1200 90

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

Расцвет массового увлечения фотографией начался в середине 1950-х. А ведь до этого любительскую фотосъемку подумывали запретить. Почему этого не случилось и как развивалось фотоискусство в СССР — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

c0994ce4 4a01 5f8e 8248 aa46d32c0ef2

Орудие классовой борьбы

Еще Достоевский в романе «Подросток» писал, что фотография часто застает личность внезапно, такой, какова она есть. Поэтому в иную минуту умный может выглядеть глупым, а суровый — мягким. Но очевидно, что именно в этой правде момента есть ценность.

Это хорошо понимали советские вожди. 11 октября 1918-го вышло распоряжение Совнаркома: «Все фотографы, имеющие негативы или копии снимков, изображающие революционные события начиная с 27 февраля 1917 года, обязаны зарегистрировать их в кинематографических комитетах Москвы и Петрограда. Неповиновение приказу карается штрафом в размере до 5 000 рублей». Понятно, что цель документа — сохранить для истории снимки героических моментов, а компрометирующие кадры уничтожить. На все десятилетия советской власти фотография стала средством агитпропа. Так, в 1920-м во втором номере журнала «Политработник» (орган Политуправления Реввоенсовета) опубликовали материал, призывавший взяться за обучение фотографии красноармейцев. Естественно, на политзанятиях наряду с технологиями фотодела акцентировали внимание на том, что стоит запечатлевать, а за какие снимки будут карать по революционным законам.

В 1922 году появился документ Наркомпроса, регламентирующий порядок производства фотокиносъемок событий внутренней жизни СССР. Основная мысль: съемки производятся в каждом отдельном случае с разрешения местных отделов управления в городах, особенно во время торжеств и парадов. Власть опасалась, что в кадр попадет нечто идеологически невыдержанное.

Фотография, особенно любительская, в полуголодной послевоенной стране — тонкий лед. Иной несознательный гражданин мог зафиксировать разрушения и запустения за парадным фасадом молодого государства и отправить пленку в зарубежную прессу. Проще было на начальном этапе вовсе запретить любительскую фотографию.

Но лучше возглавить

Вчерашние революционеры понимали: все недозволенное, как правило, уходит в подполье. Любое движение лучше возглавить, задав ему верное направление. Поэтому в 1922 году начали появляться официальные объединения фотолюбителей. В них было проще отследить настроения поклонников фотодела, сигнализировать куда следует на неблагонадежных. В то же время дефицит фотоаппаратуры и фотоматериалов притягивал в фотокружки всех, кому хотелось стать мастером светописи. Им рекомендовали отображать в художественной фотографии труд, быт, природу СССР, советское строительство и его деятелей, национальные особенности жизни народов Союза.

Появилось большое количество фотожурналов: «Советское фото», «Фотограф», «Фотолюбитель». В них публиковали не только снимки, но и рекомендации для начинающих. Любопытны и важны заголовки статей: «Даешь дешевый советский фотоаппарат», «Фото в СССР — одно из орудий классовой борьбы и социалистического строительства», «Фотолюбитель! Вступай в борьбу с религиозным дурманом». В 1930-е в Стране Советов наладили выпуск фотокамер «ФЭД» и «Турист», складного малоформатного аппарата «Смена».

В период Великой Отечественной в прифронтовых зонах и промышленных городах любительскую съемку запретили. Да и сразу после войны на это хобби время находили единицы.

Расцвет массового увлечения фотографией начался в середине 1950-х. В Домах пионеров, школах, летних лагерях открывали тысячи фотокружков для детей. А на предприятиях и в учреждениях — фотоклубы, где обменивались опытом и хвастали своими произведениями. Если в хрущевские времена наличие фотоаппарата в семье считалось роскошью, то в 1980 году в мультфильме «Каникулы в Простоквашино» пес Шарик уже бегал с фоторужьем! Традицией стали фотопоходы в живописные места, выставки любительских работ. Ограничения на съемку тоже существовали, например в закрытых городах, приграничной зоне. Однако до абсурда в запретах доходило редко.

sjwzvxh3b 4

Алхимия снимка

Сегодня цифровой снимок — дело мгновенное. А пленочные фотоаппараты, помимо понятия о композиции и кадрировании, требовали определенных знаний. К пленке относились бережно, на ней обычно было всего 36 кадров. Правда, обладатели аппарата «Агат-18» могли сделать 72 снимка — эта техника умела располагать кадры не вдоль, а поперек. Самой подходящей для улицы являлась пленка со светочувствительностью 65 единиц, а для помещений — 130. Ее требовалось заправить в кассету, стараясь не прикасаться к поверхности, дабы не оставить пятна на нежном покрытии. Делали это в темноте, чтобы не засветить ленту. Потом кассету устанавливали в камеру.

Проявка пленки и печать фотографий еще более волнительное священнодействие, сродни алхимии. Сначала в ход шел проявочный бачок. Важно было соблюсти температуру реактивов и время обработки. Фотопечать — длительный, однако увлекательный процесс. Нет смысла описывать его полностью. Но, когда из-под увеличителя вынимали снимок, погружали его в ванночку с проявителем, и на колеблющемся в жидкости листе фотобумаги медленно все четче начинали появляться контуры изображения, многие испытывали упоение. Потом фотография попадала в лоток с закрепителем, после чего ее промывали и сушили на специальном устройстве — глянцевателе.

