1200 90

Год назад под Барановичами потерпел крушение военный самолет. Вспоминаем героев

Под Барановичами ровно год назад потерпел крушение военный самолет. Оба пилота – летчик первого класса майор Андрей Ничипорчик и лейтенант Никита Куконенко погибли. Подробнее об этой трагедии – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

8 1

Что случилось

Экипаж 116-й штурмовой авиационной базы 19 мая 2021 г. выполнял обычный учебно-тренировочный полет, приводит факты корреспондент агентства «Минск-Новости». По данным следствия, в 12:32 в Барановичский ГОВД поступило сообщение о падении учебно-боевого самолета Як-130 на ул. Розы Люксембург в частном секторе. Экипаж обнаружил техническую неисправность. Пилоты стремились увести самолет от населенного пункта и, убедившись, что траектория падения самолета находится вне жилых домов, катапультировались. От полученных травм оба пилота скончались на месте. На место крушения незамедлительно выехала следственно-оперативная группа.

1 10

7 3

Кто пилотировал

2 10

Летчик первого класса майор Андрей Ничипорчик родился в Поставах 17 октября 1987 г. в семье военного летчика-снайпера. Окончил авиационный факультет Военной академии Беларуси в 2010 г. Был подготовлен к выполнению боевых задач днем и ночью во всех метеорологических условиях. С 2016 г. служил инструктором — готовил к полетам на Як-130 молодых пилотов. Участвовал в выполнении сложнейшего вида летной подготовки — посадки на аэродромный участок дороги самолета Як-130. Принимал участие в воздушных парадах, демонстрационных полетах. Неоднократно участвовал в учениях и международных конкурсах в Беларуси и за рубежом. Освоил Як-52, Л-39, Су-25, Як-130. В авиабазе его знали как терпеливого и внимательного инструктора, любящего небо и курсантов.

3 6

Лейтенант Никита Куконенко родился 18 сентября 1998 г. в Полоцке. Выпускник Полоцкого кадетского училища. С детства мечтал о небе. В 2020 г. окончил авиационный факультет Военной академии Беларуси. В этом же году начал службу на Лидской штурмовой авиабазе. Освоил Л-39 и Як-130.

Что за техника

4 3

5 2

Первую партию этих учебно-боевых самолетов лидские авиаторы получили в 2015 г. Уже в следующем году на Як-130 успешно выполнены пуски управляемых ракет «воздух-воздух», отработано применение высокоточного оружия. Экипажи задействовались в учениях на полигоне Ашулук Российской Федерации, а также в парадах войск Минского гарнизона.

Современное оборудование кабины, комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяют применять эти самолеты в качестве штурмовика и истребителя не только в ходе обучения летного состава, но и при решении боевых задач.

Что рассказали самописцы

О первых результатах расшифровки данных бортовых самописцев потерпевшего крушение самолета Як-130 рассказал командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси Игорь Голуб:

— По предварительным, первым результатам расшифровки черных ящиков уже достоверно могу сказать: экипаж после возникновения аварийной ситуации доложил руководителю полетов об отказе системы управления. В данной ситуации согласно требованию руководящих документов экипаж обязан был покинуть самолет — катапультироваться. Руководитель полетов не менее 10 раз в эфир подал команду: «Катапультируйся! Катапультируйся! Прыгай!». В это время самолет перешел в неуправляемое хаотичное движение, и его траектория начала уклоняться влево, то есть в сторону города.

Экипаж не покинул самолет, продолжал бороться, и ему удалось перейти на резервную систему управления. В данном случае резервная система позволила стабилизировать только направление полета, и экипажу удавалось изменять направление полета, но не высоту — высота продолжала интенсивно падать. Как показывают средства объективного контроля, от момента создания аварийной ситуации до падения самолета в точку прошло чуть более минуты.

В этих условиях неимоверными усилиями на высоте порядка 50 м экипажу удалось выровнять, стабилизировать направление полета и направить самолет в ту единственную точку, которая была вне жилых построек. К сожалению, уже перед гарантированным падением в эту точку экипажу не хватило высоты, чтобы безопасно покинуть самолет. Экипаж проявил самые лучшие качества белорусских военных — он до конца выполнял свой воинский долг, ценой своей жизни спас жизни мирных граждан.

Причина трагедии

9 1

Главным следственным управлением Следственного комитета возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 465 («Нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц») Уголовного кодекса Республики Беларусь. В октябре 2021 г. следователи назвали точную причину крушения самолета Як-130 под Барановичами. Причиной трагедии стал отказ системы управления самолетом. Допрошены более 100 человек, изучены все документы, проанализированы переговоры летчиков и диспетчеров, а также видеозаписи происшествия. Ситуация развивалась в течение 40 секунд, и летчики до последнего пытались увести самолет от города. Решение катапультироваться они приняли за доли секунды до трагедии, убедившись, что самолет не заденет жилые дома.

