И ПАМЯТЬ СЕРДЦА ГОВОРИТ… Монумент в Александровском сквере — дань подвигу героев минского подполья
Сопротивление фашистам обошлось в тысячи загубленных жизней минчан-подпольщиков, которые наряду с бойцами Красной армии и партизанами внесли огромный вклад в освобождение столицы и победное завершение Великой Отечественной войны. Об увековечивании их памяти — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В июне мы отметили скорбную дату — 80 лет с начала Великой Отечественной войны. Все меньше остается очевидцев тех страшных событий, ветеранов, разбивших врага, но память о них, пронесенная нами через поколения и время, живет в сердцах белорусов. В проекте «И память сердца говорит…» рассказываем о местах захоронений воинов-героев, отдавших свои жизни за мирное небо над головой потомков, а также о местах в Минске, отмеченных на карте боевых действий 1941–1944 гг.
Народное мщение
24 июня 1941 г. на подступах к Минску шли ожесточенные бои, партийное и советское руководство спешно покинуло столицу республики. Однако децентрализация власти и последующая оккупация немцами не помешали Ивану Рогову, Ивану Ковалеву и Исайе Казинцу вместе с соратниками создать боевые ячейки для борьбы с врагом. Первые такие группы состояли из работников железнодорожного депо станции Минск-Товарный, бывших работников Белнефтеснаба, преподавателей и студентов юридического института. Создавались гражданские ячейки в Пушкинском поселке, ботаническом саду, на Болотной станции, Сторожовке, пивзаводе «Беларусь», в типографии имени Сталина, гетто, в 1-й городской больнице, на хлебозаводе «Автомат», станкостроительном заводе им. Ворошилова, кожевенном заводе «Большевик», других объектах народного хозяйства. Общими усилиями к весне 1942 г. минским подпольщикам удалось одеть, обуть и вооружить не менее 20 групп народных мстителей, которые затем занялись саботажем и диверсиями. Первая попытка восстания была жестко подавлена оккупантами, начались облавы и расстрелы прямо на минских улицах.
Для устрашающего эффекта
Увековечить память о казненных подпольщиках было решено в 1970-х. Созданием мемориала, который разместился в Александровском сквере неподалеку от центрального входа, занялись скульптор Анатолий Аникейчик и архитектор Леонид Левин. Он посвящен страшным дням 1941–1942 годов, когда фашисты проводили казни на всеобщее обозрение — для максимально устрашающего эффекта.
26 октября 1941 года стало днем первой публичной казни минских подпольщиков, совершенной фашистами. Из ворот минской тюрьмы вывели 12 осужденных на смерть. Для устрашения горожан их разделили по трое и повесили в четырех местах — у городского театра, на ул. Ленина, площади Свободы и у дрожжевого комбината на ул. Октябрьской.
Еще одна показательная казнь состоялась 7 мая 1942-го. На столбах уличного освещения вдоль нынешнего пр. Независимости были повешены Исай Казинец, Николай Демиденко и неизвестный минский подпольщик. Также в этот день казнили еще более 250 советских патриотов.
Те казни изуверы запечатлели на фотопленку, которая позже стала доказательством преступлений фашистов на Нюрнбергском процессе. К слову, впервые их опубликовали в советской печати в августе 1944-го.
Убить гауляйтера
Нужного эффекта фашисты не добились! 22 июня 1943 г. народные мстители взорвали помещение городского театра (ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы), где проходило мероприятие по случаю образования под эгидой нацистов профашистской молодежной организации. Целью был гауляйтер Кубе, но он уцелел. Однако возмездие за преступления против белорусского народа настигло его в сентябре благодаря мужеству подпольщиц Елены Мазаник, Марии Осиповой и Надежды Троян. Кубе оказался единственным чиновником гражданской администрации фашистов столь высокого ранга, убитым подпольщиками и партизанами на оккупированной территории СССР в годы войны.
Вечная память
И сегодня под высоким деревом разместилась мемориальная плита, обвитая колючей проволокой. На ней высечено: «На этом месте гитлеровцы казнили советских патриотов в годы Великой Отечественной войны. Среди многих других отдали жизнь за Родину секретарь Минского подпольного горкома КП(б)Б И.П. Казинец, подпольщики Н.Г. Демиденко, О.Ф. Щербацевич, Н.Ф. Янушкевич, П.Ф. Янушкевич. И.П. Казинцу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза».
На гранитных камнях мемориала «отпечатаны» следы ног четырех подпольщиков — троих взрослых и подростка. Это история целой семьи: сначала в петле на виселице у дрожжевого завода оборвалась жизнь 15-летнего Володи Щербацевича, а в Александровском сквере (во время войны — Большой сад) — его мамы Ольги, в девичестве Янушкевич. Затем в сквере на ул. Ленина казнены ее брат Петр и сестра Надежда. Пятый след, расположенный на отдельной плите, символизирует следы тысяч подпольщиков, погибших за 1 100 дней оккупации.
Памятник подпольщикам также есть и на ул. Октябрьской у проходной Минского дрожжевого комбината, где в годы оккупации гитлеровцы кроме Володи Щербацевича казнили Кирилла Труса и Марию Брускину.
Фото автора
Еще материалы рубрики:
И ПАМЯТЬ СЕРДЦА ГОВОРИТ… Чем примечателен сквер Марата Казея
И ПАМЯТЬ СЕРДЦА ГОВОРИТ. Этого места нет ни на одной карте мира, но о ней знают все – наша Хатынь