IT + география. В БГУ собираются учить новой специальности
Не только знание географии, но и умение программировать. В БГУ собираются открыть новую специальность для тех, кто мечтает работать в туриндустрии. Подробности узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».
В компьютерах — искусственный интеллект, на предприятиях — роботы вместо людей, кругом — максимальная технизация быта человека. Чтобы описать то, что сейчас происходит в нашем обществе, ученые придумали новый термин — «индустрия 4.0», или очередная промышленная революция.
Одной из первых на вызовы времени реагирует, безусловно, система образования. Надо готовить кадры, умеющие мыслить системно, глобально, для которых компьютер — главный помощник и напарник. Так, Белорусский государственный университет со следующего года планирует предложить студентам новую специальность «геотехнологии туризма и экскурсионная деятельность». Несмотря на то что некоторые столичные вузы обучают работников для туриндустрии, в БГУ подчеркивают: их направление выгодно отличается. Подробности мы узнали у заместителя декана факультета географии и геоинформатики БГУ Владимира Махнача.
Натурпродукт
— Моя профессия — географ, но еще я экскурсовод. Мы видим, что появились предпосылки для развития новых направлений. Сегодня набирает обороты не международный, а внутренний туризм. Недавно просматривал статистику экскурсий в голландских музеях: жители этого государства стали посещать их в пять раз больше, чем в доковидные времена. Подобные моменты наблюдаем и у нас: ощущается большой интерес к национальному туристическому продукту. Поэтому как никогда нужны кадры, в том числе для разработки новых маршрутов, предложений для путешественников. Такие запросы сегодня поступают от Министерства спорта и туризма. Знаю, что скоро появится экскурсия, посвященная развитию шоколадной отрасли в Беларуси. Кроме того, людям интересен образовательный, познавательный туризм, они хотят знакомиться со своей страной.
IT-тур
— В стране продолжается реализация государственной программы «Беларусь гостеприимная», которая направлена на развитие конкурентоспособного туристического комплекса, увеличение вклада этой сферы в национальную экономику. А без высококвалифицированных специалистов достичь этого невозможно. Во-первых, они должны иметь классическое географическое образование. Однажды я сопровождал туристов из Великобритании: они хотели в нашей стране… послушать пение птиц. Притом их интересовали конкретные виды. И мы столкнулись с тем, что в крупных национальных парках нет сотрудников, которые смогли бы организовать подобный маршрут. Во-вторых, необходимы кадры, владеющие информационными технологиями, умеющие продавать продукт в глобальной сети. Сегодня, по сути, любое путешествие начинается в интернете. И если до пандемии менеджеры могли участвовать в международных выставках, конференциях, где демонстрировали свои услуги, то сейчас это сделать сложнее. И еще важный момент: пандемия показала, что туризм — это сплошные риски. Можно продать путевку, но внезапно страна объявляется красной зоной. Что делать? Задача наших будущих специалистов — создавать базы данных, в том числе используя искусственный интеллект. Это позволит оперативно с учетом предпочтений и бюджета людей перенаправлять потоки. Сегодня формируются онлайн-сервисы и платформы, которые отвечают требованиям индустрии туризма 4.0. Это самостоятельные технологические комплексы — картографические, информационные, цифровые системы, Big Data. Всем этим нужно уметь владеть для прогнозирования той или иной ситуации.
Поэтому студенты будут изучать «Цифровые технологии в туризме», «Основы web-проектирования и web-аналитики», «Туроперейтинг», «ГИС-анализ и моделирование в туризме» и другое. Они овладеют знаниями по географии, экономике. Набирать ребят собираются со следующего года на бюджетную и платную формы.
Выпускникам будет присваиваться квалификация «Географ. Специалист по туристско-экскурсионной деятельности». Место работы — Министерство спорта и туризма Беларуси, туристические компании.
Стоит задача сформировать туристический имидж Беларуси на международном уровне. В этом помогут комплекс картографических, информационных и прочих систем, Big Data. Условно, национальный продукт может быть представлен в автомобильных навигаторах, справочниках, картографических сервисах и так далее.