1200 90

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Вы узнаете ее из тысячи: «Портрет неизвестной с цветами и фруктами»

Автор этого произведения превратил «второстепенный» в русской живописи жанр в высокое искусство. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».

Portret neizvestnoj s czvetami i fruktami11Вы узнаете ее из тысячи. Картина Ивана Хруцкого «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» стала своего рода брендом Национального художественного музея, растиражирована, присутствует в многочисленных каталогах, буклетах и книгах, изображена на открытках и почтовой марке, а фрагментарно даже на денежной купюре и юбилейной монете, выпущенных в Беларуси.

Из захолустья в Петербург

Белорусского живописца, родившегося зимой 1810 года в местечке Улла Витебской губернии в многодетной семье униатского священника и ставшего впоследствии академиком российской Императорской академии художеств, считают в первую очередь одним из основоположников русского натюрморта. Да и с самой вышеупомянутой картиной далеко не всё так просто. Уже хотя бы потому, что на марке, выпущенной в Минске в 1983-м, она названа «Портрет жены с цветами и фруктами», но была написана в 1838 году, женился же автор только в 1844-м.

Так что его супругой увековеченная на холсте красавица никак быть в ту пору не могла!

Марки с вольными или невольными ошибками у филателистов имеют особую ценность. Но не в этом дело. Версия о том, что на картине изображена по крайней мере будущая спутница жизни великого художника, и сегодня популярна. Решительно опровергает ее искусствовед и ведущий специалист Национального художественного музея Юлия Лисай.

Lisaj— Полотно мы приобрели в 1960 году в частном собрании у коллекционера Клавдии Михайловны Строгановой в Ленинграде, — рассказывает собеседница, — и это неудивительно, поскольку написана она Хруцким в Санкт-Петербурге. На оборотной стороне сохранилось имя предыдущего владельца, жившего там же, С. А. Бильвина, который умер в блокаду в 1942-м.

Раньше считалось, что наш знаменитый земляк приехал из захолустья в Петербург в 17 лет чуть ли не самоучкой. Меж тем Хруцкий получил хорошее художественное, можно сказать, европейское образование еще в Полоцком высшем пиарском училище (до 1822-го — иезуитская академия) на факультете свободных искусств.

По окончании его юноша четыре года состоял помощником своего первого учителя рисования Ефима Спажинского. Тот учился в Виленском университете у известного живописца, ведущего представителя виленского классицизма Франтишка Смуглевича. Это еще раз подтверждает, что Хруцкий, приехав в Петербург, имел за плечами основательную художественную подготовку. Там он нашел для себя хорошую и почти не занятую нишу.

Признание и популярность

— В иерархии академических жанров, — продолжает Юлия Лисай, — главенствовали тогда исторический и мифологический, натюрморт не считался серьезным. XIX век — время огромных экономических и социальных преобразований, промышленная революция провоцирует появление новых денег. А Иван Фомич, очевидно, имел неплохую коммерческую жилку, позволившую сориентироваться в ситуации и удовлетворить запрос нового социального класса буржуа на живопись, подражавшую старым голландским мастерам.

Он получил пропуск в Эрмитаж для копирования великих мастеров, в том числе голландцев с их замечательными натюрмортами. Копирование — классическая для художественного образования ситуация, и Хруцкий ее использует, умело и грамотно подражая своим предшественникам.

Появляется тьма заказчиков, охотно покупающих его работы. Причем он в цене, невероятно популярен и делает очень много авторских повторений.

«Natyurmort s binoklem Plody i svecha» 1830 e11

«Натюрморт с биноклем» («Плоды и свеча»), 1830-е

Приблизительно за 10 лет пребывания в Петербурге Иван Фомич сколотил неплохое состояние. Заработанные деньги позволяют ему вернуться на родину и купить землю, по собственному проекту построить дом в Захарничах под Полоцком, обеспечить себе прочное материальное положение.

