«Хотим открыть первый в Беларуси инклюзивный театр для глухих людей». Репортаж с необычной репетиции
Слабослышащие и неслышащие — такие же люди, как и все остальные. Они тоже хотят реализовывать себя, занимаясь спортом, танцуя и играя на музыкальных инструментах. Посещать обычные минские студии не всегда удобно, да и намного комфортнее взаимодействовать в центре, который объединяет сотни инвалидов по слуху. Чем в нем занимаются глухие люди — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Попадаем в Республиканский Дворец культуры имени Н. Ф. Шарко ОО «БелОГ» в разгар очередной репетиции. Здесь готовятся к важному для Белорусского общества глухих событию — празднованию 90-летия.
— 3 декабря к нам со всей республики съедутся талантливые глухие люди. Это будет настоящий фестиваль, который объединит все области. Там будут и театр, и жестовая песня, и клоунада, и пантомима. Вот сейчас репетируем танец к этому событию, — комментирует директор Дворца культуры Евгений Волобоев.
На сцене — три пары молодых людей, которые не только активно двигаются и четко попадают в ритм музыки, но еще и «отыгрывают» лицом. До того как не окончилась мелодия, понять, что это слабослышащие, невозможно. После же начинаются активные обсуждения. Но привычных упреков с криками здесь не услышишь, все решается тихими жестами.
— Понятно, что глухих людей мы можем встретить где угодно: в общественном транспорте, кафе, парках. Но творчески проявить себя полностью они могут только у нас. Других специализированных мест в Минске нет, — поясняет Е. Волобоев. — Наши двери отрыты и для слышащих людей. Инклюзия помогает развиваться и тем, и другим. Слышащие учатся общаться с разными людьми, становятся более чуткими, а неслышащие знакомятся с жизнью слышащих. Это хорошая инклюзия не в теории, а на практике.
В секции принимают всех желающих. Предлагают заниматься и баскетболом с шахматами, и пантомимой с современными танцами. Среди направлений есть даже вокально-инструментальный ансамбль. Слабослышащие ученики играют, поют, делая это жестами и голосом.
— Танцами, например, у нас занимаются с 4 лет и до пожилого возраста. Приходят даже целыми семьями, ведь бывает такое, что и родители, и дети являются слабослышащими. Обычно семьи выбирают рисование или танцы.
«Для них жестовый язык родной, а для нас — иностранный»
Наравне с самодеятельностью во дворце идет и серьезная подготовка. Например, молодые люди, которые танцуют на сцене, — студенты Академии искусств, без 5 минут актеры театра и кино.
— Это наша первая группа ребят с глухотой, которые получают академическое образование. В перспективе мы думаем (Министерство культуры пока поддерживает нашу инициативу) открыть первый в Беларуси профессиональный инклюзивный театр для глухих людей. Конечно, это уже не просто хобби, а профессия, в театр будет серьезный отбор, — поясняет директор ДК.
Разбор ошибок, повторная тренировка выходов и оттачивание движений… С репетицией танца на сегодня все. Следующее занятие ребят — чтение пьесы, которая будет дипломной работой выпускников.
Пока преподавателя нет в кабинете, как и полагается студентам, они не сидят молча. Парни и девушки громко слушают современные треки и смеются, что-то обсуждают жестами, слабослышащие же комментируют все это словами.
Вход преподавателя мало что меняет — для них он не только наставник, но и друг. Параллельно с учебой успевает и пожурить, и жизненные советы дать.
— Человек, лишенный слуха, — это все равно человек с ограниченными возможностями. У него совершенно другая психика. Если я вам сказал, вы это услышали. Если я говорю глухому, я должен показать это жестами, объяснить значение того или иного слова. Я ему разъясняю, что оно означает, а он спрашивает: а почему оно так, — делится тонкостями работы Е Волобоев. — Как объяснить глухому человеку, что падает снег? Есть жест «падает» и все. А как показать ручеек? Бежит вода, больше никак. Дальше уже нужно разъяснять, иногда долго. Это очень сложно, но все зависит от людей, которые с ними работают, насколько они чуткие, понимающие. Тем, кто приходит сюда работать, честь и хвала.
