Горький хлеб оккупации. Как минские подпольщики противостояли немцам на пекарнях и заводах
С первых дней оккупации Минска на хлебозаводах и пекарнях формировались подпольные группы. Как действовали бесстрашные горожане и чьи имена стали частью истории столичного подполья — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Что можно было успеть за пять дней
Гитлеровцы захватили Минск уже на пятый день войны. Однако вплоть до 28 июня 1941-го в 1-й механической пекарне (сейчас это старейший столичный хлебозавод № 2) не прекращалась работа: специалисты выпекали хлеб и старались выдерживать трудовой ритм мирного времени. Но долго так продолжаться не могло. Оккупанты продвигались по территории республики с дьявольской скоростью. Бомбы падали все ближе к зданию, и прозвучала классическая команда: «Спасайся кто может!» Однако уйти из города было уже почти невозможно.
1-я механическая пекарня. Группа Бочарова
Фашисты начали использовать 1-ю механическую пекарню, а также хлебозаводы № 1 (закрыт в 2016 г., располагался в Раковском предместье. — Прим. авт.) и «Автомат» для своих нужд. Помимо пленных на производства вернулись пекари, которые по тем или иным причинам не сумели уйти из города на восток. Кто-то скажет, что стихийно, но, даже если бегло ознакомиться с книгами Ивана Новикова о минском подполье, можно согласиться с очевидностью одного факта: на ведущих столичных предприятиях, в частности на хлебозаводах, вокруг патриотически настроенных советских рабочих организованно стали формироваться подпольные группы. В них каждый занимался чем может: тиражировали и распространяли листовки, выводили за пределы города военнопленных, помогали собирать оружие и медикаменты, продовольствие и развединформацию для партизан.
И это не просто слова для дежурной политинформации. Под этим делом, как писал поэт Некрасов несколько по иному поводу, струилась кровь. Уже в августе 1941-го в 1-й механической пекарне начала действовать антифашистская подпольная группа. Ее возглавил Василий Бочаров. Подразделение было небольшим — всего 16 человек. Однако сегодня доподлинно известно, что его действия нанесли ощутимый урон врагу. В память о том времени на фасаде нынешнего хлебозавода № 2 еще четверть века назад, в декабре 1999-го, установили мемориальный знак. Надпись на нем гласит: «У гэтым будынку са жніўня 1941 года па май 1943 года дзейнічала антыфашысцкая група пад кіраўніцтвам Бачарава Васілія Міхайлавіча».
«Автомат». Группы Ивашкевича и Кедышко
На хлебозаводе «Автомат» действовали несколько подпольных организаций. Одной из первых там начала формироваться хорошо законспирированная подпольная группа молодого специалиста Антона Ивашкевича. Для узкого круга соратников он был признанным лидером подполья. А вот для многих минчан долгое время, вплоть до своего ареста, являлся фашистским прихвостнем со всеми вытекающими последствиями. Но на самом деле Ивашкевича разоблачили, схватили, жутко истязали в гестапо, однако он себя не выдал. Его вина для оккупантов была неочевидна. Только этим можно объяснить тот факт, что Антона не казнили, а бросили в концлагерь. Ему чудом удалось выжить и встретить Победу.
В книге очерков о героях-патриотах есть документальная повесть Григория Шапиро «Бойцы подполья». В ней автор рассказывает о подпольной деятельности ребят с хлебозавода «Автомат». В дарственной надписи на книге А. Ивашкевич написал, заметно волнуясь: «Дорогие Товарищи! Помните и никогда не забывайте, что в годы Великой Отечественной войны на вашем хлебозаводе, не щадя себя, действовала подпольная группа во имя вашего светлого будущего!»
Отдельная история связывает «Автомат» со знаменитым подпольщиком Николаем Кедышко. Этому совсем еще молодому человеку, погибшему в 20 с небольшим лет, на хлебозаводе удалось сформировать комсомольскую подпольную группу. К 1943 году она насчитывала до 300 человек. К сожалению, Кедышко и многих парней из его группы выявило гестапо. Сам же Николай попал в засаду и погиб 7 ноября 1943-го. В 1965 году, к 20-летию Великой Победы, за проявленные мужество и героизм ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Хлебозавод № 1. Группа Лобика
На хлебозаводе № 1 была сформирована подпольная группа во главе с Лобиком (имя этого человека не сохранилось). Она снабжала партизан хлебом и тайно доставляла провизию на территорию Минского гетто. Однако это подпольное подразделение предал какой-то доморощенный иуда. Всех подпольщиков расстреляли после пыток прямо на территории завода.
Летом 1944 года, в дни отступления немцев, члены подпольных групп и организаций препятствовали ликвидации промышленных и административных зданий. Они не давали вывозить и уничтожать награбленное захватчиками имущество и продовольствие. Благодаря их вмешательству гитлеровцы не успели взорвать заминированный хлебозавод «Автомат» — при его осмотре советские саперы обнаружили и обезвредили 6 т тола. Хлебозаводу № 1 и мехпекарне повезло меньше: их взорвали, пусть и частично. При этом оборудование педантичные немцы либо вывели из строя, либо же вывезли в фатерлянд. Однако это уже ничего не могло решить.
После освобождения в Минске в первую очередь восстанавливали хлебозаводы. На них возвращались работники и горячо брались за дело. Но прежде, чем приступить к хлебопечению, им приходилось в адски сложных условиях возрождать производства.
Город восставал из руин стремительными темпами, в нем появлялись новые предприятия, в том числе хлебозаводы. В советские времена родилась уважительная пословица: «Минск на семи заводах как Рим на семи холмах». Правда, сегодня их осталось шесть. Однако главное не количество производств, а то, что там выпекают продукцию для мирной, спокойной, независимой и родной Беларуси — страны, которая никому и ни при каких условиях не позволит предложить себе горький оккупационный хлеб.