Как смерть танцора вдохновила сценаристов на создание фильма «Зимний вечер в Гаграх»
Этот фильм родился из реальной истории, а его премьеру могли надолго отложить из-за объявленного в мае 1985 года сухого закона. Ленту спас сыгравший главную роль Евгений Евстигнеев. Какие еще необычные случаи происходили во время съемок драматического мюзикла, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Мастер степа, кумир 1950-х годов Алексей Иванович Беглов трудится в эстрадном коллективе консультантом и репетитором. Однажды он встречает Аркадия из Воркуты, который верит, что сможет стать новой звездой чечетки, и просит Беглова научить его мастерству этого танца.
Кто прототип героя?
В 1982 году во время съемок картины «Мы из джаза» на площадке часто появлялся пожилой консультант, учивший актеров танцевать степ. Нельзя было не заметить, что мастер чечетки стеснен в средствах: скромный, всегда ходил в одном и том же пиджаке. Но чувствовался в нем мощный внутренний стержень, сила, позволявшая оставаться в форме и не терять профессионализма, несмотря на возраст. Его звали Алексей Быстров. Режиссер Карен Шахназаров не так много с ним общался, однако был доволен его работой.
Как-то Быстров не явился на съемки, хотя ассистенты вызывали его заблаговременно. Вскоре выяснилось, что он умер от сердечного приступа. Постановщик фильма и его соавтор сценарист Александр Бородянский вдруг заинтересовались, кем же был этот неприметный человек. Оказалось, что в молодом возрасте он стал лауреатом Сталинской премии. Танцевал в Дважды Краснознаменном ордена Красной Звезды ансамбле песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова, выступал с московским джаз-оркестром Эдди Рознера. Объехал весь мир с гастролями. Профессиональная судьба танцовщика не бывает долгой. После окончания карьеры Быстров преподавал в эстрадно-цирковом училище, жил в комнатушке коммунальной квартиры. Шахназаров и Бородянский вдохновились его историей и, выпустив в прокат «Мы из джаза», сели за сценарий. Фамилию Быстров заменили на Беглов, чтобы не возникло претензий родственников.
Задумка была в том, чтобы рассказать не о Быстрове, а в его лице о людях из мира кино, театра, эстрады, которые, познав славу и любовь зрителей, умирали в безвестности и одиночестве.
Выбор и конкуренция
Когда работали над сценарием, то в главной роли представляли Евгения Евстигнеева. Однако в процессе подготовки решили попробовать и других звезд: Олега Ефремова, Евгения Леонова, Петра Щербакова. Евстигнеев никогда за себя не просил. Да и зачем? Работы у него хватало. Но в этом случае он, почувствовав конкуренцию, пришел к Шахназарову и пытался убедить того, что образ Беглова только его и больше ничей. В юности Евгений Александрович увлекался джазом и степом, тема была ему близка и понятна.
Юного Беглова, танцующего степ, сыграл Аркадий Насыров. А его дочь в детстве — Анна Иванова. Интересно, что до съемок она не испытывала интереса к танцам. Посмотрев, как малышка лихо выплясывает в фильме, родители отдали ее в балетную студию. Потом она танцевала в Большом театре России.
Роль молодого человека из Воркуты Аркадия Грачева, мечтающего научиться степу, писали для Игоря Скляра. Накануне актер пришел работать в Малый драматический театр под руководством Льва Додина в Ленинграде. Там сказали, что могут дать ему для съемок один свободный день в неделю. Это не устраивало режиссера. Он поставил актера перед выбором: либо уйти из театра, либо забыть о новом кино. Скляр выбрал театр. Роль досталась Александру Панкратову-Черному.
Звезду эстрады Мельникову постановщик предлагал сыграть Пугачевой. Алла Борисовна отказалась: она посчитала, что исполнить роль персонажа со звездной болезнью для нее означало бы самоубийство. Режиссер уговорил перевоплотиться на экране в Мельникову Наталью Гундареву. Она сделала постановщику одолжение, хотя давно отказывалась от ролей второго плана.
