1200 90

«Храни меня, мой талисман». Фильм, который помог А. Абдулову избавиться от амплуа принца

Режиссер Роман Балаян в 1986 году снял фильм «Храни меня, мой талисман», который был удостоен награды на фестивале «Золотой тюльпан». Какие звездные актеры снялись в кинокартине и как она помогла Александру Абдулову избавиться от амплуа романтичного юноши — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

scale 1200 1

О чем кино

Середина 1980-х. Журналист Алексей Дмитриев и его супруга Татьяна приезжают в Болдино. Он делает серию репортажей о празднествах, посвященных Пушкину. Некто Климов, выдавая себя за знатока творчества поэта, бесцеремонно вторгается в личную жизнь семьи, начиная дерзко ухаживать за Татьяной. Образуется любовный треугольник. Дмитриев вызывает соперника на дуэль и берет охотничье ружье у друга, директора музея.

За красивым фасадом

roman balayan

Роман Балаян

Будущий режиссер Р. Балаян родился в Азербайджанской ССР. Он начинал карьеру в Степанакертском драматическом театре. Потом поступил на кинофакультет Киевского государственного института театрального искусства. Работал в УССР на киностудии имени А. П. Довженко.

Когда в середине 1970-х он снял свои первые полнометражные ленты «Каштанка», «Бирюк», они приглянулись молодому, но модному и звездному постановщику Никите Михалкову. Тот познакомил коллегу со сценаристом Виктором Мережко и актером Олегом Янковским. В результате Р. Балаян создал своеобразный киногимн поколения интеллигенции 1980-х «Полеты во сне и наяву» (1983). Картину именовали тихим диссидентством. Она поднимала щекотливые вопросы современности, тему кризисов среднего возраста и целого поколения эпохи развитого социализма

В 1985-м литератор Рустам Ибрагимбеков предложил Р. Балаяну сценарий фильма, позже названного по строке из стихотворения Пушкина «Храни меня, мой талисман». Там журналист Дмитриев во время круиза на теплоходе убивает на дуэли хама Климова. Постановщик решил показать, что за красивым высокодуховным фасадом у современных представителей творческой элиты часто находятся слабость и никчемность. Он перестроил сюжет так, что главный герой на дуэли не лишает жизни Климова, а просто теряет сознание с ружьем в руках. Соперник же зачерпывает грязную болотную жижу в пустую консервную банку и выливает ее ему на лицо, пытаясь привести в чувство. Словом, унижает, растаптывает Алексея окончательно.

rustam ibragimbekov

Рустам Ибрагимбеков

Чтобы усилить поэтическую атмосферу, Р. Балаян перенес действие с теплохода в Мекку пушкинистов — Болдино. В естественных декорациях после споров о творчестве и чести надлом ключевого персонажа в финале ощущается острее.

Р. Балаян не намеревался снимать фильм-издевку над интеллигенцией. Он хотел, чтобы та себя осознала. Ведь герой его прежней картины «Полеты во сне и наяву» все понимает о собственном кризисе и малодушии.

А журналист Дмитриев до определенного момента считает себя способным на поступок и только после случившегося начинает осознавать, кто он есть на самом деле и чего стоит.

Все свои

В роли Дмитриева никого, кроме О. Янковского, кстати, когда-то начинавшего актерскую карьеру в Минске, Р. Балаян не видел.

Посвятив много лет театру, режиссер жил классической русской литературой. Он видел в О. Янковском подлинного чеховского персонажа. Впрочем, диапазон этого артиста гораздо шире, чем прокрустово ложе русской интеллигенции. С таким же успехом тот справился бы и с отрицательной ролью Климова! Интересно, что этот образ решили доверить А. Абдулову именно по протекции О. Янковского. Дело в том, что в середине 1980-х 33-летний А. Абдулов всеми силами пытался избавиться от амплуа принца и романтического героя, предложениями сыграть которых его засыпали. А здесь роль циника, его мечта. К слову, после этой картины А. Абдулову начали доставаться более возмужавшие персонажи. Чего стоит, к примеру, Ненашев в ленте «Гений»!

0yyqfzai4k0

Александр Збруев сыграл директора музея в Болдино неслучайно. О. Янковский предложил постановщику собрать в фильме сработанную команду артистов из Ленкома! У него все получилось.

На роль супруги Дмитриева кастинги проходили многократно. Татьяна Друбич, хотя и не имела актерского образования, но в 1970–1980-х годах успешно снималась во многих хитах. Она органично вписалась в ансамбль.

