Испытано на себе: 27 километров по велодорожке в поисках воды, еды и туалета
Еще в период строительства минской велодорожки были планы создать вдоль нее необходимую для велосипедистов инфраструктуру. Удалось ли их осуществить за прошедшие без малого 9 лет? Корреспондент агентства «Минск-Новости» проехал по всей трассе.
Прокат
Главную велосипедную магистраль столицы протяженностью 27 км открыли в 2009 году. Спустя некоторое время корреспонденты газеты «Минский курьер» прокатились по ней и рассказали читателям о достоинствах и недостатках. Решил повторить их маршрут и узнать, что изменилось с тех пор на трассе.
Велобан растянулся от водохранилища Дрозды до Чижовского. Для минчан без собственного байка всё начинается в пункте проката. В первый год после открытия дорожки около нее размещались лишь четыре такие точки. Три — на пр. Победителей, одна — в сквере Янки Купалы. Сейчас арендовать двухколесный транспорт можно и в Лошицком парке, и на ул. Малинина. Да и в целом количество пунктов проката вдоль трассы выросло раза в три. Я воспользовался услугами того, что около «Минск-Арены».
Здесь впору вспомнить, что на выставке «ТИБО-2014» журналистам продемонстрировали автоматическую систему проката CITY-AIST, позволяющую арендовать велосипед на одной специальной станции, напоминающей велопарковку, и сдать его на любой другой. К примеру, взял байк около «Минск-Арены», а оставил его в парке Горького. В столице планировали создать 10 таких стоянок на 100 веломест.
— Никогда о таком не слышал. Вам придется вернуть велосипед сюда же, — разочаровал меня сотрудник пункта проката, расположенного в здании велодрома.
Выгодная позиция. Если бы можно было сдать велосипед где-нибудь в Серебрянке, то я бы арендовал двухколесный часа на три. А так пришлось брать на сутки. Час аренды в выходной день здесь — 4 рубля, сутки — 14 рублей. Причем это еще один из самых дешевых вариантов. В Лошицком парке час проката обойдется в 5 рублей, а сутки — в 20 рублей. Таким образом, простенький городской AIST за 203 рубля, по сути, окупается за 10 дней.
Аквапарк и жилой район Веснянка
Для чистоты эксперимента пришлось отмахать несколько лишних километров в исходную точку — туда, где Минская кольцевая автодорога пересекает водохранилище Дрозды.
Девять лет назад наши журналисты желали создателям трассы установить здесь хотя бы одну лавочку. Их услышали. Скамеек для отдыха на протяжении всего отрезка от «Минск-Арены» до аквапарка хоть отбавляй.
Проношусь мимо стеклянных исполинов жилого комплекса в Лебяжьем. За моей спиной остаются новенький Дворец художественной гимнастики, строящийся гостинично-деловой комплекс, ТРЦ «Арена-Сити».
Останавливаюсь на пару минут у питьевого фонтанчика около храма Покрова Пресвятой Богородицы, чтобы утолить жажду. Этот фонтанчик — единственный бесплатный источник питьевой воды на протяжении всей трассы.
Торможу возле футбольных полей, присаживаюсь на лавочку с крышей. На карте велобана эта конструкция значится как место отдыха и укрытие от атмосферных осадков. Она очень похожа на остановку общественного транспорта не только своим внешним видом, но и степенью укрытия от осадков. Защитить путника от непогоды такой навес способен, только если дождь будет падать по определенной траектории — непременно перпендикулярно плоскости крыши и никак иначе.
Парки Победы, имени Янки Купалы и Максима Горького
И вот я уже в парке Победы. Замечаю довольно важный для велосипедиста объект — общественный туалет. Он первый на моем пути. Однако это некритично, уборные есть в аквапарке, ТРЦ «Арена-Сити». Дальше — больше. В парке можно перекусить в уютных летних кафе. Насчитал таковых три. Есть здесь и несколько пунктов проката, где предлагают велосипеды, веломашины, самокаты, сегвеи и др.
На набережной у Дворца спорта отмечаю еще одну точку проката. А вот перекусить здесь негде. Во время ярмарок и других массовых мероприятий эта площадь усыпана точками общепита на любой вкус, но в обычный день здесь пусто. Будем надеяться, что ближе к лету откроется мини-кафе возле «Палова-Арены», работавшее в прошлом году.
В парке Янки Купалы захотелось подкрепиться. Заприметил около велобана огромное здание, стены которого завешаны плакатами с изображением елок. С полной уверенностью, что это какое-нибудь мини-кафе, свернул с пути, объехал здание… Оказалось — общественный туалет.
