Как модернизируют ливневую канализацию столицы
Зачастившие этим летом дожди создают чрезвычайные ситуации не только транспортному сектору, борются с ними многие службы. Можно ли совладать со стихией и что для этого делают в столице, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал заместитель директора — главный инженер предприятия «Горремливнесток» Алексей Фильченков.
Немига исчезла из сводок

Фото носит иллюстративный характер
— Мы постоянно работаем над тем, чтобы минимизировать последствия подтоплений и снизить нагрузку на ливневую сеть города, — рассказал Алексей Олегович. — Раньше ул. Немигу обильные осадки парализовали несколько раз за сезон, но в последние годы она исчезла из чрезвычайных сводок. Это потому, что в середине прошлого десятилетия был построен мощный коллектор. Он перехватывает транзитные стоки, ранее поступавшие из жилого сектора на ул. К. Либнехта, Р. Люксембург и пр. Дзержинского и перенаправляет их в район ул. Маяковского и Полевой, где возвели коллектор большого диаметра — 2,4 м.
После ливней вода держится лишь на уровне дорожных бортов, что не препятствует движению транспорта. Торговые предприятия перестали нести имущественный ущерб.
Упреждение и устранение
И это лишь один из примеров на фоне весьма разветвленной и протяженной сети ливневой канализации, которую сегодня имеет столица Беларуси. Ее общая протяженность — почти 2 126 км, из них 352 км и наиболее сложная инфраструктура — в ведении «Горремливнестока». А это 19 очистных сооружений открытого (пруды) и закрытого типа (подземные емкости), 29 выпусков на магистральных коллекторах, свыше 5 300 смотровых колодцев. И еще фильтры и отстойники, выполняющие функции очистки поверхностного стока перед сбросом в водные объекты города. Это коммуникации диаметром от 1 до 3 м, залегающие на глубине от 2 до 30 м. Основная часть ливневой канализации меньшего диаметра, расположенной на улично-дорожной сети, и дождеприемные колодцы — на балансе районных «Ремавтодоров».

Алексей Фильченков
— Это огромное хозяйство содержат и обслуживают предприятия «Горремавтодора Мингорисполкома». Трудимся все вместе на благо жителей города, на упреждение и пока, увы, неизбежное устранение чрезвычайных ситуаций, — отметил А. Фильченков. — А в случае их возникновения действуем оперативно по плану реагирования «Посейдон» вместе со столичными подразделения МЧС, ГАИ, предприятием «Столичный транспорт и связь» и другими. Мы регулярно осматриваем свою инфраструктуру, чтобы она была в исправном состоянии. Обходчики ежемесячно проводят наружную проверку коллекторов, раз в год обследуем внутренние полости коммуникаций, а где это затруднительно, подключаем телеинспекцию. Контроль проводим и после каждого ливня. Отслеживаем целостность конструкций, герметичность смотровых и дождеприемных колодцев, наличие провалов ливневки, засоров от песка, вымываемого с улично-дорожной сети и газонов.
На семи холмах
Нужно учитывать и специфику территории, на которой находится наш город, что тоже отражается в деятельности структурных подразделений «Горремавтодора». Еще издревле утверждалось, что Минск возник на семи холмах. И он выше всех соседних столиц — 283 м над уровнем моря. Для сравнения: Москва, Киев, Варшава и Вильнюс соответственно 255 м, 179 м, 113 м и 112 м. Отсутствие равнинного ландшафта вносит свои коррективы при выпадении интенсивных осадков редкой повторяемости, к тому же они всегда проявляются непредсказуемо, спорадически и на ограниченной территории. Вода, как известно, имеет свойство скапливаться в низменных точках. Расположенные в них и на относительно ровных участках дождеприемные колодцы у бортового дорожного камня не могут одномоментно пропустить ее огромные объемы. К тому же бурный поток очень часто забивает решетки бытовым, строительным мусором и песком, что препятствует его сходу.
— Дождевые коллекторы изначально проектируются согласно гидравлическим расчетам (диаметрам), подходящим для данной площади водосбора и транспортировки сточных вод, — акцентировал А. Фильченков. — Но обильные осадки на небольшой площади порой перекрывают их. Чтобы полностью обезопасить столицу от риска подтоплений, надо построить ливневку протяженностью около 20 км диаметром 6 м, что сопоставимо с тоннелями нашей подземки. Но это неоправданно с учетом всех капризов этой стихии. Так, по итогам многолетних наблюдений в июне мы исходили из месячной нормы осадков 79 мм на кв. м, а выпало плюс еще неравномерно 173 мм, что составляет 219 %. В июле отталкивались от 98 мм, но половина нормы уже вышла за эти пределы за несколько часов…
Положительный результат

Работа по содержанию и созданию новой ливневой инфраструктуры расширяющейся столицы многогранна и затратна, однако уже возымела положительный результат.
— В конце 2024 года был реализован крупный проект, — подытожил Алексей Олегович. — Реконструировано очистное сооружение в Лошице на ул. Чижевских, где устроен 3-километровый коллектор большого диаметра. Он собирает и очищает поверхностный сток с Октябрьского района, в частности ЖК «Минск Мир». Местная река по определению не могла принять в себя такие объемы воды.
Сейчас в три этапа в столице реализуются еще несколько проектов. Это строительство коллектора диаметром 2 м, перехватывающего поверхностные воды промузла «Западный» на существующие очистные сооружения в районе деревни Ярково. Продолжается возведение трех аварийных выпусков, что разгрузит магистральный коллектор «Слепянка» и снимет проблемы с ул. Васнецова, Плеханова, Ванеева. Особое внимание теперь к масштабному строительству жилого комплекса «Северный Берег», что изначально требует устройства разнообразных инженерных коммуникаций, в том числе дождевой канализации с очистными сооружениями и, разумеется, капитальных вложений. А это около 15 км только магистральных коллекторов! Ведь ранее эта территория имела сельскохозяйственное назначение.
Справочно
2 126 км — протяженность столичной сети ливневой канализации. Из них 352 км и наиболее сложная инфраструктура — в ведении «Горремливнестока». Это 19 очистных сооружений, 29 выпусков на магистральных коллекторах, свыше 5 300 смотровых колодцев.
Фото автора и БЕЛТА





















