«Горящие головы» и Кэрри Брэдшоу в виде капибары: в Минске открылся «Осенний салон 2024»
«Осенний салон 2024» открылся в столичном Дворце искусства 6 сентября. Масло и маркеры, титан и стекло, пайетки и поталь, лего и смальта — юбилейная 10-я выставка-продажа насыщена текстурами и техниками. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Львиную долю экспозиции, закономерно, составляют полотна. Новички и маэстро, свежие имена и прославленные на весь мир авторы. Те, чьи работы сияли на парижских салонах.
— В основную цель, которую всегда ставит перед собой «Осенний салон» — открытие новых имен и поддержка молодых художников, мы решили вплести историю парижских выставок, — подчеркивает руководитель проекта Александр Зинкевич. — Эта преемственность и самих престижных французских выставок прошлых веков, и авторов-участников встречает гостей в холле — информационными панно с работами Дега и Моне, Мане и Делакруа. И продолжается в зале «Арт-Беларусь».
Сам зал ненавязчиво и по-французски деликатно транслирует тот самый флер, под сенью Эйфелевой башни. Последняя представлена в виде уменьшенной, но все равно внушительной копии.
К вопросу про внушительность: лейтмотив всего пространства второго этажа Дворца искусства — это про монументальность. Рушники в 2,5 м длиной из керамика и витражного стекла от Анастасии Чадий. Двухметровая композиция «Путь» из дерева и бронзы Фёдора Шурмелева, глубокие и глубинные работы Виктории Богуш, с буквальным погружением в картину.
С учетом заявленной в концепции преемственности, особое звучание приобретают работы Полины Белой «Чорная Панна Нясвiжа» и «Раскiданае гняздо», где абрисы и профили причудливо играют смальтой и стеклом, деревом и натуральным камнем.
— Это дипломная работа, она восхищает мастерством исполнения, стилевыми и технологичными находками, — комментирует А. Зинкевич.
К слову, про смальту — материал абсолютно не новый для людей искусства. Но при этом невероятно манкий для созерцания, если говорить о зрителях, и любителях.
— Та же смальта или вписанная в картину мозаика только кажутся непривычными, на самом деле эти техники имеют вековые традиции, — продолжает мысль А. Зинкевич. — Другой дело, что раньше любители могли познакомиться с ними только через посещение храмов. А сейчас это стало доступно широкой публике: благодаря тому, что монументальные техники выводят в более камерное пространство.
Работ с мозаикой и ее включениями мало, равно как и со смальтой. В общем объеме экспозиции преобладает живопись.
А. Зинкевич искренне советует оценить триптих Василисы Василевской «Горящее» и попытаться ощутить энергию, которая исходит от «горящих голов».
Напротив — совершенно иная, но с исключительным послевкусием работа Эльмиры Мухтаровой с названием «Сегодня ночью». Словами описать сложно — все они кажутся слишком тяжеловесными. Лучше взгляните на видео.
Работу, к слову, забронировали за сутки до открытия «Осеннего салона» и приобрести ее не получится.
Среди новых имен — много знакомых лиц. Тот же Ян Малевич с его знаменитой палитрой синего цвета. Или Ирина Ромбальская с всегда узнаваемыми и многосмысловыми скульптурами — на этом салоне она представила композицию «Худевые люди».
Или Фёдор Бажин с его разноцветными акриловыми полосами и емкими подписями. Или Виктория Богуш, которая в этот раз демонстрирует и живопись, и графику. Причем в последнем варианте можно усмотреть вариацию квиллинга — с его резной бумагой в компании пайеток.
Кстати, именно с графики куратор «Осеннего салона» А. Зинкевич рекомендует начинать знакомство с экспозицией.
— Справделивости ради, по-другому и не получится, — шутит собеседник. — Мы намеренно объединили зал «Арт-Беларусь» и общий холл своего рода «порталом» — еще один реверанс в сторону преемственности и связи между прошлыми и существующими салонами. Поэтому миновать графику не выйдет.
Да и не хочется, тем более что с порога приковывают внимание две работы Фёдора Шурмелева (да, он отметился не только в скульптуре), с явным стендалевским послевкусием красного и черного. Графика в этом зале акцентно разбавлена живописью и скульптурой. Последняя удивляет разбежкой от миниатюрных кубиков лего, собранных в единую композицию Иваном Килиным, до двухметрового мультяшного героя от Жана Шишкова. Но одна из самых ярких композиций, пожалуй, — героини культового сериала «Секс в большом городе», представшие в образе капибар. Таких Саманту и Кэрри Брэдшоу вы еще не видели.
Юбилейный «Осенний салон» собрал более 210 авторов и свыше полутысячи работ. Узнать форму эмоций и впечатлиться свойствами материи, увидеть уставших ангелов и визуально представить, как именно приходит в голову светлая мысль, — легендарная выставка поможет взглянуть по-новому на привычное и найти свежий смысл в обыденном. Действуйте, времени у вас до 13 октября.
Фото Алексея Столярова, видео автора
Читайте также:
- Магия бродячего цирка и богатство осени: в Минске открылась атмосферная выставка
- Разница восприятия или глубина знаний. Чем удивляет выставка современного искусства в Минске
- «Думал, в сказку попал? В жизнь вляпался!»: в Минске показывают современное искусство
- Триеннале, велоспорт и квадрат Малевича. Какие выставочные проекты увидят свет в Беларуси в 2024-м
- «Осенний салон» открылся во Дворце искусства