ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Современники называли его рыцарем красоты: Василий Поленов
Непревзойденный пейзажист и мастер жанровой живописи главным трудом своей жизни считал картины евангельской серии. Подробнее о художнике Василии Поленове — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Рыцарь красоты
«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи…» — писал выдающийся русский художник Василий Поленов. Современники называли его рыцарем красоты.
Чудесные «Московский дворик» и «Золотая осень», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» знакомы нам с детства, пейзажи Поленова называют интимными, глубоко лиричными и даже непревзойденными. Меж тем после окончания в 1871-м академии художеств он удостоился звания «живописца портретного и исторического жанров» и Большой золотой медали за картину с библейским сюжетом «Воскрешение дочери Иаира», получив право на длительную пенсионерскую поездку за границу.
Именно в Париже произошла отчасти судьбоносная для художника встреча с известным французским писателем Эрнестом Ренаном, автором книги «Жизнь Христа». А еще раньше, в 1858-м, он увидел в Петербурге привезенную из Рима и выставленную в академии художеств картину Александра Иванова «Явление Христа народу». И был потрясен.
«…Ему пришла в голову дерзкая мечта явиться продолжателем Иванова и создать Христа… уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа», — рассказывал художник Илья Остроухов. Развитию замысла способствовали события, происходившие тогда в России. После убийства народовольцами императора Александра II ожидание скорой революции сменилось разочарованием и увлечением части интеллигенции христианской этикой, стремлением к самосовершенствованию.
С проповедью «непротивления злу насилием» выступил Лев Толстой, искавший решение морально-этических проблем в Евангелии. Поленов разделял взгляды великого писателя. Под их влиянием была написана его знаковая картина «Кто из вас без греха?» (1887), более известная как «Христос и грешница».
Евангельский круг
Реализация замысла эпохального (325 × 611 cм) полотна, начатая в 1868-м, растянулась на 20 лет и потребовала многих усилий и зарубежных поездок. Чтобы ощутить живое дыхание Библии, воочию увидеть страны, где происходили библейские события, Поленов в 1881–1882 годах отправился в Сирию, Египет, Палестину. А в 1899-м, задумав цикл картин «Из жизни Христа», совершил еще одно путешествие на Восток: через Константинополь — в Иерусалим, Назарет, Тивериаду. Поленов написал огромное количество натурных этюдов, изучал жизнь и быт разных народов, книги, исторические источники и даже работал над рукописью «Иисус из Галилеи». Результатом долгого и кропотливого труда стал большой цикл картин, который художник считал главным трудом своей жизни и назвал «Евангельский круг», или «Путь Христа в пейзажах». В него вошло свыше 60 работ.
Одна из них, «Мечты. На горе», была написана в 1894-м, а этюд к ней, «Сидящий Христос», представлен в постоянной экспозиции Национального художественного музея Беларуси. Поленов изобразил Иисуса на скале у Генисаретского (Тивериадского) озера в Палестине. В этих окрестностях происходили важнейшие события земной жизни Христа, здесь он произнес свою программную Нагорную проповедь.
Художник стремится сделать образ Спасителя земным, свободным от привычных канонов, он даже одет как простой пастух. Образ, для которого Поленову, по свидетельству современников, позировал его ученик, знаменитый художник-пейзажист И. Левитан, гармонично сочетается с палестинским пейзажем.
Христос углублен в мечтательные раздумья, созерцая природу. Та как будто вторит его душевному состоянию. Иисус напоминает странствующего проповедника с посохом в руках и в белом головным уборе.
Гонорар от императора
Точная дата написания «Сидящего Христа» неизвестна, в каталогах она обозначена цифрами 1893–1896. Картина, как отмечалось, является этюдом к полотну «Мечты. На горе», которое находится в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева.
Минский шедевр (а по убеждению искусствоведов Национального художественного музея, работа к таковым относится) был приобретен в 1966-м в Москве у коллекционера З. Л. Беккер, а до того находился в собраниях А. М. Колударова и Н. Н. Кислицына. Других сведений о нем в каталоге не содержится.
Зато очень многое известно о самом авторе евангельского цикла, и это воистину был человек необычный. Щедро одаренный Василий Поленов, родившийся 20 мая 1844-го в Петербурге в многодетной дворянской семье, учился на математика и получил диплом юриста в Петербургском университете, параллельно окончил с золотой медалью академию художеств. И вместе с таким же отличником и сокурсником Ильей Репиным имел право на уже упоминавшуюся 6-летнюю зарубежную стажировку, полностью оплаченную казной.
В Россию, однако, художник вернулся досрочно, за 2 года до официального окончания стажировки, и сразу же отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт. Его иллюстрации с поля боя публиковал журнал «Пчела», а за участие в сражениях он награжден медалью «За храбрость» и орденом Таковского креста.
Знаковое полотно Поленова «Христос и грешница» поначалу подвергли обструкции цензоры, зато император Александр III купил его за солидные 30 000 рублей, опередив московского коллекционера Павла Третьякова. На царский гонорар Поленов, мечтавший о «домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», купил участок земли и построил по своему проекту семейную усадьбу, ныне государственный музей-заповедник его имени.
Василий Дмитриевич счастливо женился в 1882 году на Наталье Васильевне Якунчиковой, дочери московского купца и промышленника. В браке родились шестеро детей: два сына (первенец умер маленьким) и четыре дочери. Поленов писал не только картины, но и музыку, активно занимался благотворительностью и одним из первых удостоился в 1926-м звания народного художника России.
Великий живописец умер 18 июля 1927-го в 83 года и похоронен на высоком берегу Оки на деревенском кладбище. На могиле, как и следовало по завещанию, поставлен деревянный крест, сделанный по его эскизу…
Подготовил Владимир Петров
Еще материалы рубрики:
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Константин Маковский и его полотно, от которого бросает в дрожь
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Рассказываем о судьбе музы и спутницы жизни Михаила Врубеля
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Ленин называл героиню этого портрета «Товарищ Феномен»
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. «Неравный брак»: откуда в Минске знаменитое полотно из Третьяковки
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Вы узнаете ее из тысячи: «Портрет неизвестной с цветами и фруктами»
Смотрите также: