Как родились детские песенки «Чунга-Чанга» и «Я на солнышке лежу». Что их объединяет
Что такое «Чунга-Чанга»? Как песня связана с другим детским хитом «Я на солнышке лежу»? Почему мультипликационный остров парторг назвал издевательством над мечтой советских людей? В делах давно минувших дней разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
С непростой судьбой
Вопреки правилам драматургии, сразу раскрою одну из интриг статьи. Песни «Чунга-Чанга» и «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу…» объединяет то, что обе прозвучали в мультипликационных фильмах режиссера Инессы Ковалевской, женщины с необычной судьбой. Ее отец, генерал-майор Алексей Ковалевский, участник Гражданской и Великой Отечественной войн, возглавлял Военно-политическую академию имени В. И. Ленина, потом Академию общественных наук при ЦК КПСС. В 1950-м он был репрессирован и покончил жизнь самоубийством. Инесса как раз оканчивала школу, мечтала поступить в МГУ. Но после произошедшего путь в самый престижный вуз страны был для нее закрыт. Только после смерти Сталина она поступила на театроведческий факультет Института театрального искусства им. А. В. Луначарского. Потом в Минкульте СССР в качестве младшего редактора курировала кинематографию и мультипликацию Молдавской СССР. Просматривая работы молдавских коллег, она поняла, что может делать мультфильмы сама. Окончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Ее зачислили в штат студии «Союзмультфильм». Но сценариям Ковалевской долго не давали хода. За первые пять лет работы ей позволили снять всего два десятиминутных проходных мультфильма.
Когда женщине было под 40 лет, она поразила не только мультипликаторов, но и режиссеров художественного кино, театральных постановщиков. Ее мультфильм-мюзикл «Бременские музыканты» (1969) с мелодиями Геннадия Гладкова на деле был рок-оперой, вдохновил многих. Например, Максима Дунаевского, который даже 10 лет спустя, создавая музыку для фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» ориентировался на сюжетную и музыкальную структуру этого мультфильма. Да и новое поколение знает «Песню друзей» из «Бременских музыкантов» («Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету») и другие хиты.
Облико морале
После оглушительного успеха к Ковалевской обратился детский писатель Сергей Козлов, предложив попробовать сделать серию музыкальных мультфильмов по его произведениям. Первым стал «Катерок» (1970), в котором суденышко «Чижик», попав в шторм, оказывается на необитаемом острове, где вдоволь фруктов и много добродушных жителей, включая дельфинов, и таких персонажей, как Жираф и Попугай. За песни взялись поэт Юрий Энтин и композитор Владимир Шаинский. Первую, так и не ставшую хитом («Синяя вода»), соавторы написали сразу. А вот песня про остров структурно была ясна, но название забытого клочка земли в океане никак не могли выдумать. А ведь на его основе должен был строиться весь ритм и размер стихотворения. Помог случай. Прогуливаясь по столице, Энтин увидел на афишной тумбе плакат, приглашавший посетить представление московского ансамбля «Балет на льду». Внизу было написано: «Художественный руководитель – Евгений Чанга». Пружинистое воображение поэта сразу превратило фамилию в топоним Чунга-Чанга. Задача была решена. Забегая вперед, нужно отметить, что песня после премьеры мультфильма стала популярной. Соратники по искусству быстро узнали про то, что название острова сложили из фамилии знакомого им балетмейстера. 50-летнего заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР, заслуженного деятеля искусств Армянской ССР, члена КПСС Евгения Яновича Чангу за глаза все стали звать Чунга-Чангой, а он психовал, обещал придушить Юрия Энтина при встрече!
Таким образом появилась песенка:
Чудо-остров, чудо-остров,
Жить на нем легко и просто,
Жить на нем легко и просто,
Чунга-Чанга!
Наше счастье – постоянно
Жуй кокосы, ешь бананы,
Жуй кокосы, ешь бананы,
Чунга-Чанга!
Чунга-Чанга – места лучше нет,
Чунга-Чанга, мы не знаем бед.
Чунга-Чанга, кто здесь прожил час,
Чунга-Чанга, не покинет нас!