Он продолжал пахать как каторжник, долгие годы сотрудничал с митрополитом Литовским и Виленским Иосифом Семашко, писал портреты на заказ, иконы и так далее и ушел из жизни в 75 лет.

Возвращаясь же к нашей картине, к 1838-му Хруцкий четко понимал: чтобы стать преуспевающим художником в Российской империи, нужно иметь определенный статус, который могла дать Академия художеств. И в том же году представил на выставку в академию две работы: «Цветы и плоды» (именно так в каталоге назывался наш «Портрет неизвестной с цветами и фруктами») и «Старуха, вяжущая чулок», написанные в гладкой и тщательной академической манере. За них художник удостоился малой золотой медали, давшей возможность продвижения по службе в Табели о рангах. В 1839-м «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» ему присвоили звание академика.

Красивый миф?

— Причем это было время невероятной популярности Карла Брюллова, — отмечает искусствовед, — на знаменитой картине которого «Итальянский полдень» томная итальянка держит ветку винограда. По сути, Хруцкий делает почти то же самое — пишет женщину с фруктами и красной накидкой, хотя со славянскими чертами лица. Она одета иначе и помещена в другую ситуацию, сидит за столом на открытом воздухе.

«Avtoportret» 1884

«Автопортрет», 1884

Тем не менее у Хруцкого очень интересный состав цветов и фруктов, оранжерейный, конгломерат из голландских традиций XVII века и чего-то современного ему, простого и привычного для его среды. Он часто, например, использует одну и ту же посуду, тот же серенький кувшин изображен на нескольких работах в разных ракурсах. Такие кувшины выпускала фабрика Сергея Поскочина в Петербурге, специализировавшаяся на изготовлении фаянсовой посуды.

Я думаю, жанр картины — вовсе не портрет, дама не интересует художника как личность, характера ее мы не видим, она нужна для украшения. Изображенная женщина, конечно, не Анна Ксаверьевна Одровонж-Бебновская, с которой мэтр сочетался законными узами только в 1844 году. Скорее всего, это профессиональная модель, довольно часто появляющаяся на полотнах Хруцкого в 1830-е, а не кто-то из его знакомых, так как ее лицо встречается и на полотнах других художников. Версия о том, что Иван Фомич знал ее с детства и изобразил, уверена, просто красивый миф.

Жаль, но подписные портреты Анны Ксаверьевны, по которым можно было бы ее идентифицировать, до нас не дошли. Хотя не писать их Хруцкий не мог уже хотя бы потому, что изображал своих детей, тещу с тестем, других родственников. Иван Фомич считался великолепным портретистом, известным в этом качестве и в Петербурге, и в Вильно.

К сожалению, в музее нет пейзажей Хруцкого, хотелось бы иметь его автопортрет. Тем не менее коллекция работ нашего выдающегося земляка в Национальном художественном музее очень достойная, свыше 25 работ, 6 из них находятся в постоянной экспозиции.

Фото из архива Национального художественного музея

Еще материалы рубрики:

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Почему полотно «Минск 3 июля 1944 года» сравнивали с работами Сурикова и Репина

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Музыканты Президентского оркестра провели мастер-класс на «Марафоне единства»

Музыканты Президентского оркестра Беларуси провели в Могилёвской детской школе искусств № 1 им. И. М. Лученка мастер-класс 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

politika marafon edinstva prezidentskij orkestr stolyarov 48 kopiya

Это событие в программе «Марафона единства» стало, пожалуй, самым уютным и трогательным. В музыкальной школе собралась преимущественно детская публика — мальчишки и девчонки, которые мечтают стать знаменитыми музыкантами. Общение с артистами Президентского артиста вызвало у них искренние эмоции.

politika marafon edinstva prezidentskij orkestr stolyarov 58 kopiya

— Выступать перед детьми всегда волнительно. Они оценивающе на нас смотрят, и мы не должны их подвести. Это уже второе выступление в рамках «Марафона единства», и я думаю, что мы будем продолжать встречи с молодыми музыкантами, потому что для них это очень важно и интересно. Бывает непросто задать профессионалу какой-то вопрос. А здесь такая теплая встреча, открытый диалог, — сказал главный дирижер и художественный руководитель Президентского оркестра Виталий Кульбаков.

politika marafon edinstva prezidentskij orkestr stolyarov 65 kopiya

Было немало интерактива. Музыканты решили поставить новый рекорд в исполнении «Полёта шмеля» — предыдущее время 57 секунд. В этот раз композицию исполнили за 54 секунды.

