«Как молоды мы были». Александр Градский превратил эту песню в свою визитную карточку
Александра Градского не рассматривали в качестве исполнителя песни «Как молоды мы были» для фильма «Моя любовь на третьем курсе». Просто он случайно оказался в нужном месте в нужное время. Как это было — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Не все поняли верно
В который раз вспоминается строчка Анны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Если бы не плакатный пропагандистский фильм «Моя любовь на третьем курсе», снятый в середине 1970-х по пьесе Михаила Шатрова «Лошадь Пржевальского», песня «Как молоды мы были» никогда не родилась бы. По сюжету, студенческий стройотряд приезжает в целинный совхоз строить школу. Между комиссаром отряда и командиром возникает спор. Первый считает, что ребята должны работать и жить по принципу коммуны, деньги распределять поровну, отказываться от оплаты переработок. Словом, трудиться за идею. Командир настаивает на бригадном принципе, по которому каждый получит суммы в зависимости от трудозатрат. В общем, он, такой-сякой, гонится за длинным рублем и идейная составляющая его не интересует. Конечно, общая концепция сводится к тому, что желание зарабатывать постыдно. Комсомольский задор и бескорыстная самоотверженность важнее.
Вообще Шатров был неплохим литератором. Умел выстраивать драматургию конфликта в своих произведениях. Только темы для своих пьес и сценариев всегда выбирал конъюнктурные. Обратите внимание на названия: «Именем революции», «Большевики», «Диктатура совести», «Брестский мир»… Удивитесь, но все эти произведения ставили в сотнях театров СССР. Они были кстати, так как помимо творчески интересующих пьес всем советским режиссерам из Минкульта спускали тематический план на год. На его основании должны были появляться спектакли, приуроченные к знаковым советским датам, например к дню Октябрьской революции. Поэтому такие авторы, как Михаил Филиппович, были всегда востребованы.
Но вот что странно. Сначала планировалось, что в фильме студенты будут петь песню «Как молоды мы были» вечером у костра! Забавно бы выглядела картина, как 18-летние юнцы, глядя на пламя, над которым закипает вода в котелке, затянули хором:
Первый тайм мы уже отыграли
И одно лишь сумели понять:
Чтоб тебя на земле не теряли,
Постарайся себя не терять.
Ничто на Земле не проходит бесследно,
И юность ушедшая все же бессмертна.
Как молоды мы были,
Как молоды мы были,
Как искренне любили,
Как верили в себя!
Как же отыграли первый тайм, если для них он толком не начался? И почему «были молоды», если все собравшиеся у костра молоды? В общем, неувязка. Очевидно, поэту Николаю Добронравову режиссер неверно поставил задачу, и он написал гимн для поколения людей среднего возраста. Стоит напомнить, что в середине 1970-х многим фронтовикам еще не исполнилось 50 лет. Поэтому «в небесах отгорели зарницы, и в сердцах утихает гроза» — это даже не о них, а о людях еще более старшего поколения!
Правда, есть в картине еще одна песня. Она как раз ближе к студенческой тематике:
Я — свежий ветер, огонь крылатый,
И наше время на циферблатах!
Пусть повезет нам в большом пути
От равнодушья себя спасти!
Зачем этот хиппи
Если стихи Добронравова, то музыка чаще всего Александры Пахмутовой. Так было и в этот раз. Песню «Как молоды мы были» за кадром должна была исполнить Елена Камбурова. Хотя сам текст и мелодия не импонировали ей. Как раз в это время на «Мосфильме» Александр Градский записывал песни для ленты «Романс о влюбленных». Звукорежиссер Виктор Бабушкин предложил Градскому попробовать спеть «Как молоды мы были» в качестве эксперимента. Вокалист сказал, что должен переговорить с автором музыки, так как негоже врываться без стука в чужую вотчину. Они встретились в комнате музыкальной редакции киностудии. Пахмутова наиграла мелодию на стоявшем там пианино. Как рассказывал Александр Борисович, он набрался наглости и попросил посмотреть партитуру, что удивило Александру Николаевну. Тогда считалось, что «курица — не птица», а вокалист — не музыкант. Посмотрев на ноты, Градский предложил спеть третий куплет на регистр выше. Пахмутова засомневалась. Она представляла себе свое детище камерным. Но разрешила попробовать. В результате версия в исполнении молодого рокера Саши Градского обрела совершенно другой окрас. Получила мощь, драматизм. В ней появилась кульминация, патетика. Кто бы мог подумать, что она станет визитной карточкой певца. Все увидят его потенциал и станут относиться к нему не как к патлатому гитаристу, а как к серьезному артисту, обладающему потрясающими вокальными данными.
Теперь хит в фильме звучал не у костра, а в финале, подытоживая сюжет. Это был своеобразный взгляд из будущего на работу в стройотряде. Кстати, в картине последний припев подхватывает детский хор. А на выступлениях Градский пел его фальцетом.
Пахмутову отговаривали делать Градского фронтменом этой песни на эстраде. Дескать, зачем тебе, Аля, этот хиппи. Советовали отдать произведение Кобзону. Но она отказывалась категорически. Композиция стала лауреатом фестиваля «Песня-77» именно в исполнении Александра Борисовича, и певца узнала страна, он начал собирать стадионы. Интересно, что ему тогда было 26 лет и он тоже еще не «отыграл первый тайм». Поэтому с годами его подход к исполнению менялся. А Пахмутова наблюдала за этими переменами и понимала, что ее музыка, как живой организм, развивается.
Пошла по рукам
Не одно десятилетие на концертах певца просили исполнить именно этот хит. Секрет популярности в том, что каждый, кому под 40 лет и более, может соотнести текст со своей личной историей. Все когда-то искренно любили, прощали друзей за ошибки, переживали измены. Хоть истории у каждого разные, но если обобщить их, они типичны.
Конечно, сотни раз спев композицию, Градский подустал от нее. Не вычеркнул из репертуара окончательно, но перестал относиться ревностно.
И песня, что называется, пошла по рукам. Ее пели Людмила Гурченко, Эдита Пьеха, Тамара Гвердцители, Иосиф Кобзон, Дмитрий Хворостовский, Николай Караченцов, Альберт Асадуллин, Иво Бобул, Иван Ожогин, «Хор Турецкого». Каждый старался привнести свою изюминку в исполнение, но перещеголять первого исполнителя не удалось никому.
Интересный факт. Первую строчку — «Как молоды мы были» — поэт Николай Добронравов позаимствовал из названия болгарского фильма 1960-х годов.
А в 1985-м с таким названием вышла советская лента.
Еще материалы рубрики:
«Позвони мне, позвони». Режиссер отвергла 20 вариантов мелодий. Тогда композитор пошел на хитрость
«Плачет девушка в автомате». Плагиат или одолжение: кто на самом деле автор хита
Реквием Беллы Ахмадулиной «А напоследок я скажу» на самом деле не имел отношения к известному фильму
«Тучи над городом встали…» На какие уловки пошел Марк Бернес, чтобы стать знаменитым актером