Как снимали одну из первых шпионских саг Советского союза, фильм «Майор Вихрь»
Актер, исполнявший главную роль в фильме «Майор Вихрь», попросил партнеров, игравших фашистов, бить его по-настоящему. Закончилось все печально. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В августе 1944-го в район оккупированного Кракова забрасывают советскую разведывательную группу «Голос». Ее члены знают друг друга только по псевдонимам: Вихрь, Коля и Аня. Задача команды — предотвратить уничтожение гитлеровцами старинного польского города. Парашютирование проходит неудачно из-за сильного ветра. Только Николай, помощник Вихря, смог успешно приземлиться, пройти немецкую проверку, устроиться в Кракове парикмахером и начать выполнение задания. Вихрь же и радистка Аня попали в руки гестапо. Обоим удается бежать из плена и упредить взрыв Кракова ценою собственных жизней.
Не один прототип
За шесть лет до появления на телеэкранах ленты о Штирлице зрители посмотрели отечественный фильм о другом советском Джеймсе Бонде. Его звали майор Вихрь. Трехсерийная шпионская сага прошла в эфире с 8 по 11 ноября 1967-го и вызвала ажиотаж.
А началось все с того, что в 1963 году ГРУ СССР рассекретило сведения о разведгруппе «Голос», задача которой заключалась в спасении Кракова. Писатель Юлиан Семёнов заинтересовался этой непростой историей. Дело в том, что в Польше в 1944–1945-м работали три группы с таким же заданием. Первую возглавлял Овидий Горчаков, вторую — Алексей Ботян (уроженец Воложинского района Минской области, участвовал в освобождении Беларуси), а третьей руководил Евгений Березняк. Они и стали прототипами майора Вихря.
Радистка Елизавета Вологодская — прообраз радистки Ани. В финале картины она и Вихрь погибают. На деле же разведчики уцелели, получили награды и прожили долго. Например, Герой России наш земляк Алексей Николаевич Ботян — 103 года.
Евгения Березняка действительно арестовали сотрудники гестапо. Но под предлогом очной ставки пленного повезли на краковский рынок. Ему удалось бежать, используя набор приемов, которым его обучили в разведшколе, что захватывающе показано в ленте.
У Вологодской, находившейся в плену, получилось завербовать сотрудника абвера фельдфебеля Курта Хартманна. Он не только организовал ее побег, но и сообщил, что сигнал к подрыву города дадут из старого форта на окраине.
Также группа Ботяна захватила инженера-картографа тыловых подразделений вермахта Зигмунда Огарека. Он рассказал о складе взрывчатки, доставленной в Ягеллонский замок. Адский груз предполагалось использовать для уничтожения исторического центра Кракова, Рожновской плотины и мостов через реку Дунаец. Электроцепь немцы собирались замкнуть после входа советских войск в город. В последние минуты перед катастрофой разведчики раскопали кабели минной системы и перебили их. Город был спасен!
К сожалению, в Кракове недавно демонтировали мемориальную доску в память о тех, кто совершил этот подвиг.
На основе всех этих материалов в 1967 году Юлиан Семёнов закончил работу над романом «Майор Вихрь» и одноименным сценарием.
Режиссуру доверили Евгению Ташкову. Он был известен по картине «Приходите завтра…» (о начинающей певице Фросе Бурлаковой) и по военному фильму «Жажда». А после «Майора Вихря» снял «Адъютанта его превосходительства» и другие известные ленты.
Противоречия в типажах
Предложение сыграть майора Вихря стало неожиданным для актера Вадима Бероева. Он считал своим призванием сцену. Но, поскольку отец артиста прошел войну, он все же согласился на роль. Она сделала его знаменитым, хоть и стала роковой. Почему? Об этом позже.
Бероев был очень ответственным и серьезно готовился к передаче образа. На деле в настоящую разведку его никогда не взяли бы: слишком броская, яркая внешность. Но в кино другие законы. Фактурный красивый мужчина как нельзя лучше подходил для воплощения на экране советского супермена.
Неожиданно для многих роль польского подпольщика Юзефа отдали Александру Ширвиндту, хотя она противоречила его амплуа.
Николай в исполнении Виктора Павлова (офицер советской разведки, помощник Вихря) внешне не похож на опытного диверсанта.
Владимир Кенигсон и Владислав Стржельчик сыграли фашистов, делающих моральный выбор. Они соглашаются работать на советскую разведку ради спасения собственной нации. Подобного они ранее не исполняли. Да и непросто было надеть гитлеровскую форму людям, пережившим войну 20 лет назад.
Кенигсон жил напротив московского Дома кино и ходил смотреть трофейные ленты, чтобы проникнуться психологией немцев.
Подвиг или безрассудство?
В основном картину снимали во Львове — архитектура в центре этого города во многом напоминает Краков.
Вадим Бероев, играя Вихря, был очень щепетилен и боялся подвести режиссера. Он решил добиваться экранной правды до конца. По словам его дочери Елены, во время съемок сцены допроса с пристрастием в гестапо актер попросил партнеров не изображать удары, а бить его по-настоящему. Сегодня такое вряд ли возможно, а в те годы — вполне! В результате Вадиму Борисовичу на площадке, что называется, отбили печень. Работу над фильмом пришлось на время приостановить — до выздоровления исполнителя. А когда снимали последнюю сцену, в финале которой его герой погибает, Бероеву пришлось 3 часа лежать на снегу в лютый мороз. Результат: двустороннее воспаление легких.
Кинопроцесс сильно подорвал здоровье актера, и он умер через пять лет после премьеры. Ему было всего 35…
Юлиан Семёнов был очень компанейским человеком. Вскоре после первого показа ленты в ноябре 1967-го у него дома собрались приятели. Хозяин накрыл стол со щедрыми яствами. И вдруг раздался телефонный звонок, на том конце провода сообщили: «С вами будет говорить председатель КГБ СССР Юрий Владимирович Андропов». Недавно занявший эту должность глава всесильного ведомства поблагодарил за фильм. Предложил открыть для Семёнова секретные архивы для того, чтобы следующая книга и кино еще более популяризировали работу советской спецслужбы. В результате в журнале «Москва» в № 11, 12 за 1969 год впервые опубликовали роман «Семнадцать мгновений весны», а в 1973-м состоялась премьера его 12-серийной экранизации.
Еще материалы рубрики:
«Золотое Дно». Как Минаев взбил гоголь-моголь из псевдо-Шекспира и саги «Богатые тоже плачут»
На съемках фильма «Мы, нижеподписавшиеся» о голову Олега Янковского разбили сырое яйцо
«Бабушка приехала». Почему фанатов богомоловского «Момента истины» может хватить приступ
Во время съемок «Романса о влюбленных» Ия Саввина из-за ревности ударила по лицу юную Елену Кореневу
Фантастика без компьютерной графики. Как снимался фильм «Гиперболоид инженера Гарина»