На мастер-классе коллектив исполнил композиции Оловникова, Баха, Римского-Корсакова, Пахмутовой, Чайковского и др.

politika marafon edinstva prezidentskij orkestr stolyarov 67 kopiya

politika marafon edinstva prezidentskij orkestr stolyarov 57 kopiya

Самым трогательным моментом стало исполнение мечты учащейся школы Александры Смирновой. Девушка играет на домре седьмой год, и ее заветным желанием было сыграть с Президентским оркестром. Александру пригласили на сцену, и мечта девочки исполнилась. Также ей вручили подарок и пожелали поскорее начать карьеру профессионального музыканта.

politika marafon edinstva prezidentskij orkestr stolyarov 60 kopiya

politika marafon edinstva prezidentskij orkestr stolyarov 50 kopiya

— Историю с мастер-классами мы начали с Бобруйска. Это самое теплое мероприятие, которое только может быть, ведь дети — аудитория, у которой нет поддельной реакции. Если им нравится — значит, нравится, если нет — значит, нет. Сегодня мы расширили наш состав, сыграли «Полёт шмеля» и побили рекорд, проиграли с ребятами новую историю, — сказал представитель рабочей группы по организации и проведению акции «Марафон единства», директор Дворца Республики Максим Приходовский.

Фото Алексея Столярова

Новый виток российско-украинского конфликта обсудили на «Радио-Минск»

Новый виток российско-украинского конфликта и события в стране обсудили в программе «Вечерний политический канал» на «Радио-Минск» депутат Палаты представителей Анатолий Булавко и ведущие Алёна Родовская и Кирилл Казаков. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

⚡️ Военные реалии и безопасность Беларуси – исторический и современный контекст⚡️ Военные реалии и безопасность Беларуси – исторический и современный контекст

Украинский конфликт

Кирилл Казаков: — После разрешения США Украине наносить удары вглубь России последовала незамедлительная атака на Брянскую область — были сбиты пять выпущенных ракет ATACMS. Повлияет ли этот фактор на характер военных действий?

Анатолий Булавко: — С точки зрения практики угроза сильно переоценена. Поставки Запада Украине начались с «нелетальной помощи», затем программу предоставления оружия постепенно расширяли. Самое главное в этих условиях то, что и у нас, и у России есть средства, способные бороться с американскими ракетами. Украинское руководство говорит, что ракеты им нужны для защиты территории, однако возникает закономерный вопрос: «Как удары вглубь России спасут жизни украинцев?» Никак. При этом сейчас приходят сообщения о закрытии посольства США в Киеве. Это свидетельствует о том, что американцы опасаются ответного удара России.

Кирилл Казаков: — Стоит обратить внимание на то, что официально войну между Россией и Украиной никто не объявлял. Последняя ввела военное положение, которое постоянно продлевает. Если же руководство страны решится на объявление войны, тогда будут пересмотрены отношения со всеми международными структурами, включая МВФ и Всемирный банк.

Анатолий Булавко: — Конфликт на Украине продолжит существовать до тех пор, пока это будет кому-то выгодно. Поступает противоречивая информация о наличии у Украины большого количества дальнобойных ракет. Если на выпуске артиллерийских снарядов для самоходных орудий военные заводы разных государств получают колоссальную прибыль по сравнению с тем, что было до начала СВО, то производители ракет ATACMS тоже хотят увеличить свой доход. Поэтому разрешение Штатов Украине наносить удары вглубь России играет им на руку.