Голодным остался и в Центральном детском парке имени Горького. Вдоль набережной — разномастные будочки, из которых ближе к лету начнут торговать сахарной ватой, попкорном и шашлыком. Легендарное кафе «Жар-птица» закрыто.
Напротив возвышается здание необычной формы, напоминающее замок. Раньше в нем была пиццерия, теперь и это заведение закрыто.
Зона отчуждения
Подъезжая к стадиону БГУ на ул. Октябрьской, изо всех сил сжал руль, чтобы не упасть. Дорожка здесь давно просит ремонта.
Миновал Концертный зал «Минск», городские пейзажи начали постепенно сменяться индустриальными сооружениями. Многочисленные мосты расписаны причудливыми надписями, вдали виднеются трубы ТЭЦ-2.
Заканчивается велодорожка неподалеку от Чижовского водохранилища. Для отдыха велосипедистов здесь оборудовали три скамейки с навесами.
Резюмирую: огромный отрезок велобана от парка Горького до Лошицкого — и ни одного источника питьевой воды! Ближайшие ремонтные мастерские и пункты проката двухколесного транспорта находятся на ул. Якубова, в Лошицком парке и на ул. Малинина. Если же вдруг вы пробьете колесо на середине этого пути, где-нибудь в районе ул. Аранской, – пиши пропало.
Лошицкий парк
Отдельно стоит упомянуть, как обустроили дорожки для велосипедистов около Лошицкого парка. Я несколько лет прожил в жилом районе Лошица, и помню, как каждый раз мучился, пытаясь добраться оттуда на байке к главной велодорожке города. Через Свислочь там был деревянный мост. Велосипедисты, за исключением отчаянных голов, предпочитали на нем спешиваться, потому что можно было запросто свалиться в реку.
Далее шла разбитая асфальтированная дорожка, после которой колеса буквально становились овальными со множеством шишек на покрышках. А перед автомобильной стоянкой ждал подъем. Заехать на него было практически нереально, двухколесный транспорт приходилось тащить на себе. В 2017 году проложили велодорожку, которая соединила Лошицу и Серебрянку. Теперь берега Свислочи соединяет железобетонный мост длиной 24,8 м и шириной 4,5 м. На нем спокойно могут разъехаться два велосипедиста, и для пешеходов места достаточно. Байк уже не нужно тянуть в горку, так как для удобства сделана объездная дорожка.
В целом трасса отличная. Спешиваться приходится, лишь пересекая улицу Янки Купалы. Надеемся, в обозримом будущем там сделают, как и мечтали, специальный велопроезд.
А теперь — горбатый
На велодорожке — 6 мостиков, специально построенных через естественные и рукотворные препятствия. Если два первых на моем пути (над лыжероллерной трассой) напоминают облегченный вариант американских горок (во всяком случае, по ощущениям при движении по ним), то, например, мост через Свислочь в районе ул. Ленина — усовершенствованный элемент полосы препятствий. Преодолеть крутой подъем — задача не из простых.
Вторая напасть — пешеходы. Тут вот какая странность: вдоль велошоссе почти повсеместно устроена удобная, достаточно широкая пешеходная дорожка. Но лично мне (специально подсчитал) пришлось 4 раза жать на тормоза и останавливаться во избежание столкновения с мирно гуляющими по проезжей части пешеходами. И это в будний день. Ну не воспринимают горожане асфальтовое покрытие с разметкой и нарисованным на нем велосипедом зоной повышенной опасности! Хоть разделительную ограду ставь…
Чего не хватает главной минской велодорожке?
— Неплохо сделать пару остановочных пунктов для велосипедистов на участке от Центрального детского парка им. М. Горького до Серебрянки. Чтобы там были ларьки с водой и едой, а также туалеты, – отвечают Юрий Жишкевич и Андрей Шинкоревич.
Леонид Степанович Корбут, заслуженный тренер Советского Союза (велоспорт):
— Мне 82 года. Каждый день проезжаю примерно от 30 до 60 км. Обычно путь пролегает по МКАД или по трассе в сторону «Линии Сталина». Для спортсменов минская велодорожка, к сожалению, не подходит. Во-первых, она узкая, во-вторых, по ней катается много детей на роликовых коньках и скейтах, в-третьих, не все велосипедисты соблюдают правила движения. Так что запросто можно получить травму или кого-нибудь травмировать.
— Не хватает доступных туалетов. Людям с ограниченными возможностями не особо подходят для этих целей кусты. Отдельно стоит упомянуть горбатые мосты. Переехать их — та еще задача. Не знаю, как можно было их так спроектировать. Хотелось бы в городе видеть побольше переходов без бордюра, – комментирует Александр Авдевич.
Фото автора