Как создавали рок-оперу «Юнона и Авось», и что не так с историей любви графа Резанова и Кончиты
Широко известна песня «Ты меня на рассвете разбудишь…» и витринное либретто рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось» о красивой и трагической любви графа-мореплавателя Резанова и девушки по имени Кончита. Разные коллективы не раз демонстрировали спектакль в минском Дворце Республики в рамках гастролей. И все же есть в этом безупречном романе белые пятна, которые не являются секретом, но в то же время их не хотят замечать. Какие аспекты произведения вызывают сомнения, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Много вопросов
Сюжет этих стихов Андрея Вознесенского для многих является примером благословенной, неподдельной, подаренной небесами любви:
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды,
я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
По событийному ряду понятно, что возлюбленные, реализуя свои возвышенные чувства, провели ночь, полную страстей и объятий. Как в 1942 году говорил товарищ Сталин, реагируя на амурные похождения командующего Брянским фронтом Константина Рокоссовского, «ничего делать не будем. Завидовать будем». Но не все вникали, что в истории прототипов сюжета Вознесенского, да и в самом либретто рок-оперы «Юнона и Авось», есть один нюанс. Дело в том, что у мужчины и женщины, проведших вместе ночь, была не просто возрастная разница — 27 лет. Это, как говорится, их личное дело. Романтическое настроение исчезает, когда узнаешь, что Николаю Резанову на момент этого сладострастия исполнилось 42 года, а Кончите (Марии Консепсьóн Аргуэльо) — 15 лет! Кто-то скажет, мол, еще один ханжа выискался. Во-первых, давайте представим лица и действия сегодняшних родителей, которые узнают, что их 15-летняя дочь проводит ночи с 42-летним дядькой. По тем временам, когда жизни были короче и рожали в более юном возрасте, чем сегодня, Резанов годился Кончите не просто в отцы, а в без пяти минут дедушки! К тому же в его биографии это был рецидив. В 1794 году 31-летний граф женился на 15-летней дочери промышленника Григория Шелихова. Через полгода Шелихов умер и Резанов стал владельцем его наследия. Открыл на основе промыслов покойного тестя Российско-Американскую компанию на Аляске. Правда, русские поселения там жили впроголодь. И вот в 1806 году он вышел в океан на парусных судах «Юнона» и «Авось» в Калифорнию для пополнения запасов продовольствия в русской колонии на Аляске. В Америке познакомился с 15-летней Кончитой, дочерью испанского коменданта Сан-Франциско. Начался роман. Они обручились. Но ему, православному, для брака с католичкой нужно было просить позволения у императора России и папы Римского. Интересно, что корабельный врач вспоминал, будто Резанов не пылал страстью, а имел политические виды, так как после обручения отец невесты загрузил русские корабли продовольствием под завязку. Самой же Кончите граф вскружил голову рассказами о роскошной жизни в русских дворцах в статусе супруги русского камергера. История давняя, темная. Можно сказать и то, что вначале XIX века взрослением считали половое созревание. Никто понятия не имел о тонкостях подростковой психологии. Мало кто считал, что 15-лений отрок — скорее ребенок, чем взрослый. Жизнь была не только короче, но и ёмче. Незамужних девушек после 25 лет принимали за старых дев. Поэтому с высоты нескольких столетий сложно объективно судить об аморальности Резанова. Тем более что развязка рок-оперы и реальные события имели под собой красивую поэтическую и трагическую основу. После обручения возлюбленные попрощались. Николай Петрович отбыл в Россию, где менее чем через год в Красноярске скончался от тяжелой болезни. Кончита каждое утро приходила на мыс, смотрела на волны, ждала. До нее доходили слухи о гибели Резанова. Она не верила. Замуж так и не вышла. Спустя 35 лет узнала детали смерти любимого от путешественника Джорджа Симпсона. Последние годы жизни провела в монастыре.
