Как Асанова снимала честное кино про советских подростков, и какие эпизоды все же вырезали
Цензоры обвиняли режиссера фильма Динару Асанову в том, что в ленте «Не болит голова у дятла» она порочит город, носящий имя великого Ленина. В чем причина такой оценки и интересные факты со съемочной площадки — в материале корреспондента газеты «Минский курьер».
О чем кино
Семиклассник Сева Мухин обожает играть на ударных инструментах. А еще он влюблен в одноклассницу Иру Фёдорову. Ребята дружат, юноша провожает девушку после школы домой, но идеальными их отношения не назовешь: подростки то ссорятся, то мирятся. К тому же Сева ревнует подругу к другим кавалерам и все не решается признаться в своих чувствах. Будучи в летнем лагере, он получает от Иры письмо, в котором та сообщает, что навсегда уезжает в Мурманск — туда переводят отца-военного. Добравшись до вокзала, парень бежит по рельсам за уходящим поездом…
Пять лет ожидания
Будущий режиссер Динара Асанова родилась в городе Фрунзе (ныне Бишкек, Кыргызстан) в 1942 году. Открыв для себя кинематограф, решила, что будет работать в этой сфере. И по окончании школы в 1961-м пришла к директору «Киргизфильма», умоляла взять ее хотя бы дворником. Однако улицу мести не пришлось. Динара трудилась ассистентом по реквизиту. Каждое лето ездила в Москву, пробуя поступить во ВГИК. Получилось с третьего раза. Постановщик Михаил Ромм считал режиссуру мужской профессией, но для юного дарования с горящими глазами сделал исключение. И ни разу об этом не пожалел. Однокурсниками Асановой стали Станислав Говорухин и Сергей Соловьёв.
После окончания вуза в 1968 году Динара не могла найти работу. На родном «Киргизфильме» предлагали вернуться на должность ассистента. Лишь спустя пять лет, в 1973-м, главный редактор Первого творческого объединения «Ленфильма» Фрижета Гукасян посмотрела дипломную короткометражку Динары «Рудольфио» и предложила ей прочесть залежавшийся в шкафу сценарий Юрия Клепикова. В нем все было как-то не по-советски. Напоминало французское авторское кино. Материал заинтересовал режиссера.
Литературную основу Асанова существенно переделала. Клепиков был хоть и молод, но мастит. По его произведениям уже сняли картины Андрей Кончаловский, Виталий Мельников, Виктор Трегубович. Однако Юрий решил не мешать Динаре и посмотреть, что получится из задуманного. Как позже выяснилось, сценарий для Асановой оказался даже не опорной, а отправной точкой.
Разные судьбы
Четырнадцатилетняя Лена Цыплакова не мечтала об актерской карьере. Однажды Асанова с супругом Николаем Юдиным пришла в гости в дом семьи девочки. Муж Динары занимался промышленным дизайном, как и родители Лены. Школьница же ничего не знала о профессии новой знакомой. А через год последняя пригласила ее на кинопробы на роль красавицы Иры Фёдоровой. В ту пору Цыплакова действительно была несказанно хороша. Обошлись фактически без проб. Асанова просто читала с Леной сценарий. Расспрашивала о ее взглядах на те или иные поступки персонажей. Этого оказалось достаточно. Позже Цыплакова стала популярной актрисой, снялась еще в нескольких фильмах Динары. И даже слыла секс-символом советского кино. Но в 1985 году, путешествуя с киноделегацией по Африке, заразилась малярией и, борясь с недугом, набрала лишний вес, от которого не сумела избавиться. Продолжила карьеру в качестве режиссера. Иногда получала приглашения на роли в новом амплуа.
Асанова сама с ассистентами ходила по школам, всматривалась в лица подростков на улице. Так нашелся Саша Жезляев, исполнитель роли Севы Мухина. К сожалению, его жизнь оборвалась в 33 года: провалился под лед на озере Осиновском под Санкт-Петербургом.
А Саша Богданов, сыгравший Лёву Булкина, погиб в 28 лет в уличной драке.
Демократичной учительницей на экране стала Екатерина Васильева. Она тогда была супругой однокурсника Динары, Сергея Соловьёва. В 1970–1980-е очень много снималась, однако в 1993 году ушла послушницей в Толгский монастырь. Потом вернулась в профессию и даже появилась в белорусской ленте «Глубокое течение» (2005).
Из известных артистов роли второго плана исполнили Михаил Светин, Николай Гринько. Но их зачем-то переозвучили чужими голосами.
Вечные вопросы
Картину снимали в ленинградской школе № 53, на Крестовском и Каменном островах, Петроградской стороне и Чёрной речке. Асанова попросила оператора-постановщика и художника выбрать локации непарадного города на Неве. В 1970-е за отремонтированными и окрашенными фасадами зачастую скрывались темные, неухоженные дворы-колодцы с облупленными стенами и плесенью. Они и были местом обитания подростков. Таким образом постановщик хотела поместить персонажей в аутентичную атмосферу.
Динара приветствовала импровизацию, сближавшую игровое кино с документальным. Забрала у всех артистов прочитанные сценарии и попросила общаться, следуя сюжетной линии, употреблять привычную им лексику. И действительно, в кадре герои будто не играют, а живут. Так режиссер приглашала юных исполнителей к соавторству, говорила с ними на равных.
В СССР фильм стал одним из первых для детей и юношества, в котором отражены сомнения и страхи, противоречия, тихое неистовство подрастающего поколения, а также сложности в общении с родителями. Поэтому некоторые эпизоды при выпуске вырезали. А кадры ленинградских неухоженных дворов жестко сократили — мол, авторы намеревались дискредитировать город Ленина. Однако это не ухудшило тонкую, глубокую, лиричную ленту. Те, кто ее понял, удивлялись, как Д. Асановой удалось проникнуть в головы подростков, пытающихся понять, кто они.
Справочно
Дятел в названии фигурирует потому, что главный герой живет в частном доме вблизи леса. Играя на ударных, Сева слушает ритм стука клюва птицы и использует его как метроном. Кроме того, дятлы действительно не страдают от головной боли, хотя иногда долбят дерево с частотой более 40 ударов в секунду: кости их черепа имеют губчатую структуру и срабатывают как подушка безопасности.
Фото из интернета
Еще материалы рубрики:
И смех, и грех на киношном курорте: как снимали фильм «Будьте моим мужем»
Актриса Татьяна Васильева едва не погибла из-за норовистой кобылы. Как снимали фильм «Дуэнья»
«Дорогой мой человек»: как личная драма Макаровой помогла создать шедевр
Почему в сериале «Трасса» логика и здравый смысл проседают, и в чем тогда секрет успеха ленты
Михаил Боярский отказался от главной роли в этой ленте. Его заменил непрофессиональный актер