хочу, чтобы каждый рабочий мог позволить себе приобрести машину. Поскольку уже существующие автомобили на рынке дороговаты, то дешевые и хорошие необходимо создать. Адольф вспомнил, что был художником, и прямо там во время разговора набросал эскиз будущей машины. Предложил название: «Volkswagen» — «народный автомобиль». Основные условия — качественный, недорогой. Машина не должна продаваться дороже мотоцикла с коляской. То есть цена — не более 1 000 рейхсмарок. Производители почесали затылки и разошлись.
Порше на основе ранее разработанной им машины Porsche Typ 60 сделал чертежи «народного автомобиля» и 17 января 1934 года переслал бумаги в рейхсканцелярию.
Процесс создания машины с нуля долог. Только к 1936-м построили прототипы. В 1938 году рядом с городом Фаллерслебен начали возводить завод. К 1939-му выпустили демонстрационные модели. Выйти на цену в 1 000 рейхсмарок не сумели. Установили минимум — 1 550, так как производство стало бы убыточным.
К этому времени мысли о счастливых рабочих за рулем своих машин улетучились из головы фюрера, он вовсю размахивал мечем реваншизма, мстил за беды Веймарской республики. Оккупировал Чехословакию, включил Австрию в состав Германии. Вскоре развязал Вторую мировую войну. Поэтому «народный автомобиль» в предвоенные годы так и не успел дойти до широкого потребителя. Зато на его базе разработали многоцелевую машину VW Typ 82 для военных нужд, а также амфибию. Автомобили закупала армия.
После поражения Германии завод оказался в британской оккупационной зоне. Англичане инвестировали в восстановление производства. В 1945-м с конвейера сошли первые 55 машин. Марка теперь называлась Volkswagen Käfer, в переводе «жук». Надо же такому случиться: автомобиль, задуманный Гитлером, стал символом свободы и демократии в Европе в 1950–1960-е, а еще самым массовым в истории, обогнав американский Ford Model T. Всего произвели 21 529 464 машины с улыбающимся капотом и распахнутыми фарами-глазками. Почти без пересмотра базовой конструкции его выпускали до 2003 года в Мексике! Любопытно, что в СССР в 1966-м решили приобрести лицензию на производство легкового авто и рассматривали «Жук» как один из вариантов. Но по некоторым причинам, в том числе политическим, купили документацию на линию изготовления Fiat 124, который стал «Жигулями».
Брат-близнец
Первый Opel Kadett произвели на заводе в Рюссельсхайме (Германия) в декабре 1936 года. Его стоимость — 2 100 рейхсмарок. Средняя зарплата немецкого рабочего в ту пору — 170 рейхсмарок. Машину считали малолитражной. Сейчас на ее багажнике стояло бы обозначение 1,0, так как объем двигателя составлял всего 1 074 см3. Зато у авто был цельнометаллический кузов. Тогда кузова многих машин частично делали из дерева. Транспорт широко использовался в армии под своей маркой «Кадет», означающей младший офицерский чин. От более ранних авто его отличали фары, не торчавшие по бокам, а интегрированные в кузов.
После войны завод оказался в американской оккупационной зоне. В качестве военных репараций СССР запросил документацию и конвейер, штампы для изготовления запчастей Opel Kadett. Однако выяснилось: после бомбежек мало что уцелело. Советские специалисты разбирали трофейные образцы машины и создавали документацию и оборудование для производства заново на Московском заводе малолитражных автомобилей. Так в СССР появилась первая массовая легковушка, продававшаяся для индивидуального использования, — «Москвич-400». Ее выпускали до 1954-го. Потом внесли небольшие изменения и производили еще два года под маркой «Москвич-401». На базе автомобиля кроме привычной модификации изготавливали фургоны и кабриолеты. Машина стоила 9 000 рублей — это примерно годовая зарплата рядового инженера.
Еще материалы рубрики:
Строил «Магнитку» и «Азовсталь». Трагическая история жизни генерала индустриализации Якова Гугеля
Жизнь и смерть Михаила Кольцова. Как сложилась судьба любимого журналиста Иосифа Сталина
Как цикл фильмов «Государственная граница» спас актера Владимира Новикова от тюрьмы
Обломок старого мира. Перипетии творческой судьбы прославленного режиссера Фридриха Эрмлера