Директор и сам неплохо знает жестовый язык. Что-то показывает с его помощью, остальное приходится передавать через слабослышащих ребят.
— То, что знаем мы, это калька. На самом же деле у них один жест может обозначать несколько понятий. Для них он родной, а для нас — иностранный. Английский можно сколько угодно изучать, но пока ты там не будешь жить, это все не то. Например, в семье глухих, где ребенок родился слышащим (такое часто бывает), он на практике все изучает и легко понимает родителей.
«Все, как у нас: те же сплетни, те же конфликты»
В остальном, поясняет собеседник, никаких различий со слышащими людьми нет. Разве что эмоции у них более выражены. На лицах глухих людей не увидишь безразличия, зато злость или истинное счастье так ярко, что может заразить всех окружающих.
— У них все, как у нас: те же сплетни, те же конфликты, люблю — не люблю, хочу общаться и ни за что не буду. Складываются у нас и семьи. Каждый год поздравляем такие пары. Бывало, что во время мероприятий человек выходил с букетом и делал предложение, — улыбается Е. Волобоев. — А эмоциональными они просто вынуждены быть, это сама природа. Если мы можем говорить и даже не смотря на человека понять его чувства по интонации, то глухим нужно компенсировать это. Так они передают энергетику того или иного слова. Из-за этого пантомима у них получается зачастую лучше, чем у слышащих людей.
Один из наглядных примеров — студент 4-го курса Академии искусств Роберт. Парень слабослышащий, тем не менее не видит в этом преград для того, чтобы стать актером.
— Здесь я занимаюсь с детства — примерно с 13 лет. Раньше я ходил на легкую атлетику, но решил: почему бы не разнообразить хобби? Тогда попробовал себя в роли актера. Сейчас мое увлечение — это волейбол, а актерское мастерство — это уже серьезно, будущая профессия. В планах у нас создать собственную труппу, потому что мы первое поколение выпускников и пока не знаем, что нас ждет дальше. Сейчас мало можно встретить неслышащих, которые выступают на сцене. Это будет интересно людям, — рассуждает он. — В академии мы учимся только теории, основное же все проходит здесь. Это меня очень увлекает!
Кроме достижений внутри Дворца культуры ученики заявили о себе и в мире. Так, белорусские неслышащие спортсмены нередко участвуют в мировых состязаниях, а вокалисты ездят на Международный фестиваль жестовой песни. В ДК занимается и много красавиц. Директор рассказывает, что среди них даже есть Мисс мира, Мисс Европы и Вице-мисс. Конечно, стран-участниц в таком конкурсе красоты поменьше, чем в традиционном (около 30), тем не менее белорусские девушки всегда показывают свои творческие и интеллектуальные способности на высоком уровне.
Среди будущих актрис тоже только самые привлекательные и улыбчивые девушки. Одна из них — Анастасия, с которой приходится общаться через сурдопереводчика.
— Занимаюсь в ДК с 10–11 лет. В Академии искусств учусь на последнем курсе, мечтаю быть актрисой театра и кино. В начале учиться было очень тяжело, но постепенно освоилась. Среди однокурсников есть те, которым понравился жестовый язык, и они тоже решили освоить. Так общаться стало проще. Я стараюсь развиваться всесторонне: и пою, и танцую, и в спектаклях участвую — хорошо, что для этого есть все возможности.
Со смехом и вооружившись чашками с кофе, ребята рассаживаются для следующего занятия — чтения пьесы. Для дипломной работы вместе с педагогом они выбрали произведение Мольера. Пара минут — и позитивные студенты погружаются в действие. Меняется не только голос, но и мимика, выражение лица — этим актерам определенно веришь.
Фото Павла Русака
Смотрите также: