ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Белорусский Левитан: Витольд Бялыницкий-Бируля и его «Зимний сон»
Выдающийся пейзажист, проникновенный лирик, передвижник и подвижник живописи Витольд Бялыницкий-Бируля добился признания и в царской, и в Советской России, удостоившись звания народного художника БССР и Российской Федерации. Подробнее о нем — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Гори-гори ясно
Незадолго до начала войны в 1939 году в Москве проходила большая выставка «Сталин и люди Советской страны», готовясь к которой художник В. Бялыницкий-Бируля посещал Грузию. Наведался на нее и сам Иосиф Виссарионович.
Генсек со своим сопровождением медленно прохаживался вдоль полотен, но вдруг остановился у пейзажей, которые без труда узнал. Еще бы — на них был изображен город Гори, где родился сын сапожника Иосиф Джугашвили. Обладавший цепкой памятью, хозяин Кремля запомнил фамилию художника, который позднее стал «народным» в обеих братских республиках, где попеременно жил и работал.
Проще всего, конечно, упрекнуть великого живописца в конформизме, но, увы, таковы были правила игры, а кто не желал им следовать, очень сильно рисковал.
Примерно с 1936 года единственным приемлемым творческим методом был провозглашен социалистический реализм. От художника безоговорочно требовалось стать выразителем официальной линии партии, и Бялыницкому пришлось подстраиваться.
«Чайка» на озере
Даже свою биографию великий художник был вынужден в советское время ретушировать, скрывая, скажем, шляхетское происхождение и место рождения. Доподлинно известно, что Витольд Каэтанович Бируля, позже взявший псевдоним Бялыницкий по якобы родному для него Белыничскому району, появился на свет 31 января (12 февраля) 1872-го в усадьбе Крынки Могилевского уезда в семье мелкого арендатора. Отец, служивший в пароходстве, с малолетства брал его с собой в плавание по Днепру, Припяти, Сожу. Рисовать мальчик начал рано и в этих путешествиях открыл для себя красоту родной природы, испытав желание запечатлеть ее.
Но юное дарование отправили к старшему брату в Киев для учебы в кадетском корпусе. Однако призвание оказалось сильнее принуждения, и в 1885-м Витольд перешел в рисовальную школу Николая Мурашко. Спустя четыре года отправился в Москву и поступил в училище живописи, ваяния и зодчества, попав на курс к корифеям С. Коровину, В. Поленову и Д. Прянишникову, привившим ему любовь к пейзажной лирике. В Белокаменной Бялыницкий познакомился и сблизился с Исааком Левитаном, работал в его мастерской. В 1892 году полотно белоруса «Из окрестностей Пятигорска» приобрел для своей галереи П. Третьяков.
В 1904-м Бялыницкого-Бирулю избрали членом Товарищества передвижников, а через четыре года он был удостоен звания академика живописи. Но по-настоящему знаковым оказался для мастера 1911 год. За полотно «Час тишины» ему присуждены медали на международных выставках в Барселоне и Мюнхене. А за следующую работу «Зимний сон» — бронза в Барселоне.
Картины Витольда Каэтановича пользовались повышенным спросом, и вскоре он приобрел участок в Тверской губернии, неподалеку от озера Удомля. В этих краях творил его кумир и учитель И. Левитан. Свою усадьбу мастер назвал «Чайка», на долгие годы поселившись в ней. Сохранить ее за собой после революции, избежав национализации, стоило ему немалых усилий и изобретательности.
Белорусскому Левитану, как его называли, пришлось писать пейзажи в совхозах, коммунах, на строительстве промышленных гигантов, он трижды побывал в Заполярье.
«Зимний сон» и японские хайку
«Зимний сон» был написан до революции, когда о соцреализме никто из мастеров кисти и резца и слыхом не слыхивал.
— В Национальном художественном музее хранятся около 700 работ Бялыницкого-Бирули, — рассказывает научный сотрудник отдела зарубежного искусства Беларуси Юлия Лисай. — Большинство из них — прекрасного художественного уровня. «Зимний сон», написанный зрелым мастером, в сложившейся узнаваемой стилистике запоминается лаконичностью пейзажа. Он в чем-то сродни японским хайку, которые в трех строчках создают удивительную атмосферу. Так и здесь, минимальными средствами, отказом от детализации Бялыницкий написал пейзаж настроения.
«Зимний сон» не является видовым пейзажем (портретом конкретной местности), хотя мы точно знаем, что изображена деревянная церковь Рождества Христова (1705 года постройки) в селе Кезадра на одноименном озере в Тверской губернии. Но не эта информация является основным посланием, которое несет пейзаж.
Минимальным количеством изображенных объектов, отсекая всё ненужное, Бялыницкий дал и настроение, и почти философское высказывание. «Зимний сон» неоднократно экспонировался еще при жизни Витольда Каэтановича.
Уже будучи признанным мэтром, художник продолжил много работать. Во время Второй мировой он, разумеется, не мог избежать военной темы, создавая картины «По следам фашистских варваров» и «Красная Армия в лесах Карелии». Но большая часть работ по-прежнему относилась к пейзажной лирике. В 1944-м Бялыницкий-Бируля удостоился звания народного художника Белорусской ССР, а через три года и аналогичного в РСФСР.
Примерно в это же время живописец вернулся на родину и очень продуктивно поработал в окрестностях Минска. Написанная по итогам поездки в 1947-м «Белоруссия. Вновь зацвела весна» стала одной из немногих работ, оказавшихся в Третьяковской галерее.
Последующие 10 лет прошли для него без потрясений: жил в своей усадьбе, пропадал на этюдах, занимался делами организованной им художественной школы, принимал гостей, охотился. Но силы уже не те, и 18 июня 1957-го в 85 лет В. Бялыницкий-Бируля умер после длительной болезни на любимой усадьбе. Похоронен мастер на Новодевичьем кладбище в Москве.
Подготовил Владимир Петров
Еще материалы рубрики:
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Не Питер, но Пэн. Творческий путь знаменитого художника
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Современники называли его рыцарем красоты: Василий Поленов
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Константин Маковский и его полотно, от которого бросает в дрожь
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Рассказываем о судьбе музы и спутницы жизни Михаила Врубеля
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Ленин называл героиню этого портрета «Товарищ Феномен»