Интересно, что дочь Беглова во взрослом возрасте должна была сыграть Ирина Цывина. Но ее заменили на Светлану Аманову. 23-летняя Цывина получила эпизод в массовой сцене, но успела познакомиться с Евстигнеевым. Через год 55-летний актер женился на ней, и супруги были счастливы вместе. Актриса умерла в 2019 г. в связи с заболеванием сердца.
В ленте снялись и другие знаменитости: Александр Ширвиндт, Сергей Никоненко, Георгий Бурков. Кстати, последний в тот же период принял участие в работе над белорусской комедией «Амнистия», где сыграл тунеядца и алкоголика, которого пытается перевоспитать коллектив фабрики игрушек!
Личный метод
Съемки картины проходили в Москве (на улицах города и в павильонах «Мосфильма», в цирке на Цветном бульваре), Гаграх и Одессе. Пароход, на котором плывет молодой Беглов с дочерью, — «Адмирал Нахимов». Через год после премьеры, 31 августа 1986 г., в Черном море вблизи мыса Дооб судно столкнулось с сухогрузом «Петр Васев» и затонуло за восемь минут. Из 1 243 пассажиров и членов экипажа 423 человека погибли.
Вначале между режиссером и Евстигнеевым возникло недопонимание. Шахназаров даже жалел, что пригласил его на роль. Все актеры, когда проходила работа над сценами, в которых они не заняты, стояли за камерой и наблюдали. Евстигнеев же находил закуток и дремал. Шахназарову казалось, что такое безразличие к работе коллег со стороны звезды — эгоизм. Потом Евгений Александрович объяснил молодому постановщику, что это его метод. Актер за восьмичасовую смену в кадре находится максимум час с учетом дублей. Остальное время — перестановка света, декораций, сцены с другими исполнителями. Если он становится участником этой суеты, то к моменту собственного появления в кадре теряет тонус. Хотя, конечно, невероятно тактичный актер помогал партнерам и, если видел ошибки, отводил их в сторонку и шепотом делился своим мнением.
По признанию Панкратова-Черного, за три месяца репетиций он так и не смог научиться идеально танцевать чечетку. В финальной сцене актер должен был сделать это сам, без дублера. Посмотрев подготовленный номер, режиссер забраковал работу. Александр не знал, что ему делать. В один из дней его вызвали в павильон «Мосфильма». Там никого не было, кроме постановщика и оператора. Шахназаров сказал ему: «Вот площадка, камера, вот твой шанс». На возражения о том, что номер не приняли, Карен Георгиевич ответил: «Ты парень из Воркуты, приехавший в Москву искать свое счастье. Так что без номеров, бери и импровизируй». Актер так и сделал. Поэтому последняя сцена — экспромт чистой воды.
Когда картину в мае 1985 г. смонтировали, всех ждал сюрприз. 16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения». Сухой закон! А в нескольких сценах герои фильма пьют шампанское. Теперь важные эпизоды могли вырезать. Выход подсказал Евстигнеев. В сценах, когда разливают шампанское, он мастерски переозвучил свои слова: «Не стесняйтесь, берите, это яблочная шипучка».
Лента имела успех в советском прокате. Но главное то, что удалось задуманное: на примере героя Евстигнеева напомнить о людях, которые стерлись из памяти когда-то боготворивших их зрителей.
Еще материалы рубрики:
А после репетиций – в футбол. Как снимали фильм «Обломов»
Как снимался фильм «Отпуск за свой счет», и почему все сцены с Михаилом Боярским приказали вырезать
Почему режиссер ленты «Берегите мужчин!» и хита «Джентльмены удачи» застрелился, не дожив до 60 лет
В 1979 году фильм посмотрели 25 млн зрителей. Как снимали картину «Суета сует»