Александра Адабашьяна, постоянного члена кинокоманды Н. Михалкова, Р. Балаян пригласил по дружбе, дабы тот создал образ французского туриста.

Для полного ощущения подлинности происходящего самих себя в картине сыграли Михаил Козаков и Булат Окуджава. Именно с ними журналист Дмитриев говорит о Пушкине и поэзии в целом.

Шли на актеров

Как бы странно ни прозвучало для современных кинематографистов, съемочный процесс начался с репетиций. Вся актерская группа приехала в Киев, поселилась в гостинице киностудии. Они днями проходили с постановщиком сцену за сценой. Обсуждали генеральную линию и, конечно, по вечерам устраивали застолья.

Потом коллектив направился в Болдино, куда прибыли М. Козаков с Б. Окуджавой. Все сцены, где они говорят с главными героями о пушкинской поэзии, кажутся документальными, снятыми скрытой камерой. Р. Балаян действительно задавал тему, артисты начинали импровизировать, а рядом работала камера. Потому есть ощущение репортажных зарисовок, где персонаж О. Янковского берет интервью у известных людей, встречается с ними для вечерних бесед. Кажется, будто для этих эпизодов не существовало заготовленного текста. И все же импровизация оказалась хорошо спланированной.

zhzh

Как вспоминали актеры, они быстро перестали обращать внимание на то, что участвуют в съемках. Процесс превратился в приятное общение. И лишь О. Янковский шел по линии, заданной сценарием.

Критики и зрители отнеслись к фильму неоднозначно. Знаковым он не стал. Правда, слыл новаторским. В кинотеатры публика шла не на авторскую ленту. Всем хотелось посмотреть новую картину с участием О. Янковского, А. Абдулова, А. Збруева и других звезд.

Еще материалы рубрики:

В этой мелодраме Ирина Алфёрова сыграла двух героинь. Как снимался фильм «Предчувствие любви»

«Странная женщина». Увидев съемку этого фильма, пожилая дама начала креститься — она решила, что настал конец света

«Тегеран-43». На съемках этого фильма Ален Делон набросился с кулаками на советского режиссера

В 1986 году съемки этой картины в Минске едва не сорвались из-за трагедии

Эту постановку отвергало Госкино, но фильм все-таки сняли. Он принес прибыль, превышавшую бюджет картины в 6 раз

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Чем пахнут деньги и плачет ли кот. Узнали происхождение устойчивых выражений

Появление одних известных фраз восходит к обычаям славянских народов, других — к древнегреческим притчам. Почему стоит дважды подумать, помочь ли замерзшей змее, и как в старину спасались от вурдалаков, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Деньги не пахнут

depositphotos 389160662 s

Фото Depositphotos

В современных реалиях это устойчивое выражение употребляется для обозначения неразборчивости в способах извлечения прибыли. Фраза отсылает к имени римского императора Веспасиана. Когда он ввел налог на общественные уборные, сын правителя Тит упрекнул в этом отца. Тогда Веспасиан поднес к носу наследника деньги и спросил, пахнут ли они. Ответ последовал отрицательный, после чего император напомнил сыну, как финансы были получены.

В некоторых источниках можно найти информацию и о том, куда деньги были израсходованы: часть из них предположительно пошла на строительство Колизея.

Пригреть на груди змею

snake 7161713 1280

Фото pixabay.com

Выражение применяется в отношении людей, которые оказались жертвами собственных благих побуждений и столкнулись с неблагодарностью. Символизирует проявление коварства по отношению к тому, кто тебе помог.

Происхождение фразы связывают с именем древнегреческого баснописца Эзопа и древней притчей, которую он положил на стихи. Согласно ее сюжету, крестьянин, нашедший замерзшую змею, решил помочь ей восстановить баланс тепла — спрятал беднягу под одеждой. Когда ползучая отогрелась, в качестве «благодарности» за спасение она укусила благодетеля.

Позже это устойчивое выражение стало крайне популярно в Европе, оно даже встречалось в комедиях Жан-Батиста Мольера (известного автора ⅩⅨ века).

Мартышкин труд

07 08 2024 priroda zoopark zhivotnye malinovskaya120 kopiya

Фраза применяется для обозначения бесполезной, неэффективной и изнурительной работы. Впервые она была использована русским критиком Дмитрием Писаревым, а вдохновился он басней Ивана Крылова «Обезьяна». По сюжету произведения главная героиня (мартышка) периодически наблюдала за работой трудолюбивого крестьянина. Замечая, как окружающие хвалят мужчину, она начинала испытывать зависть. В стремлении получить общественное признание, подобно этому работяге, она стала таскать чурбан. Но труд животного был абсолютно бесполезен, потому никаких лестных слов в свой адрес мартышка не услышала.