Кирилл Казаков: — За два месяца до окончания срока на посту Президента США Джо Байден решил вплотную приблизить мир к войне. К сожалению, украинский народ стал разменной монетой в попытках Байдена и американской администрации ослабить Россию.

Анатолий Булавко: — Большинство украинцев не интересуются политикой: они хотят жить и трудиться на своей земле, но им не дают это делать. В первую очередь они страдают от того, что их власти диктуют им навязанную политику. При этом у России есть огромные военные возможности, которые она не использует в полную силу, потому что не хочет уничтожать украинскую экономику, производственную и логистическую инфраструктуру.

000019 1732187964 677146 big

Фото БЕЛТА

Массовое помилование

Алёна Родовская: — Александр Лукашенко помиловал еще 32 человека, осужденных за экстремистские преступления, — 8 женщин и 24 мужчины. Из них 17 граждан имеют хронические заболевания, у многих есть дети, даже несколько. Сейчас у них появилась возможность начать жизнь с чистого листа.

Анатолий Булавко: — В таких ситуациях возникает вопрос: «Когда люди участвовали в протестах, они думали о своих детях?» Видимо, нет, иначе подумали бы дважды. Уверен, что наш Президент, принимая такое нелегкое решение, учел наличие у этих граждан детей.

Кирилл Казаков: — В 2020 году во время протестов на марши выходили женщины с детьми в колясках. Как многодетные семьи, они получили квартиру от государства — их обеспечили жильем, однако вышли протестовать против тех, кто им это жилье предоставил. В последующем многие уехали из Беларуси, видимо, решив, что на Западе им будет лучше, чем здесь.

Алёна Родовская: — Те, кто брал с собой на протесты маленьких детей, не осознавали, насколько это может быть опасно. В толпе могли находиться провокаторы, принесшие с собой взрывчатые вещества.

Анатолий Булавко: — Они гнались за сиюминутной выгодой и не думали о завтрашнем дне для себя, своих детей или тех, кому они навредили. Их можно сравнить с дрессированными животными, которые за лакомство сделают что угодно. В своих нереализованных амбициях и устремлениях они готовы винить всех, в том числе государство, кроме себя. К сожалению, есть категория людей без моральных принципов и устоев.

Дело Смовского

Кирилл Казаков: — Сейчас проходит суд по делу Константина Смовского, которого обвиняют по 26 эпизодам преступной деятельности. Он возглавлял 118-й карательный батальон, известный прежде всего тем, что сжег деревню Хатынь.

Алёна Родовская: — После окончания Второй мировой войны он проживал в Германии и США, однако власти этих стран предпочли не интересоваться прошлым Смовского или же просто закрыли глаза на его участие в массовом геноциде.

Анатолий Булавко: — В таких случаях мы должны помнить не только подвиги своих героев, но и поступки недругов. То, что спустя 80 лет проходит суд, на котором оглашаются факты геноцида белорусского народа, говорит о том, что мы не забываем тех страшных событий. Память о них нужно передавать из поколения в поколение. Подвиги ветеранов останутся в нашей истории, но, к сожалению, через несколько лет уже почти не будет свидетелей тех событий.

Современные нацисты

Анатолий Булавко: — Между людьми, которые 80 лет назад совершали убийства белорусов, и теми, кто сейчас в Польше и Литве заявляет о смене власти в нашей республике, нет разницы. Если они предпримут какие-то действия в отношении нашей страны, после них останется только выжженная земля. Они прекрасно понимают, что с хлебом и солью их встречать не будут.

Алёна Родовская: — Они много говорят об освобождении Беларуси, хотя на самом деле преследуют только одну цель — уничтожить ее.

Кирилл Казаков: — Нынешний европейский либерализм позволил активному меньшинству, которое призывает к эскалации напряженности в отношениях между нашими государствами, победить и диктовать Европе навязанную политику.