1200 90

IT + география. В БГУ собираются учить новой специальности

Не только знание географии, но и умение программировать. В БГУ собираются открыть новую специальность для тех, кто мечтает работать в туриндустрии. Подробности узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».

zamenaВ компьютерах — искусственный интеллект, на предприятиях — роботы вместо людей, кругом — максимальная технизация быта человека. Чтобы описать то, что сейчас происходит в нашем обществе, ученые придумали новый термин — «индустрия 4.0», или очередная промышленная революция.

Mahnach

Одной из первых на вызовы времени реагирует, безусловно, система образования. Надо готовить кадры, умеющие мыслить системно, глобально, для которых компьютер — главный помощник и напарник. Так, Белорусский государственный университет со следующего года планирует предложить студентам новую специальность «геотехнологии туризма и экскурсионная деятельность». Несмотря на то что некоторые столичные вузы обучают работников для туриндустрии, в БГУ подчеркивают: их направление выгодно отличается. Подробности мы узнали у заместителя декана факультета географии и геоинформатики БГУ Владимира Махнача.

Натурпродукт

Моя профессия — географ, но еще я экскурсовод. Мы видим, что появились предпосылки для развития новых направлений. Сегодня набирает обороты не международный, а внутренний туризм. Недавно просматривал статистику экскурсий в голландских музеях: жители этого государства стали посещать их в пять раз больше, чем в доковидные времена. Подобные моменты наблюдаем и у нас: ощущается большой интерес к национальному туристическому продукту. Поэтому как никогда нужны кадры, в том числе для разработки новых маршрутов, предложений для путешественников. Такие запросы сегодня поступают от Министерства спорта и туризма. Знаю, что скоро появится экскурсия, посвященная развитию шоколадной отрасли в Беларуси. Кроме того, людям интересен образовательный, познавательный туризм, они хотят знакомиться со своей страной.

IT-тур

— В стране продолжается реализация государственной программы «Беларусь гостеприимная», которая направлена на развитие конкурентоспособного туристического комплекса, увеличение вклада этой сферы в национальную экономику. А без высококвалифицированных специалистов достичь этого невозможно. Во-первых, они должны иметь классическое географическое образование. Однажды я сопровождал туристов из Великобритании: они хотели в нашей стране… послушать пение птиц. Притом их интересовали конкретные виды. И мы столкнулись с тем, что в крупных национальных парках нет сотрудников, которые смогли бы организовать подобный маршрут. Во-вторых, необходимы кадры, владеющие информационными технологиями, умеющие продавать продукт в глобальной сети. Сегодня, по сути, любое путешествие начинается в интернете. И если до пандемии менеджеры могли участвовать в международных выставках, конференциях, где демонстрировали свои услуги, то сейчас это сделать сложнее. И еще важный момент: пандемия показала, что туризм — это сплошные риски. Можно продать путевку, но внезапно страна объявляется красной зоной. Что делать? Задача наших будущих специалистов — создавать базы данных, в том числе используя искусственный интеллект. Это позволит оперативно с учетом предпочтений и бюджета людей перенаправлять потоки. Сегодня формируются онлайн-сервисы и платформы, которые отвечают требованиям индустрии туризма 4.0. Это самостоятельные технологические комплексы — картографические, информационные, цифровые системы, Big Data. Всем этим нужно уметь владеть для прогнозирования той или иной ситуации.

туризм путешествия туристы

Фото Depositphotos

Поэтому студенты будут изучать «Цифровые технологии в туризме», «Основы web-проектирования и web-аналитики», «Туроперейтинг», «ГИС-анализ и моделирование в туризме» и другое. Они овладеют знаниями по географии, экономике. Набирать ребят собираются со следующего года на бюджетную и платную формы.

Выпускникам будет присваиваться квалификация «Географ. Специалист по туристско-экскурсионной деятельности». Место работы — Министерство спорта и туризма Беларуси, туристические компании.

Стоит задача сформировать туристический имидж Беларуси на международном уровне. В этом помогут комплекс картографических, информационных и прочих систем, Big Data. Условно, национальный продукт может быть представлен в автомобильных навигаторах, справочниках, картографических сервисах и так далее.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.