За кадром ее исполнили Анатолий Горохов и Аида Ведищева. Когда пришло время худсовета, на трибуне появился парторг «Союзмульфильма» и напомнил всем, что главный принцип социализма «От каждого по его способностям, каждому по его труду». Но еще в 1961 году на XXII съезде Коммунистической партии Советского Союза Никита Сергеевич Хрущев пообещал, что к 1981 году советские люди будут жить при коммунизме. А это «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Далее он заметил, что герои мультфильма уже так живут, даже не проявляя способностей. Потребляют бесплатные дефицитные продукты питания, ничего не делают, а это похоже на издевательство над коммунизмом – мечтой всех граждан СССР. В общем, чиновник настаивал на запрете мультфильма. Ситуацию спасло только то, что ему напомнили: персонажи мультика – дикие животные. А они всегда питаются подножным кормом и не соблюдают Моральный кодекс строителей коммунизма. Что касается присутствия в кадре рисованных чернокожих детей, то они пока в нетрудоспособном возрасте, находятся на попечении родителей. И главное, они не угнетены, на острове нет апартеида, расовой сегрегации.
Еще один фактор спас произведение. Один из присутствовавших обратил внимание, что катерок «Чижик» с острова, где «каждому по потребностям», возвращается туда, где ему вновь нужно помогать людям. Развозит почту, газеты лесорубам, лекарства в больницу – и этим счастлив. Выходит, коммунизм – это утопия? После этих слов все поняли, что зашли слишком далеко и прекратили политические дебаты.
Кстати, в постсоветской России Энтину удалось получить патент на слово «Чунга-Чанга» как на бренд. И за любое его использование в коммерческих целях поэт получал отчисления, а после его смерти дивиденды имеют родственники литератора.
Пропаганда тунеядства
Еще одна по сей день известная песенка прозвучала в мультфильме Ковалевской, снятом по произведению Сергея Козлова. Он же написал стихи, а музыку — Геннадий Гладков:
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу,
И на солнышко гляжу.
Носорог-рог-рог идет,
Крокодил-дил-дил плывет,
Только я все лежу
И на солнышко гляжу.
Феномен в том, что спустя 50 лет ее не забыли, несмотря на то, что она написана по принципу «что вижу, то пою». Композитор сам удивлялся, говорил, что люди вряд ли помнят что-то приличное, написанное им, а вот «Я на солнышке лежу» знают все. Мультик так и назывался «Как львенок и черепаха пели песню». Во время пения юный герой то и дело задает своей пожилой знакомой Черепахе детские вопросы. Сюжет не обошелся без накладок. Черепаха с закрытыми глазами поет: «Рядом львеночек лежит и ушами шевелит», а потом, открыв глаза и глядя на него, спрашивает: «Ты кто?»
Игру слов в песне на основе «сижу – лежу», которую затеял Львенок, никто не придумывал. Просто на озвучивании Олег Анофриев, спевший за обоих персонажей, ошибся. Звукорежиссеру понравился экспромт, его использовали. Сам актер признавался, что, напевая за львенка, он вспоминал себя маленьким, так как был таким же почемучкой. А солируя за черепаху, представлял Фаину Раневскую, с которой работал в Театре Моссовета.
Этот мультфильм тоже подвергся нападкам. Авторов обвиняли в пропаганде тунеядства. Мол, они демонстрируют детям, что целый день проводить в безделье – это нормально. В советском Уголовном кодексе существовала статья «Тунеядство», по которой могли отправить в колонию. Также критики обратили внимание, что мультик ничему не учит, в финале не выведена мораль. Словом, бесполезная трата народных денег.
К счастью, авторам удалось отвоевать оба мультфильма, которые сегодня знают не все, но песни из них по сей день на слуху. Они по-прежнему входят в детские песенные сборники и звучат на музыкальных представлениях.
Еще материалы рубрики:
Почему Николай Рыбников отказался петь про «куклу бессердечную» в фильме «Девушка без адреса»
«До свиданья, города и хаты». Какие предвоенные песни позже казались наивными даже их авторам
Как песня «Мы вращаем Землю» заставила Высоцкого бесконечно летать из Москвы в Ленинград
«Крепче за баранку держись, шофер!» Почти детективная история о песне с немецко-финскими корнями