Кстати, с этим выражением рука об руку идет другое — «сизифов труд». Значение у них одинаковое, отличие заключается лишь в том, что последнее пришло к нам из античности. Согласно древнегреческой мифологии, царь Сизиф осуществил то, что до сих пор остается для человечества недостижимым — добился бессмертности населения. Получилось это благодаря похищению и заточению бога смерти Танатоса.

Неладное заподозрил Арес — бог войны, чьи противники никак не уходили в мир иной в процессе сражений. Считается, что именно он освободил Танатоса из плена. А тот, в свою очередь, стал похитителю мстить — забрал душу Сизифа в Царство теней.

Хитрый царь учел и такой исход событий, поэтому заранее предупредил жену: в случае его безвременного ухода не устраивать погребальный обряд. Представ перед судом верховного бога смерти и подземного царства Аида, Сизиф попросил того ненадолго отпустить его в царство живых, чтобы отругать нерадивую жену. И это, конечно, было уловкой. Как только правителю удалось обмануть смерть, несмотря на все обещания, обратно к Аиду он не вернулся.

Когда бог подземного царства спохватился, Сизиф все равно был принудительно доставлен обратно. В качестве наказания за обман ему навязали тяжелый и неэффективный физический труд. Царя отправили на гору. Он должен был толкать к ее вершине огромный камень снова и снова, потому как, оказавшись на пике, груз просто скатывался вниз.

Перемывать кости

skeleton 778069 1280

Фото pixabay.com

Представители славянских народов продолжительное время придерживались одного обычая: эксгумировали тело через несколько лет после захоронения, омывали кости и снова зарывали их в землю. Для чего? Предположительно, таким образом люди убеждались в том, что душа покойного освободилась — считалось, это происходило, когда в могиле оставались лишь кости.

По другой версии, так предки предотвращали мистические перевоплощения ушедшего. Считалось, что нераскаявшийся грешник может стать вурдалаком. «Вторичное захоронение» помогало «очистить карму» умершего и предотвратить столкновение людей с вампиром.

Причем процесс в обязательном порядке сопровождался обсуждением того, каким был человек при жизни. Именно поэтому в современных реалиях фраза используется в значении «сплетничать».

Кот наплакал

gorod fauna salon kotyat stolyarov 06 kopiya

Употребляется устойчивое выражение в качестве синонима к слову «мало», иногда с намерением подчеркнуть полное отсутствие чего-либо. А корни его восходят к наблюдениям зоологов и владельцев пушистиков. Дело в том, что эти животные не плачут. Слезоотделения, спровоцированного стрессом или обидой, у них нет. Скопление глазной жидкости характерно для зверьков, как правило, исключительно в те периоды, когда они болеют.

Есть и другая версия происхождения фразы. Она касается арабского выражения «кoтыъ нaилaк» — «перестать получать деньги». Русские заметили сходство иностранного словосочетания с нашим «кот наплакал» и стали употреблять это выражение. Причем первоначально оно касалось исключительно темы финансов.

Бить баклуши

relief 2457742 1280

Фото pixabay.com

Словосочетание обычно употребляется в значении «бездельничать». А пошло оно от ремесленников, мастеривших посуду из дерева. «Баклушами» называли специальные заготовки — после обработки они превращались в ложки. Для того чтобы получить такие основы, нужно было расколоть полено на несколько частей. Эта работа на Руси доверялась подмастерьям и считалась очень простой, незамысловатой. Поэтому «битье баклуш» стали считать фактически бездельем.

Другая теория происхождения выражения связана с ночными сторожами. Чтобы отпугнуть от поселений хищников, они обходили территорию и параллельно громко стучали большими деревянными обрубками или колотушками. Разумеется, за ночь в такой дозор сторож выходил не единожды. И звучит это как работа довольно утомительная. Однако в старину она считалась «плевым делом».

Где в Минске работают мобильные датчики скорости 25 ноября

Спидкамы установлены на 12 участках дорог столицы 25 ноября. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в ГАИ.

transport radar mozolevskij 02

Скорость движения авто контролируют на ул. Ванеева, Московской, Радиальной, Кижеватова, Ташкентской и Денисовской (60 км/ч); пр. Независимости (60, 80 км/ч), Партизанском, Жукова и Рокоссовского (60 км/ч), а также на МКАД (90 км/ч).

Госавтоинспекция просит водителей быть внимательными, соблюдать скоростной режим движения и учитывать погодные условия.