Достойно проводили

17 2

18 1

Траурная церемония прощания с погибшими летчиками А. Ничипорчиком и Н. Куконенко состоялась в Барановичах на аэродроме 61-й авиабазы. Почтить память пилотов собрались военнослужащие авиабазы, представители руководства города.

10 1

11 1

12 2

Также в местном храме Жен-Мироносиц прошла панихида по погибшим летчикам. Сотни горожан в память о героях зажигали свечи и лампадки, приносили цветы.

13 3

14 4

15 1

16 3

Церемония прощания с погибшими при крушении самолета летчиками прошла и в Лиде, где они служили. Министр обороны Виктор Хренин тогда сказал:

— Сегодня мы прощаемся с нашими героями. Случившееся непоправимо, но память о летчиках и их подвиге навсегда останется в наших сердцах. Ребята не покинули практически неуправляемый самолет и отвели его от жилых домов, тем самым удалось избежать непоправимого. Этот поступок говорит о том, что в наших Вооруженных Силах служат сильные духом и мужественные люди. Сегодня сказаны слова соболезнования семьям погибших от имени Президента Республики Беларусь и от всех военнослужащих Министерства обороны.

Отмечены наградами

22 1

23

24

Глава государства Александр Лукашенко во Дворце Независимости 17 декабря 2021 г. вручил семьям погибших летчиков высшие награды страны. Медали Героя Беларуси вручены родственникам А. Ничипорчика и Н. Куконенко. Они посмертно удостоены этой высокой награды за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга.

Останутся в памяти

«О них можно говорить много, они молодцы, ценой своей жизни спасли других людей, уводя практически неуправляемый самолет от частного сектора, — говорят сослуживцы. — Парни не погибли. Они просто улетели и не вернулись. Мы одна семья…»

19 1

Телекомпания «ВоенТВ» подготовила фильм к годовщине подвига летчиков «Город под нами». Они улетели навсегда. Но память о них будет жить вечно: в улыбках детей Андрея Ничипорчика и солнечных лучах, которые так напоминают Никиту Куконенко. Фильм можно посмотреть 19 мая в 20:50 на телеканале СТВ, а также на YouTube-канале телекомпании «ВоенТВ».

Фото Министерства обороны Беларуси, БелТА и из интернета

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В Беларусь с начала года прибыли более 122 тыс. граждан Украины — ГПК

С начала 2024 года в Беларусь прибыли 122 113 граждан Украины, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в ГПК.

236873 08 900x600 1

Фото носит иллюстративный характер

В республику из Украины въехали 56 человек, транзитом через Польшу — 97 380, через Литву — 22 908, через Латвию — 1 769.

Всего с 24 февраля 2022 года в Беларусь с украинской территории приехали 268 605 граждан: через украинско-белорусскую границу — 15 974, транзитом через Польшу — 195 168, через Литву — 51 158, через Латвию — 6 305.

Подготовила Мария Аносова

Проблемы с хлебом в Марьиной Горке, отсутствие безглютеновой муки. Минчане жаловались в профсоюз

Общественная приемная по вопросам цен и качества товаров Минского городского объединения профсоюзов принимала обращения потребителей 21 ноября. Какие проблемы поднимали горожане — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

магазин

Фото носит иллюстративный характер

В общественную приемную по вопросам цен и качества товаров поступили звонки со всех регионов страны. В частности, жители Марьиной Горки жаловались на постоянное отсутствие свежего хлеба. Гражданка обращалась к директорам магазинов с вопросом и получала в ответ: «Ну так привозят». Кроме того, жаловались на низкое качество и ограниченный ассортимент мяса.

Дозвонилась в профсоюз гражданка В., чей ребенок страдает детским церебральным параличом и аллергией на глютен. Женщина сообщила, что в магазинах отсутствует безглютеновая альтернативная мука (рисовая, гречневая, кукурузная) белорусского производства.

— Живу в Боровлянах и не могу найти данный товар в близлежащих торговых объектах. Вынуждена объезжать район. Муки нет, — констатировала обратившаяся.

Женщина попросила правительство и профсоюзы обратить внимание на проблемы детей с подобными потребностями. Организовать правильное питание для ребенка с непростым диагнозом становится все более сложной задачей.

— Главная проблема заключается в отсутствии данной муки именно отечественного производства в магазинах Минска и Минского района. Она более доступна по цене и отличается отменным качеством, — заметила гражданка.

Также в профсоюз было направлено коллективное обращение от жителей не только Минска и Минской области, но и других регионов Беларуси. Граждане пожаловались на изготовителя мебели, который недобросовестно исполнял договорные обязательства. Данная ситуация будет детально проанализирована.

Традиционно, общественные профсоюзные приемные по вопросам цен и качества товаров работают каждый первый и третий четверг месяца. Но дожидаться этих дат необязательно. Можно оставить сообщение на интернет-портале Федерации профсоюзов 1prof.by в специальной форме «Сообщить о ситуации с ценами».