Как актриса Вера Васильева устроила личную жизнь благодаря новому фильму, а песенники написали легендарные куплеты
«Хвастать, милая, не стану». 70 лет назад благодаря новому фильму актриса Вера Васильева устроила личную жизнь, а песенники написали куплеты, которые мы помним и сегодня. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Плагиат или совпадение
Театральный режиссер Борис Равенских был учеником Всеволода Мейерхольда, работал в его театре. Когда в 1939 году Всеволода Эмильевича арестовали и начали проверку всех его знакомых, ночью в квартиру Равенских пришел Эраст Гарин (да-да, тот самый король из «Золушки» (1947)) и шепотом произнес: «Срочно собирайся, бери все теплые вещи, за тобой не сегодня, так завтра придут». Он увез Бориса глубоко в лес, спрятал у знакомого лесника, где Равенских провел целый год. Потом шум поутих, внимание всевидящего ока переключилось на новые сенсационные дела, и о постановщике забыли.
Но он, как потом вспоминал, думал, что на Лубянке материалы на него были, просто решили придержать для удобного случая, когда статус его поднимется и Равенских станет полезен им как информатор. По собственному признанию, вплоть до смерти Сталина в 1953-м Борис Иванович почти еженощно ожидал ареста. И вот в таком психологическом состоянии ставил комедийные спектакли.
В 1949-м в руки режиссера попала пьеса Николая Дьяконова «Свадьба с приданым». Кстати, в биографии автора есть любопытная строка: в 1929-1932 годах Дьяконов работал лесорубом и актером передвижного театра. Вот так раньше люди совмещали профессии! Сюжет пьесы в духе времени. В ней любовь и, конечно же, производство. Бригадиры двух соревнующихся колхозов, Ольга Степанова и Максим Орлов, влюблены друг в друга. Но Ольга ударница и передовик, а у Орлова не выходит достигнуть ее показателей. Поэтому, когда он засылает сватов, разговор заканчивается ссорой о сборе урожая. Ситуация обостряется, когда за Степановой начинает ухлестывать первый парень на деревне Николай Курочкин. Но куда ему против Орлова! Максим перевыполняет план, чем окончательно пленит сердце строптивой комсомолки Степановой. В общем, соцреализм бьет ключом на протяжении всего повествования. Хотя, если посмотреть с другой стороны, всего четыре года назад закончилась война, людям хотелось смотреть такие безделицы и даже обманываться. К слову, будем надеться, что драматург до написания пьесы не видел фильма «Кубанские казаки» (1949), ведь сюжет почти идентичен.
Вы титаны
Постановку репетировали в Московском театре сатиры. Роль Степановой доверили Вере Васильевой, которая, кстати, выходит на сцену и сегодня, в свои 96 лет. Орлова играл Владимир Ушаков. В процессе работы над спектаклем пробовали исполнять разные популярные в те годы песни. Но все они казались неуместными. Тогда пригласили композитора-народника, виртуозного баяниста Николая Будашкина. Сочиненные им песни в духе колхозных вечеринок с плясками не устроили. Как вспоминала Васильева, режиссеру пришлось пустить в ход тяжелую артиллерию и позвать знаменитых авторов — поэта Алексея Фатьянова и композитора Бориса Мокроусова. Очевидцы рассказывали, что соавторы общались с помощью шуток-прибауток. В процессе такого общения родились песни «Зацветает степь лесами», «На крылечке твоем», а также куплеты Коли Курочкина, которые памятны и сегодня благодаря заложенному в них юмору. Посудите сами — парень удивляется, что девушка не обращает на него внимания, и поет:
Обо мне все люди скажут:
Сердцем чист и не спесив.
Или я в масштабах ваших
Недостаточно красив?
Но про новые рубахи
И костюм, что в праздник сшил,
Мне районный парикмахер
Комплименты говорил.
Забавен и финал:
Я тоскую по соседству
И на расстоянии.
Ах, без вас я, как без сердца,
Жить не в состоянии.
Откровенно говоря, такие куплеты похожи на частушки. В эпоху табу на критические высказывания они были единственным средством выразить недовольство по тому или иному поводу на какой-нибудь колхозной вечеринке. Впрочем, если переборщить в остроте слов, то и за частушки могли написать донос.
Когда всё было готово, в театре состоялось прослушивание. Мелодии так понравились, что исполнитель роли Курочкина Виталий Доронин выкрикнул из зала: «Вот это прямое попадание! Какие же вы!.. Вы титаны!» Верится, что артист был искренен.
Премьера состоялась в марте 1953 года. Спектакль произвел фурор. В течение 5 лет его показывали 152 раза. В 1951-м Вере Васильевой, режиссеру и драматургу за постановку присудили Сталинскую премию III степени в размере 25 тысяч рублей.
Почти пророчество
Летом 1953 года, после смерти вождя, так называемое сталинское малокартинье закончилось. На «Мосфильме» одновременно взяли в работу десяток комедий. Решили экранизировать и «Свадьбу с приданым».
Киноверсию спектакля делать не собирались. Хотели создать полнометражное кино. Но, чтобы не начинать работу с нуля, на все роли пригласили актеров из спектакля. Из него взяли и музыку. Борис Равенских стал сорежиссером картины и отвечал за работу с артистами. Процессом съемок занималась постановщик Татьяна Лукашевич, которая адаптировала пьесу для экрана.
Первые восемь послевоенных лет по факту стали в кино периодом патетики: снимали биографические картины типа «Пржевальский» (1951), или киноленты о войне, или производственные драмы наподобие «Кавалера Золотой Звезды» (1951). Поэтому, когда после долгого перерыва на экране появились комедии, одной из которых стала «Свадьба с приданым», в кино пошла вся страна. Вера Васильева мгновенно стала известной. Но самое любопытное, что именно фильм оказался поворотным моментом в личной жизни актрисы. Исполнитель роли ее экранного жениха Владимир Ушаков влюбился в девушку по-настоящему, признался в этом и сделал предложение, однако получил отказ. Васильева пришла в театр в 1948 году, накануне работы над спектаклем. Сталинская премия в 25 лет, ранняя кинослава — всё это слегка вскружило девушке голову. Пылкий влюбленный проявил терпение, сказав, что не настаивает, но будет ждать в надежде на изменение решения.
В последующие 3 года Веру Кузьминичну не звали сниматься в кино, и ее звездный запал поостыл. В 1956-м пара сыграла свадьбу. Актеры счастливо прожили вместе 56 лет. Поэтому название «Свадьба с приданым» оказалось почти пророческим. Почти — потому что какое у молодого актера или актрисы в советские годы могло быть приданое? Разве что полные закрома творческого энтузиазма.
Если возвратиться к песне, а точнее к куплетам Курочкина, их популярность поддерживают современные исполнители. Олег Газманов пел их в образе тракториста в «Старых песнях о главном». В разных проектах федеральных каналов их исполняли Александр Панайотов, Алексей Гоман, группы «Блестящие» и «На-На».
Читайте также:
- Премьера «Князя Игоря» в Минске, фильмы Юрия Кары и смерть Ибаррури. Этот день в истории: 12 ноября
- Фильм-катастрофа «Экипаж» и третья перепись населения в Беларуси. Этот день в истории: 30 октября
- Валерий Гаркалин пробовал поступать во все театральные вузы Москвы, но его отвергли. Карьеру начинал за ширмой в кукольном театре
- Стал знаменитым еще в детстве, но надолго ушел из кино. Вспоминаем Романа Мадянова
- Почему Ивану Пырьеву не понравился фильм, снятый по повести Достоевского с Марчелло Мастроянни