«Иду искать» и «Корабль пришельцев». Как белорусы через секретность и цензуру покоряли кинокосмос
Белорусы первыми в мире запустили в космос искусственный спутник Земли… в фильме «Иду искать». Почему Сергей Королев был тайной за семью печатями и как белорусы снимали кино о космосе — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Никакого конструктора нет
В 1960-е годы тема космоса была очень модной, но абсолютно закрытой. И все же писателю и журналисту «Известий» Анатолию Аграновскому удалось получить доступ к засекреченной информации о ракетостроителях для серии газетных статей и его книги «Большой старт». В ней главный герой, конструктор ракетно-космических систем Андрей Гусаров, проходит путь от полного непонимания и отрицания его идей в 1930-е до запуска первого спутника Земли в 1957 году. Литератору строжайше запретили в повествовании называть технологические процессы своими именами. Все технические пояснения закамуфлированы образными выражениями.
Сценарий по книге озаглавили «Иду искать». В середине 1960-х он попал на «Мосфильм» к режиссеру Михаилу Ромму. После картины «Девять дней одного года» о физиках-ядерщиках ему доверяли в вопросах освещения работы засекреченных ученых. Но Михаил Ильич без сожаления отдал сценарий для производства ленты в Минске своему ученику, постановщику Игорю Добролюбову. Тот после ВГИКа приехал по распределению на «Беларусьфильм» и сидел без работы. Ценность еще и в том, что этот сценарий прошел все допуски и проверки, хоть завтра бери да снимай!
На роль Гусарова режиссер утвердил Георгия Жженова. Прототипом его персонажа был Сергей Королев. Он попросил молодого ученого Виталия Севастьянова, позже ставшего космонавтом, выступить консультантом картины. Позднее Севастьянов вспоминал: «Кино о Королеве стало нонсенсом, так как он был тайной за семью печатями. Даже между собой его называли СП, по первым буквам имени и отчества».
Показателен и такой факт. Вскоре после запуска спутника Нобелевский комитет решил вручить премию за это выдающееся достижение. Обратились к Хрущеву с просьбой назвать имя главного конструктора. Никита Сергеевич ответил, что никакого конструктора нет, — создателем ракеты является весь советский народ, а в космос запускают партия и правительство.
Лента получилась отличной, несмотря на то что для Добролюбова это была дебютная полнометражная картина. Белорусская студия первой сняла фильм о генеральном конструкторе в 1966 году! Правда, во время приемки ленты цензорская машина чуть не раздавила молодого постановщика. Севастьянов пришел на помощь: «Я предложил показать картину в Конструкторском бюро Королева ученым. Был и Сергей Павлович. Фильм очень понравился всем. И все единодушно сказали: «Ничего под грифом «секретно» в фильме нет». Составили акт, который подписали все присутствующие — лучшие умы в ракетостроении. И цензоры отстали от режиссера».
Все впустую
Любопытно, что, когда Добролюбов снимал ленту «Иду искать», на «Беларусьфильме» работал постановщик Ричард Викторов. Он, наверное, с белой завистью относился к удаче коллеги, которому досталась уникальная тема. Сам-то делал картины о войне, о социальных проблемах. Может, тогда у Викторова и зародилась идея перенаправить свое творчество — снимать фильмы об освоении планет. Уехав в Москву, он стал главным кинофантастом СССР 1970-х. Снял ленты «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звездам». Добился редчайшего для эпохи правдоподобия космических сцен, имитации невесомости в кадре и многого другого. В 1983-м в последний день съемок картины «Комета» у него случился инсульт. Но многое Викторов успел сказать в своих кинопроизведениях. Они стали отдушиной для подростков, грезивших о межгалактических путешествиях.
В том же 1983-м постановщик Андрей Ермаш, сын председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша, решил экранизировать роман Сергея Павлова «Лунная радуга» — о паранормальных явлениях на орбите. События, конечно, происходят не у нас, а где-то на Западе. Главные герои не космонавты, а космодесантники. Роль центрального персонажа Дэвида Нортона исполнил белорусский актер Владимир Гостюхин. Писатель Сергей Павлов сетовал, что авторы фильма разрушили роман, растеряли нити повествования. Но факт остается фактом: будущий народный артист Беларуси тогда побывал в кинокосмосе.
Наши соотечественники не оставили тему. В 1985 году на экраны вышла лента «Корабль пришельцев» по мотивам повести уроженца Могилева фантаста Владимира Губарева «Легенда о пришельцах». В ней интерпретированы реальные события, происходившие во время неудачного запуска четвертого советского беспилотного корабля-спутника («Спутник-7-1») 22 декабря 1960-го с двумя собаками на борту. Сергея Королева сыграл Олег Табаков.
Не может быть
После распада СССР на экраны выходило немало картин о покорителях вселенной, о легендарных советских космонавтах. Снимают их и сейчас. Так, в 2013-м состоялась премьера фильма «Гагарин. Первый в космосе». В нем супругу Юрия Алексеевича Валентину сыграла белорусская актриса Ольга Иванова. Лента вышла до того, как патриотическое кино стали выхолащивать, опуская нюансы советской системы. Факт пребывания будущего первого космонавта в оккупации в годы войны упоминается, когда возникает спор о том, кто полетит первым — Гагарин или Титов. Биографическая картина понравилась семье Юрия Алексеевича, но в прокате она провалилась из-за вялой пиар-компании.
В фильме «Время первых» (2017) о перипетиях в полете и неудачной посадке экипажа Алексея Леонова и Павла Беляева роль руководителя отбора и подготовки космонавтов сурового генерала Николая Каманина исполнил заслуженный артист Беларуси Анатолий Котенев. Начиная с кинохита «Секретный фарватер» (1986) его амплуа — образ мужественного офицера. Создатели ленты сделали Каманина прямолинейным дуболомом-перестраховщиком. Его же современники вспоминали, что Николай Петрович хоть и был категоричным, но слыл интеллектуалом, сильным шахматистом. Стал одним из тех, кто добился полета в космос первой женщины — Валентины Терешковой.
Ну а уже в 2020-х белорус, сыгравший в картине о космосе, вовсе не актер, а космонавт Олег Новицкий. Он исполнил роль в фильме «Вызов». На момент прилета актрисы Юлии Пересильд и режиссера Клима Шипенко на Международную космическую станцию (МКС) 5 октября 2021-го Олег Викторович находился там уже полгода, монтировал оборудование на внешней поверхности российского сегмента МКС. По сценарию его персонаж во время работ в открытом космосе получает травму. Хирурга Беляеву отправляют на орбиту, чтобы она провела операцию. Новицкий предупреждал: в реальности в скафандре «Орлан» подобную травму получить невозможно. Но художественный вымысел в завязке сюжета не испортил ленту. После съемок Новицкому предлагали другие роли. Он с улыбкой отвечал, что у него лучшая профессия в мире, и менять ее не собирается.
Еще материалы рубрики:
Во время съемок «Фантазий Фарятьева» режиссер запрещал Андрею Миронову пользоваться гримом
Олег Ефремов устроил драку из-за Хрущева. Как проходили съемки картины «Здравствуй и прощай»
На съемках «Дворянского гнезда» у Андрея Кончаловского похитили фамильные драгоценности матери
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: как создавалась любимая советская комедия