Как лечат домашних животных в ветеринарных клиниках Минска
Как развивается и чего достигла ветеринария столицы, изучала корреспондент агентства «Минск-Новости».
В городе сейчас работают 10 государственных и более 20 частных ветлечебниц. Ветеринарная санитарная станция на ул. Минина, 4, была открыта в 1911 году. Первоначальное здание сохранилось до сих пор, только периодически перестраивалось. С 22 декабря 2001 года станция приобрела статус госучреждения.
— Мы проводим лечебные и профилактические мероприятия в отношении сельскохозяйственных и домашних животных, — рассказывает начальник ГУ «Минская городская ветеринарная станция» Тамара Степанькова. — В нашу структуру входят 9 государственных ветеринарных станций (по одной на каждый район), группа круглосуточной ветеринарной помощи, городская ветлаборатория, 12 лабораторий ветсанэкспертизы, которые работают на столичных рынках, и 4 ветаптеки.
— Какого уровня специалисты у вас работают?
— Врачей готовит Витебская государственная академия ветеринарной медицины. Это специалисты широкого профиля, которые оказывают комплекс необходимых услуг, исключая узкую специализацию. Если взять, к примеру, стоматологию, то в частных клиниках собаке или кошке даже прикус могут исправить, брекеты поставить, потому что там работают специалисты, прошедшие обучение в России. В государственных ветстанциях пломбировать или протезировать зубы хвостатым не будут, но основные виды помощи по стоматологии и другим направлениям окажут не менее профессионально. Также есть ветфельдшеры, которые окончили специализированные колледжи. Всего с высшим образованием у нас 132 специалиста, со средним специальным — 60. Средний возраст — 40 лет. Периодически наши специалисты повышают свою квалификацию. Текучести кадров практически нет, потому что за работу все держатся, ведь трудоустроиться в сфере ветеринарии в столице непросто.
— Как оснащены районные станции?
— Есть все необходимое для приема и лечения животных. Оборудование качественное. Сейчас по городу функционируют 5 УЗИ-аппаратов. Специалистов по УЗИ подготовили на курсах при Витебской ветакадемии. Также обучили одного своего рентгенолога. Остальные — из медучреждений, работают по договору подряда. Имеется и хорошо оснащенная лаборатория, где проводятся, в частности, исследования крови, фекалий, мочи.
— Тамара Владимировна, ветеринары клятву Гиппократа, как медики, не дают. Но чувство сострадания к животным еще никто не отменял. К сожалению, иногда приходится наблюдать обратное… По каким принципам отбираете специалистов?
— Прежде всего, ветврач должен профессионально выполнять долг — лечить пациентов. Новички сначала 3 месяца проходят стажировку. Их курируют опытные специалисты. Конечно, мы за ними наблюдаем, в том числе и как они относятся к животным. Но тот, кто не любит братьев меньших, вряд ли пойдет учиться в ветакадемию. Я сама выросла в деревне, у нас всегда была всякая живность, поэтому сознательно выбрала ветеринарию. Если мы видим, что специалист не профессионален и ему безразлично, выздоровеет животное или нет, с ним расстаемся. Такие случаи уже были.
— Какие проблемы еще предстоит решить?
— Хотелось бы иметь более просторные помещения. К примеру, ветстанция Октябрьского района в пер. Линейном переоборудована из небольшого магазина, и сотрудникам пришлось приспосабливаться к этим условиям.
Спускаемся на первый этаж в группу круглосуточной ветеринарной помощи, где в двух кабинетах ведется врачебный прием. Однако днем там почти пусто, очередь появляется ближе к вечеру. Входим в лабораторию, где делают исследование на гормоны щитовидной железы, кортизон (гормон надпочечников) и другие.
— Любите животных? — спрашиваю у ведущего ветврача лаборатории Ларисы Юхнович.
— У меня дома две кошки и собака, — отвечает та. — Песик у нас уже был, когда зимой на улице муж нашел котенка и принес в дом. Сказал, что наш ребенок должен расти с домашними животными, чтобы быть добрее. Так и жили. А когда собака состарилась и умерла, кошка перестала есть и пить, затосковала. Чтобы ее спасти, опять взяли котенка. И кошка оклемалась. Оба живут у нас до сих пор.
В прошлом году в Минской горветстанции на ул. Минина, 4, открыли свой груминг-кабинет. Там все похоже на обычную парикмахерскую. На полках — шампуни, лосьоны, средства для ополаскивания, перекись для обеззараживания на случай, если кожа будет повреждена. Устройство для выщипывания волос. Разных размеров фены. Машинка для стрижки.
— Чаще всего приводят постричь собак, — уточняет грумер Светлана Якубова. — Приносят фото из журналов и просят: «Сделайте вот так». А другие владельцы сами показывают, где короче, где длиннее, где сбрить, округлить, у йоркширских терьеров — оставить «штанишки» на лапках или «юбочку». Также иногда просят оформить «под шиншиллу», лесенкой. Летом приходят стричь и кошек, чтобы им не было жарко.