Фотоаппараты в СССР — отдельная тема. Например, в 1957 году в столице БССР открыли Минский механический завод им. С. И. Вавилова (ныне — «БелОМО»).

На нем выпускали линейку популярных устройств «Смена» разной модификации. Стоили они около 15 рублей. Школьник мог накопить такую сумму, экономя на карманных расходах. С минского конвейера сходили и фотоаппараты «Весна», «Чайка», упомянутый выше «Агат-18», «Вилия», «Орион», «Эликон» и, наконец, уже в 1970-х — знаменитый зеркальный «Зенит». Базовая модель последнего стоила 100 рублей (без малого средняя зарплата по стране), а модернизированный «Зенит — TTL» — 250 рублей. Для многих фотолюбителей эта техника была пределом мечтаний.

В наш прогрессивный век в смартфонах хранится немереное количество снимков. Однако электронные носители фиксируют хладнокровно, без всякого магического флера. Другое дело — пленка. Она будто любила человека. И сейчас во многих семьях хранятся пухлые фотоальбомы, заполненные карточками, сделанными и в 1950, 1960, 1970-е годы, и даже 100 лет назад. Согласитесь, от них исходит особый аромат эпохи. Поэтому и в настоящее время есть подвижники, увлекающиеся фотоделом в старом формате.

Читайте также:

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

«Картошку все мы уважаем». Как проводились обязательные сельхозработы в СССР

Электричка была не только транспортом. Когда в СССР появились электропоезда

Читайте также:

minsk novosti 910 110
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Голы Селявы и Куликова принесли минскому «Динамо» победу в чемпионате страны по футболу

В матче 27-го тура чемпионата Беларуси по футболу в Высшей лиге столичное «Динамо» на своем поле разложило на лопатки «Слуцк» — 2:0, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

dinamo sluczk

На финишном отрезке минчане впечатляют. Команда сметает с пути всех соперников, двигаясь к второму подряд чемпионству. Была осечка в поединке с «Витебском» (0:1), но после нее подопечные Вадима Скрипченко одержали пять побед подряд. Одна из них была добыта, когда часть игроков клуба была занята в матчах за национальную команду Беларуси. «Слуцк» выдал отрезок из 11 поединков без проигрышей. И лишь недавно уступил «Неману» из Гродно и БАТЭ.

aleksandr selyava

В первом круге чемпионата «Слуцк» на родном поле «сгорел» минским динамовцам (0:5). Ныне, когда столичный клуб открыл счет на 40-й секунде (отличился Александр Селява), показалось, что очередного разгрома «сахарникам» не избежать. Однако затем игра успокоилась. Да, хозяева владели инициативой, были моменты, но хромала реализация. «Слуцк» может похвастаться тем, что искал счастья у чужих ворот. Причем две классные возможности гости упустили, пробив неточно из выгодных положений. Неприятным моментов для динамовцев стала травма Ивана Бахара. Игрок покидал пределы поля на носилках.

nikita demchenko

Во втором тайме минчане принялись активнее расшатывать оборону оппонента. Наверняка, тренерский штаб требовал более серьезного преимущества на табло. Завелся Павел Седько, который давненько не забивал. Сначала он упустил шанс отличиться с убойной позиции, а затем не реализовал пенальти. В обоих случаях на высоте оказался вратарь «Слуцка» Илья Брановец. Но второй мяч влетел-таки в сетку его ворот. Это Даниил Куликов сыграл на опережение, сделав счет 2:0. Столичный клуб продолжал наседать на ворота Брановца. Работа имелась и у его коллеги-оппонента Фёдора Лапоухова. Оба сделали все, чтобы счет больше не менялся. Хозяева на осеннем этапе победили со счетом 2:0 уже в шести играх.

Результаты других матчей:

«Днепр» (Могилёв) — «Динамо» (Брест) — 0:3;

«Минск» — «Славия» (Мозырь) — 1:1;

БАТЭ (Борисов) — «Неман» (Гродно) — 0:3.

В субботу сыграют также жодинское «Торпедо-БелАЗ». Еще три поединка состоятся в воскресенье:

13:00. «Нафтан» (Новополоцк) — «Шахтер» (Солигорск);

15:00. «Сморгонь» — «Арсенал» (Дзержинск);

17:00. «Гомель» — «Ислочь» (Минский р-н).

Фото dinamo-minsk.by

Дождь, мокрый снег и до +8 °С ожидаются в Беларуси 3 ноября

Прохладная, облачная с прояснениями погода ожидается в Беларуси 3 ноября. Днем во многих районах страны пройдут дожди, по северо-востоку — с мокрым снегом, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

umbrella 4807314 1280 1

Фото pixabay.com

Ночью будет преимущественно без осадков, на северо-востоке республики ожидаются небольшие осадки.

Ветер прогнозируется северо-западный и западный порывистый, иногда сильный порывистый.

В темное время суток температура воздуха опустится до -2… +3 °С. Днем в стране потеплеет до +2… +8 °С. При этом в Гродно и Бресте воздух прогреется до +7 °С, в Гомеле — до +6 °С, в Минске и Могилёве — до + 5 °С, в Витебске — до +4 °С.