1200 90

Как ловили мух и торговали в Минской губернии в XIX веке

Под Минском появился первый в республике музей «Торговая лавка». В Заславле открылась постоянная экспозиция, посвященная истории торговли. Что там смогут увидеть посетители, рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» главный хранитель фондов историко-культурного музея-заповедника Александр Рак.

— В конце XIX — начале XX века значительную часть жителей в местечке Заславль составляли евреи, — пояснил А. Рак. — Некоторые из них были ремесленниками. Остальные торговали, причем прямо в своих домах, отведя одну половину домочадцам, другую, с отдельным входом, — лавке. В Заславле лет 100–130 назад функционировало от 10 до 15 частных торговых точек. В них продавали посуду, крупы, хлеб, табачные изделия, орудия труда, инструменты, ткани и многое другое. Мы постарались воссоздать интерьер и атмосферу лавки того времени. Экспонатов набралось больше сотни. Что-то покупали, что-то приносили местные жители.

IMG 6566 kopiyaВошли внутрь. Помещение не очень большое — примерно 15–16 кв. м, как и было в далеком прошлом. Вот традиционная стойка, за которой встречал посетителей хозяин. По стенам — полки с расставленным товаром. Чего там только нет! Самовары, подносы, лампы, ручные кофемолки, медные тазики, миски и ведра, ступки, котелки, утюги. Внизу — холщовые мешочки с чаем, приправами. Большая сахарная голова. Кстати, из настоящего сахара. От нее откалывали куски и продавали на развес.

Среди вещей много всяких диковинок. Наши предки не владели продвинутыми технологиями, но жить тоже хотели с комфортом. И придумывали всякие хитрости. Например, приспособление для уничтожения мух. Для чего оно, сразу и не понять. Долго разглядывала стеклянную колбочку необычной формы. Дно не сплошное, а с прорезью по окружности, стоит на трех ножках на поддоне. Внутри края изогнуты вверх.

— Это мухоловка, — объяснил А. Рак. — В желобок заливали сироп, горлышко сверху закрывали пробкой. Мухи снизу забирались в жидкость, а выбраться уже не могли.

Вот это и есть сладкая смерть! Полезное изобретение, и никакой химии. Еще один предмет — слегка изогнутый резервуар из меди с пробкой литра на полтора. По бокам ушки. Назначение его неясно. В итоге оказалось, что это… грелка. Внутрь заливали горячую воду и клали на спину или грудную клетку при простудах. Вещица досталась музею от местного дедушки. Признался, что держал в ней самогонку. А когда гнать перестал, грелка актуальность потеряла.

А вот глиняная бутылка начала XX века. В таких из Германии в Беларусь привозили минеральную воду. Продал емкость музею заславский абориген, который тоже держал там самопальное спиртное. На полках напротив — старинная фарфоровая посуда. Надпись на донышке тарелки гласит: «Товарищество М. С. Кузнецова — поставщика Его Императорского Величества». Раритет приобрели у одной минской семьи.

Ниже в ряд зависли с десяток колокольчиков. По размеру примерно одинаковые, но с разным звучанием.

— Часть колокольчиков из Нижегородской губернии, где их и отлили, — продолжил главный хранитель фондов. — А на этих написано: «Дар Валдая, 1877 год». Отгадайте, для чего они служили?

Перебрала все возможные варианты, но ни один не подошел.

— Дороги в XIX веке шириной не отличались, и в сумерках или ночью повозки могли столкнуться, — сказал А. Рак. — Чтобы этого не произошло, под дугами лошадиной упряжи подвешивали колокольчики. Слышны они были издалека, возницы двигались с осторожностью и уступали друг другу дорогу. Кроме того, колокольный звон служил сигналом для почтовых станций. Когда ямщик приближался, ему уже готовили смену лошадей.

Еще одна «непонятка» — большая медная кружка с двумя близко расположенными ручками. Не угадав ее назначение, снова спросила:

— Зачем две ручки?

— Кружка — мера для сыпучих продуктов. На рынке торговали не только мешками, но и в розницу. И зачерпнуть муку, соль, крупу, держа кружку двумя руками, гораздо легче и удобнее, чем одной.

С любопытством рассматривала и другие экспонаты: старинные купюры Российской империи, спички и папиросы, мыло середины XIX века производства завода Крестовниковых, весы 1910 года изготовления, небольшие медные чайники и кастрюльки на ножках, которые ставили прямо на огонь.

Невозможно было не задержаться возле одной из стен, на которую нанесены старинные меры длины. Наши предки прекрасно их знали, а вот наше поколение с ними не знакомо. Оказывается, пядь — это расстояние от кончика вытянутого указательного до кончика вытянутого большого пальца и составляет 17,78 см. Аршин измеряется от кончиков пальцев руки до плеча и равен 71,12 см, локоть — от кончиков пальцев до локтя и достигает 45 см.

Сложнее всего с косой саженью: она измеряется от поднятой вверх и наискось руки до мыска противоположной ноги и составляет 2,48 м. Впечатляет! Интересно, в каких случаях использовали эту меру? По крайней мере, поговорка «косая сажень в плечах» вряд ли могла соответствовать реальности.

Вышла из музея «Торговая лавка» с полным ощущением того, что побывала в историческом прошлом.

Фото Сергея Пожоги

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.