Как минчане оценивают безопасность дорожного движения и качество транспортной инфраструктуры
В третьем квартале 2024 года Институт социологии Национальной академии наук Беларуси провел исследование о безопасности дорожного движения. Как жители столицы оценивают качество транспортной инфраструктуры — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Правила пишем вместе
Телефонный опрос проводили в столице, во всех областных городах, в некоторых райцентрах и сельских населенных пунктах. Выборочно узнали мнение 900 респондентов. О результатах в Минске рассказал руководитель Центра оперативных исследований Института социологии НАН Беларуси кандидат социологических наук, доцент Александр Бельский.
— Такой опрос мы провели впервые, — пояснил ученый-социолог. — В Беларуси разработан План реализации на 2024 год Концепции обеспечения безопасности дорожного движения. Важное место в проекте занимает создание системы мониторинга общественного мнения в области дорожного движения и обеспечения его безопасности. Он позволит подготавливать научно обоснованные управленческие решения в этой сфере. Учет общественного мнения поможет своевременно разрешать противоречия в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Сами виноваты
— Кого минчане считают виновниками опасных, конфликтных ситуаций на проезжей части или тротуарах?
— Такой вопрос мы задали респондентам, — уточнил А. Бельский. — По мнению почти половины опрошенных жителей столицы (46,9 %), столкнувшихся с нарушением ПДД, опасность на дороге создают водители. Еще 40,4 % причиной конфликтных дорожных ситуаций назвали опасное поведение пешеходов. Особую роль играет и низкий уровень культуры поведения у всех участников дорожного движения. Так считают 35,8 %. Гораздо меньшее значение минчане отводят низкому качеству дорожной инфраструктуры (8,9 %). Затруднились ответить 6,1 %. При этом в нашем городе чаще, чем по Беларуси в целом, случаются автомобильные пробки и перекрывается дорожное движение (24,5 и 14,1 % соответственно). А вот невысокий уровень транспортной инфраструктуры жители столицы отмечали почти вдвое реже, чем в целом по республике (8,9 и 17,5 % соответственно).
Со «спящими» все в порядке
— От качества дорожной инфраструктуры во многом зависят удобство и комфорт передвижения жителей любого населенного пункта, — отметил собеседник. — Поэтому мы предложили минчанам оценить дорожную инфраструктуру в столице по пятибалльной шкале. Выяснилось, что в целом респонденты ею довольны. Однако участники опроса обозначили определенные моменты, над которыми предстоит работать. Меньше всего горожане удовлетворены наличием стоянок для велосипедов и самокатов — их оценили на 3,8 балла. Примерно на том же уровне оценили количество стоянок для автотранспорта — 3,7 балла.
Конфликт интересов
— Сегодня электросамокаты и другие средства персональной мобильности — головная боль для многих пешеходов в Минске. Планируете ли исследование по этой теме?
— Нынешний опрос представляет собой пилотный проект, — пояснил ученый-социолог. — Поэтому если Министерство транспорта и коммуникаций в 2025 году поддержит проведение более масштабного исследования, то появится возможность предметнее изучить этот вопрос. Тема транспорта на тротуарах действительно актуальна.
По мнению А. Бельского, пешеходам довольно трудно привыкнуть к появлению новых участников трафика на тротуарах. Они не чувствуют себя в безопасности. Им трудно осознать, что на территории, исконно принадлежавшей им, появились транспортные средства. Столкновения с катающимися на тротуарах приводят к конфликтам и травмам.
— Тема животрепещущая и нуждается в коллективном обсуждении, — резюмировал А. Бельский. — Для новых видов электротранспорта необходимо выработать правила, которые обеспечат равную безопасность и комфорт для всех. Стоит отметить, что и самокатчики при падении часто получают серьезные травмы.
Штрафы не панацея
— Какие меры минчане считают действенными для повышения уровня безопасности дорожного движения и его комфорта?
— По данным нашего исследования, на первое место жители столицы поставили улучшение дорожной инфраструктуры, — подчеркнул А. Бельский. — Так считают 33,2 %.
В топ-3 факторов оказались увеличение штрафов за нарушение ПДД и усиление контроля со стороны правоохранительных органов за водителями и пешеходами. Их назвали соответственно 30,1 и 30,0 % участников опроса. Важную роль может сыграть и проведение информационно-просветительских мероприятий (28,0 %). Как действенную меру в борьбе за безопасность на дорогах и тротуарах 17,7 % респондентов рассматривают ужесточение требований для получения водительского удостоверения. Затруднились ответить 10,7 %. Интересно, что минчане выступают сторонниками увеличения штрафов за нарушение ПДД чаще, чем жители других регионов Беларуси в целом (30,1 и 22,0 % соответственно).