И все же легенды рождаются благодаря трагедиям. А могло быть все прозаичнее. Вышла бы Кончита замуж за Резанова. Спустя 15 лет ей исполнилось бы 30 лет. Опостылевший за это время граф умер бы от чахотки, а богатая вдова кутила с парой-тройкой фаворитов. Проза жизни. Тогда поэма Вознесенского и рок-опера Рыбникова не родились бы. А персонажи сгинули за поворотом истории.
Молодой и наглый
В 1970 году Андрей Вознесенский, впечатленный легендой о несчастной любви, написал поэму «Авось». А в 1977 году без всякой привязки к поэме появилось его стихотворение «Я тебя никогда не увижу». По одной из версий оно ему приснилось. В тексте этого произведения не было Адмиралтейства, поэта Гафиза. Музыку на него создал Оскар Фельцман. Песенку записала на пластинку группа «Веселые ребята». Но она не стала хитом, прошла мимо слушателя. А поэт сожалел о фиаско, видя в ней потенциал.
В 1978 году композитор Алексей Рыбников продемонстрировал Марку Захарову, главному режиссеру Московского театра имени Ленинского комсомола, собственные музыкальные аранжировки церковных песнопений в рок-обработке. Постановщику это показалось интересным. Решили делать спектакль по мотивам эпоса «Слово о полку Игореве». Вознесенского позвали для литературной обработки старинных поэтических текстов. Литератор вспоминал, как он был молодым, наглым и говорил, что все это уже устаревший отработанный материал. Но еще больше огорошил режиссера тем, что вместо памятника литературы Древней Руси предложил свою поэму «Авось». Марк Анатольевич, ничего не ответив, попросил принести поэму. А когда прочел, принял решение перенести ее на сцену. Конечно, сюжет нужно было расширить, что Вознесенский и сделал. К тому же, прямо в либретто вставил свое стихотворение «Я тебя никогда не увижу». Всего в спектакль вошло 20 музыкальных тем Алексея Рыбникова. Например «Аллилуйя любви».
Не зная подробностей
Интересно, что первый исполнитель роли Резанова, актер Караченцов, тоже был Николаем Петровичем, как и прототип его героя. Кончиту сыграла Елена Шанина. Соавторы решили поместить это романтическое, немного сомнительное сказание в религиозную обертку. Уже упоминалось, что в основу музыки легли церковные песнопения. А ведь это был разгар эпохи застоя, 1980-й год. К тому же, премьера оперы прозвучала не на сцене, а в церкви Покрова в Филях. И только 9 июля 1981 состоялась в Московском театре имени Ленинского комсомола. Общеизвестно, что советская власть относилась к таким пассажам, как к религиозной пропаганде. Поэтому даже странно, что спектакль не закрыли. При этом и не выпускали за рубеж на гастроли.
К тому же после московской премьеры в западной прессе подняли шум, будто в самом центре Москвы наконец появилась антисоветская постановка.
Пластинка с оперой свет увидела не скоро. А Алексей Рыбников, по его словам, подвергся травле. С ним не заключали договора, не выплачивали гонорары. Он даже судился с Министерством культуры СССР!
Между тем на спектакль, шедший 2-3 раза в месяц, невозможно было купить билеты. Коллеги и зрители только и говорили о нем. Лишь спустя несколько лет после первого показа постановка побывала во Франции, в США. Спектакль подхватили режиссеры в десятках музыкальных театров СССР, воспроизвели в собственных интерпретациях на своих сценах. Новые версии делают и сегодня, используя музыку Рыбникова. Устраивают гастрольные туры.
В Ленкоме после начала тяжелой болезни Караченцова роль Резанова исполнял Дмитрий Певцов и другие актеры. А песня «И качнется бессмысленной высью пара фраз, залетевших отсюда: «Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу» остается символом беспримерной, фантастической любви. Но это если не знать исторических подробностей…
Еще материалы рубрики:
Как родились детские песенки «Чунга-Чанга» и «Я на солнышке лежу». Что их объединяет
Почему Николай Рыбников отказался петь про «куклу бессердечную» в фильме «Девушка без адреса»
«До свиданья, города и хаты». Какие предвоенные песни позже казались наивными даже их авторам
Как песня «Мы вращаем Землю» заставила Высоцкого бесконечно летать из Москвы в Ленинград