Далее отправляемся на ул. Гурского, 42, где располагаются ветстанции Фрунзенского и Московского районов. По дороге Тамара Владимировна рассказывает, что все услуги ветеринарных госучреждений города платные. Правда, по сравнению с частными клиниками цены значительно ниже. Ежегодно в первом квартале проводится бесплатная вакцинация домашних животных против бешенства антирабической вакциной «Белраб» отечественного производства. Также без всякой оплаты делается и вакцинация против классической чумы свиней, исследования лошадей на сап, крупного рогатого скота на бруцеллез, туберкулез, лейкоз и др.
На Гурского, 42, заглядываем в операционную. На столе после процедуры стерилизации под воздействием наркоза спит кошечка Боня, одетая в специальную попонку. Рядом ее пробуждения ждет хозяйка. Состояние киски периодически проверяет специалист.
— Работаю 10 лет, и практически каждый день приходится оперировать, — рассказывает ветврач Евгений Демьянович. — Хорошо, когда люди обращаются своевременно и животное выздоравливает. Плохо, когда визит к нам запаздывает и уже ничего нельзя сделать. Я своих хвостатых пациентов очень жалею. Дома у меня живет пес Стасик, ему 4 года.
В следующем кабинете проводят чипирование. Чип — индивидуальный номер для животного. Выглядит он как маленькое рисовое зернышко, находится внутри иглы.
— Он выталкивается шприцем и вводится под кожу в области холки, — объясняет начальник ветстанции Фрунзенского района Ирина Заровская. — Сделан из биосовместимого стекла и несет в себе информацию — номер. Затем заполняется анкета и вводится в базу данных. По ней можно определить, кто владелец животного, узнать его адрес и телефон. Чип помогает найти потерявшегося питомца, кроме того, он обязателен при выезде за рубеж.
— Много ли желающих на эту процедуру?
— С котами приходят нечасто, а с собачками массово. Делать это можно в любом возрасте, начиная с 1 месяца.
— На здоровье как-то влияет?
— Нет. Чип лежит в подкожной клетчатке всю жизнь. Аллергических реакций не вызывает. Вся процедура вместе с материалом стоит чуть более 30 руб.
Выходим в коридор. Там своей очереди дожидаются владельцы кошек, собак, кроликов и других братьев меньших. Отзывы о работе местных Айболитов в основном положительные: хвостатые любимцы получают квалифицированную помощь. Всего за 2016 год районными ветстанциями принято более 68 700 домашних животных.
Побывала корреспондент и в одном из частных ветеринарных заведений столицы — клинике «Альфа-Вет».
— Работаем с 2008 года, — рассказал директор предприятия Александр Ушачёв. — В Минске функционируют два филиала, один из которых круглосуточный. На прием к определенному специалисту можно заранее записаться по телефону. Дежурный врач принимает по живой очереди.
При первом обращении данные о питомце и его владельце заносятся в электронную карту, что очень удобно. Там отражена история болезни и лечения: результаты анализов, обследований, сделанные назначения. Посетители наблюдают за движением своей очереди по монитору, в промежутке между познавательными передачами о животных.
Проходим по кабинетам, где ведется прием. Все они оборудованы одинаково, и, независимо от профиля, врач может работать в любом из них. В манипуляционной проводятся различные лечебные и профилактические процедуры. Для капельниц установлены инфузионные насосы и шприцевые дозаторы, что позволяет точно отмерять количество препаратов и скорость их введения. Рядом с каждым столом стоят мягкие стульчики для владельцев. Для больших собак есть специальные матрасы.
— Ультразвуковые исследования проводим на аппарате экспертного класса, — демонстрирует приборы Александр Евгеньевич.
Также в клинике оборудован стационар для круглосуточного пребывания хвостатых пациентов, где обеспечивается необходимая температура. Есть и кислородная камера.
— Это лаборатория, — показывает еще одно помещение директор. — Здесь проводим исследования на современном оборудовании: общий и биохимический анализ. А также диагностику пироплазмоза, соскобов и цитологические исследования. Недавно приобрели биохимический экспресс-анализатор, который позволяет получить анализ крови в течение 7 минут.
Имеется и хорошо оснащенная операционная. В ближайшее время откроется свой рентген-кабинет.
— Александр Евгеньевич, как вы готовите своих специалистов?
— Хранилище базовых знаний — Витебская академия ветеринарной медицины. И все мы ее прошли. У нас специалист сначала работает врачом общего профиля. Потом выбирает специализацию и обучается по выбранному направлению. Закрепляется за старшим врачом, который курирует его работу и допускает затем к самостоятельной деятельности. С целью профессионального развития и обмена опытом все ветврачи участвуют в различных конференциях, симпозиумах и мастер-классах. Специализация сотрудников весьма разнообразна. В клинике работают врачи общей практики, визуальные диагносты, онколог, офтальмолог, стоматолог, хирург, травматолог, дерматолог и кардиолог. А также специалист по редким экзотическим животным.
— Должны ли ветеринарные работники сострадать братьям меньшим?
— Наша кадровая политика направлена на то, чтобы в клинике работали люди, неравнодушные к проблемам животных и переживаниям их хозяев. Девиз коллектива: «Лечим животных по-человечески».
Фото автора и Вячеслава Дашиневича