Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов
Расцвет массового увлечения фотографией начался в середине 1950-х. А ведь до этого любительскую фотосъемку подумывали запретить. Почему этого не случилось и как развивалось фотоискусство в СССР — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Орудие классовой борьбы
Еще Достоевский в романе «Подросток» писал, что фотография часто застает личность внезапно, такой, какова она есть. Поэтому в иную минуту умный может выглядеть глупым, а суровый — мягким. Но очевидно, что именно в этой правде момента есть ценность.
Это хорошо понимали советские вожди. 11 октября 1918-го вышло распоряжение Совнаркома: «Все фотографы, имеющие негативы или копии снимков, изображающие революционные события начиная с 27 февраля 1917 года, обязаны зарегистрировать их в кинематографических комитетах Москвы и Петрограда. Неповиновение приказу карается штрафом в размере до 5 000 рублей». Понятно, что цель документа — сохранить для истории снимки героических моментов, а компрометирующие кадры уничтожить. На все десятилетия советской власти фотография стала средством агитпропа. Так, в 1920-м во втором номере журнала «Политработник» (орган Политуправления Реввоенсовета) опубликовали материал, призывавший взяться за обучение фотографии красноармейцев. Естественно, на политзанятиях наряду с технологиями фотодела акцентировали внимание на том, что стоит запечатлевать, а за какие снимки будут карать по революционным законам.
В 1922 году появился документ Наркомпроса, регламентирующий порядок производства фотокиносъемок событий внутренней жизни СССР. Основная мысль: съемки производятся в каждом отдельном случае с разрешения местных отделов управления в городах, особенно во время торжеств и парадов. Власть опасалась, что в кадр попадет нечто идеологически невыдержанное.
Фотография, особенно любительская, в полуголодной послевоенной стране — тонкий лед. Иной несознательный гражданин мог зафиксировать разрушения и запустения за парадным фасадом молодого государства и отправить пленку в зарубежную прессу. Проще было на начальном этапе вовсе запретить любительскую фотографию.
Но лучше возглавить
Вчерашние революционеры понимали: все недозволенное, как правило, уходит в подполье. Любое движение лучше возглавить, задав ему верное направление. Поэтому в 1922 году начали появляться официальные объединения фотолюбителей. В них было проще отследить настроения поклонников фотодела, сигнализировать куда следует на неблагонадежных. В то же время дефицит фотоаппаратуры и фотоматериалов притягивал в фотокружки всех, кому хотелось стать мастером светописи. Им рекомендовали отображать в художественной фотографии труд, быт, природу СССР, советское строительство и его деятелей, национальные особенности жизни народов Союза.
Появилось большое количество фотожурналов: «Советское фото», «Фотограф», «Фотолюбитель». В них публиковали не только снимки, но и рекомендации для начинающих. Любопытны и важны заголовки статей: «Даешь дешевый советский фотоаппарат», «Фото в СССР — одно из орудий классовой борьбы и социалистического строительства», «Фотолюбитель! Вступай в борьбу с религиозным дурманом». В 1930-е в Стране Советов наладили выпуск фотокамер «ФЭД» и «Турист», складного малоформатного аппарата «Смена».
В период Великой Отечественной в прифронтовых зонах и промышленных городах любительскую съемку запретили. Да и сразу после войны на это хобби время находили единицы.
Расцвет массового увлечения фотографией начался в середине 1950-х. В Домах пионеров, школах, летних лагерях открывали тысячи фотокружков для детей. А на предприятиях и в учреждениях — фотоклубы, где обменивались опытом и хвастали своими произведениями. Если в хрущевские времена наличие фотоаппарата в семье считалось роскошью, то в 1980 году в мультфильме «Каникулы в Простоквашино» пес Шарик уже бегал с фоторужьем! Традицией стали фотопоходы в живописные места, выставки любительских работ. Ограничения на съемку тоже существовали, например в закрытых городах, приграничной зоне. Однако до абсурда в запретах доходило редко.
Алхимия снимка
Сегодня цифровой снимок — дело мгновенное. А пленочные фотоаппараты, помимо понятия о композиции и кадрировании, требовали определенных знаний. К пленке относились бережно, на ней обычно было всего 36 кадров. Правда, обладатели аппарата «Агат-18» могли сделать 72 снимка — эта техника умела располагать кадры не вдоль, а поперек. Самой подходящей для улицы являлась пленка со светочувствительностью 65 единиц, а для помещений — 130. Ее требовалось заправить в кассету, стараясь не прикасаться к поверхности, дабы не оставить пятна на нежном покрытии. Делали это в темноте, чтобы не засветить ленту. Потом кассету устанавливали в камеру.
Проявка пленки и печать фотографий еще более волнительное священнодействие, сродни алхимии. Сначала в ход шел проявочный бачок. Важно было соблюсти температуру реактивов и время обработки. Фотопечать — длительный, однако увлекательный процесс. Нет смысла описывать его полностью. Но, когда из-под увеличителя вынимали снимок, погружали его в ванночку с проявителем, и на колеблющемся в жидкости листе фотобумаги медленно все четче начинали появляться контуры изображения, многие испытывали упоение. Потом фотография попадала в лоток с закрепителем, после чего ее промывали и сушили на специальном устройстве — глянцевателе.
Фотоаппараты в СССР — отдельная тема. Например, в 1957 году в столице БССР открыли Минский механический завод им. С. И. Вавилова (ныне — «БелОМО»).
На нем выпускали линейку популярных устройств «Смена» разной модификации. Стоили они около 15 рублей. Школьник мог накопить такую сумму, экономя на карманных расходах. С минского конвейера сходили и фотоаппараты «Весна», «Чайка», упомянутый выше «Агат-18», «Вилия», «Орион», «Эликон» и, наконец, уже в 1970-х — знаменитый зеркальный «Зенит». Базовая модель последнего стоила 100 рублей (без малого средняя зарплата по стране), а модернизированный «Зенит — TTL» — 250 рублей. Для многих фотолюбителей эта техника была пределом мечтаний.
В наш прогрессивный век в смартфонах хранится немереное количество снимков. Однако электронные носители фиксируют хладнокровно, без всякого магического флера. Другое дело — пленка. Она будто любила человека. И сейчас во многих семьях хранятся пухлые фотоальбомы, заполненные карточками, сделанными и в 1950, 1960, 1970-е годы, и даже 100 лет назад. Согласитесь, от них исходит особый аромат эпохи. Поэтому и в настоящее время есть подвижники, увлекающиеся фотоделом в старом формате.
Читайте также:
От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники
«Картошку все мы уважаем». Как проводились обязательные сельхозработы в СССР
Электричка была не только транспортом. Когда в СССР появились электропоезда
Читайте также:
- Опера «Евгений Онегин», Освальд остается в СССР, убийство Индиры Ганди. Этот день в истории: 31 октября
- Родились Иван Павлов и Олег Басилашвили, вышел альбом The Beatles Abbey Road. Этот день в истории: 26 сентября
- Когда на флоте ввели тельняшки, и почему на первых фото нет улыбок. Этот день в истории: 19 августа