ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Почему полотно «Минск 3 июля 1944 года» сравнивали с работами Сурикова и Репина
Самую знаменитую картину белорусского художника Валентина Волкова по праву сравнивают с шедеврами Репина и Сурикова. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».
Мы начинаем новый проект. «История одной картины» — это рассказ о шедеврах Национального художественного музея и об их авторах, о том, как создавались произведения и каким образом они попали в музейную коллекцию.
Монументальное, размером 2,5 на 5 м, полотно «Минск 3 июля 1944 года», гордость Национального художественного музея, кто-то осматривает бегло, кто-то останавливается и любуется. Но только вглядевшись в каждую деталь многофигурной композиции, угадывая эмоции персонажей и перипетии их судеб, начинаешь по-настоящему оценивать и титанический труд, и филигранное мастерство живописца. Мне помогает в этом искусствовед Ольга Архипова, и мы не сразу начинаем разговор…
Сусанна и старцы
…Теплое летнее утро. Кругом руины, небо затянуто клубами дыма, остановившийся посреди усыпанной битым кирпичом улицы танк, на броне которого возвышается улыбающийся воин с высоко поднятым автоматом, обступили горожане с цветами. За этой гусеничной машиной подъехала еще одна, на заднем плане отчетливо видно уцелевшее здание костела.
И всюду люди, очень много людей — улыбающихся, счастливых, не сдерживающих эмоции. Оккупанты в панике сбежали из Минска, позади томительные месяцы жизни впроголодь, страха, ожидания новых бед, и вдоволь настрадавшееся население города вышло приветствовать воинов-освободителей. Среди встречающих есть подпольщики, партизаны, старики, женщины, дети. Все они вместе с воинами слились в единую ликующую массу. Свобода!
Огромное многофигурное произведение «Минск 3 июля 1944 года», признанное сегодня классическим, белорусский художник Валентин Викторович Волков писал около девяти лет. История его создания удивительна, увлекательна и до сих пор таит немало загадок, разгадывать которые, вероятно, еще предстоит специалистам.
Так, существует версия, что свою монументальную, идеологически выверенную и выполненную в лучших традициях соцреализма картину, воспроизводящую героический момент истории советского народа, художник написал не в одном, а в двух экземплярах. По утверждению Леонида Щемелёва, он самолично видел второй вариант, точную копию, до сих пор, впрочем, не обнаруженную.
Родившийся в Ельце Орловской губернии 140 лет назад, в апреле 1881-го, и ушедший из жизни в 1964-м, В. Волков стал, по сути, продолжателем династии живописцев. И дед, и отец были художниками, работавшими на крепостника-помещика, а потом в мастерской елецкого дельца Черепанова. Неудивительно, что впечатлительный мальчик тоже постоянно рисовал в альбоме.
Получив первоначальное образование в городском училище в Нахичевани-на-Дону, Валентин Викторович в 1901 году поступил в Пензенское художественное училище, а после его окончания в 1907-м без экзаменов был принят в Петербургскую академию художеств. Получил диплом и звание художника-живописца в 1915-м, по словам О. Архиповой, за дипломную картину «Сусанна и старцы», к сожалению, не сохранившуюся.
Девять лет работы и триумф в Москве
Революцию художник, как многие его коллеги, встретил с энтузиазмом и, к примеру, в Петрограде вместе с легендарными Борисом Кустодиевым, Козьмой Петровым-Водкиным и иже с ними украшал город к годовщине Октября. Сегодня его эскизы для панно «Вся власть Советам!», «Штурм Зимнего», «Торжество рабочего» хранятся в Государственном Русском музее.
В 1919 году Валентин Викторович преподавал в художественной школе города Велижа, затем в Витебском художественном техникуме, писал тематические картины, портреты, пейзажи, натюрморты, иллюстрировал и оформлял книги, стал одним из создателей в 1926-м варианта герба БССР и так далее — словом, считался мэтром.
Но началась Великая Отечественная, и Волков с семьей не успели покинуть Минск. Художнику было 60 лет, и, чтобы элементарно выживать, ему пришлось взяться за кисть и в основном писать портреты, понятно чьи. Его вторая жена оказалась этнической немкой, и после освобождения Минска их дочерей, поработавших переводчицами, по доносу и обвинению в сотрудничестве с оккупантами сослали в Сибирь. Нина там и умерла, вернулась домой в 1950-х только Ирина…
Дамоклов меч тяжких подозрений висел и над Валентином Викторовичем. Благо он прошел через фильтрационную комиссию, доказав, что ни в чем крамольном замешан не был. А потом за короткий срок вместе с сыном Анатолием, тоже талантливым художником, выполнил огромное панно для партизанского парада, подтвердив свой профессионализм.
Договор на «Освобождение Минска», причем изначально для Дома правительства, с Волковым заключили в марте 1945-го. Питомец классической питерской школы к каждой фигуре делал десятки набросков, создавал множество пейзажных рисунков, срывая оговоренные сроки.
Естественно, заказчикам это не нравилось, ему на время даже прекратили положенные ежемесячные выплаты. Вмешался первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Пантелеймон Пономаренко. Он пришел в мастерскую, увидел масштаб картины и… распорядился продлить договор. Кропотливый труд над огромным полотном затянулся на девять долгих лет. Впервые картина «Минск 3 июля 1944 года» экспонировалась на Республиканской выставке в 1953-м, а в полностью готовом виде была выставлена в 1955-м в Москве на Второй декаде белорусской литературы и искусства.
И произвела, по признаниям современников, настоящий фурор. Валентину Викторовичу выплатили солидный гонорар, большая часть которого ушла на раздачу долгов, оплату мастерской, электричества и тому подобного. Но на новенькую «Победу» все-таки хватило. Вскоре ему присвоили звание народного художника БССР.
Безусловный шедевр
— С 1947 года, когда в Минске открыли художественное училище, — рассказывает О. Архипова, — Волков преподавал там, а впоследствии во вновь открытом театрально-художественном институте, воспитал не одну плеяду известных белорусских живописцев. И сам он очень основательно работал с натурой, ездил на пленэры со своими студентами, у нас в запасниках музея довольно много его этюдов, набросков. К «Освобождению Минска» Валентин Викторович сделал около 200 предварительных рисунков, портретов, всех своих персонажей изначально писал с натуры. А потом уже разместил и собрал в такую многофигурную композицию.
Причем имена многих натурщиков известны, подчеркивает моя собеседница. Художник специально ездил в воинскую часть в Уручье, искал там натурщиков для своей картины, в частности парня, позировавшего в форме танкиста с автоматом на броне, которому дарят цветы. На полотне изображены многие близкие и знакомые художника, обе дочки, сын со своей женой, третья супруга Волкова стоит в красном платье с цветами. Это была действительно очень тщательная подготовка, сказывалась академическая школа Питера. Недаром «Освобождение Минска» сразу начали сравнивать с картинами Сурикова и Репина.
Понятно, что полотно такого масштаба несло мощный идеологический заряд, но и художественные достоинства столь же очевидны. Работа выполнена на очень высоком профессиональном уровне. Это яркий пример реалистической живописи, где строго выстроена сложнейшая композиция с несколькими важными точками. Конечно, она и выписана профессионально, это настоящий учебник того, как надо делать и было принято в монументальной исторической живописи того времени.
Сразу после создания картина получила очень высокую оценку специалистов-современников и давно признана настоящим шедевром. Ни один рассказ о коллекции Национального художественного музея не обходится без упоминания о ней, она по праву входит в летопись белорусского искусства ХХ века.
Фото из архива Национального художественного музея
Смотрите также: